Педагогический проект "В страну правильной речи"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Насрединова Эльвира Аликовна

Педагогический проект "В страну правильной речи"

                            Актуальность проекта.

 Речь – это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.                                      Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии  с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).        Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов  и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое       ударение и т.д., нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей    среды – неотъемлемые условия для современного и правильного формирования звуковой культуры речи.

       О.И.Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи воспитания у детей четкого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитания выразительности детской речи».

       В процессе  воспитания у детей звуковой культуры речи решаются задачи: формирование у детей правильного звукопроизношения,                     в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).

       Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха у дошкольников. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
  2. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.)

       Основным направлением в воспитании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка.

       Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет детям с системными нарушениями речи стать успешными в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной речи. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной,                   Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников      с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. И позволяют утверждать, что речь детей необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

       Проект «В страну правильной речи» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей             с нарушениями речи, он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей                с речевыми нарушениями. Это различные направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, ведущие ребенка                        к полноценной развитой речи: совершенствованию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико – грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.

       Одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи представляется способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя – логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.        Проект предназначен для детей 5 – 6 лет. 
Участники проекта: Дети    с   тяжелыми   нарушениями   речи,   учитель – логопед,   воспитатели, родители. 
Цель проекта: Повышение   потенциальных   возможностей   полноценного речевого   развития   дошкольников с нарушениями речи. 
Задачи проекта:

    Коррекционно – образовательные:

  1. 1.     Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
  2. 2.     Развивать речевые и творческие способности детей, различные стороны речи (фонетико – фонематическую, лексико –грамматическую, связную речь).
  3. 3.     Автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.

    Коррекционно – развивающие:

  1. 1.     Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  2. 2.     Увеличить объем коррекционного воздействия.
  3. 3.     Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание.

    Коррекционно – воспитательные:

  1. 1.     Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
  2. 2.     Формировать положительное отношение к совместной деятельности. 
  3. 3.     Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
  4. 4.     Стимулировать    совместную    продуктивную   деятельность   детей и родителей. 

    Ожидаемые результаты.

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных                     и творческих способностей детей,  позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки,        которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность               родителей в речевом развитии их детей.

2. Повышение психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

  1. 3. Повышение заинтересованности родителей не только                     в результатах, но и в самом процессе  коррекционно – воспитательной работы. 

 

Эффективность данных результатов.

Для детей:

     Положительная  динамика  речевого  развития.

     Успешная  социальная  адаптация в ДОУ и семье.

     Выработка  устойчивой мотивации к речевой  самореализации.

 

Для родителей:

     Положительная  оценка  деятельности  ДОУ.

     Активизация педагогического потенциала родителей.

     Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей.

     Чувство удовлетворенности от совместного творчества. 

Для педагогов:

     Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями.

    Заинтересованность педагогов в творчестве и инновационных технологиях.

     Удовлетворенность собственной деятельностью.

     Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные эффективные формы и методы работы.

 Для ДОУ:

     Благоприятные условия для профессионального роста педагогов. 

Практическая значимость проекта.

       Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно – логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.


Вид проекта: практико – ориентированный, долгосрочный. 
Срок реализации проекта1 год


                                   

 

Этапы реализации проекта.


       I. Подготовительный этап (информационно – аналитический). 
        Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 
       Задачи: 
       1. Изучить  состояние исследуемой проблемы в теории                                и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 
       2. Выявить проблему – мониторинг  актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста                         (логопедическое обследование детей).

     3. Определить систему логопедических проектов, условия их реализации.

   II. Основной этап (практический)
                                                                                                                                      Задачи:

      Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни                и правильном дыхании.

      Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.

       Закрепить у  детей  навык дифференциации носового                     и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.

       Формировать  силу,  плавность и направленность       выдыхаемой воздушной струи.

       Повысить компетенцию воспитателей в данной области.

       Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Вид проекта: Практико – ориентированный, краткосрочный, коллективный. 

Срок реализации:

 Содержание работы: 
 

 

Работа с детьми

    Развитие силы и целенаправленности воздушной струи                           у детей на коррекционных занятиях,  при выполнении  гимнастических 
упражнений и в играх на утренней гимнастике, в двигательной              и музыкально – художественной деятельности.  

    Применение игровых упражнений для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий. 

     Придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Работа с семьей

    Консультация для родителей по теме «Формирование правильного речевого дыхания», «Дидактические игры и упражнения                     для развития речевого дыхания».

     Буклеты для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания».

     Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Работа с педагогами

    Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания     у детей».

  Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми.

    Практическое применение пособий  детско – родительского творчества.

 

Практический результат проекта

 

 Оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика».

    Практическое применение пособий в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе, в двигательной  и     музыкально – художественной деятельности.

       III. Заключительный этап реализации проекта:

 

Задачи:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини – библиотеки из пособий и книжек детско – родительского творчества, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «В страну правильной речи».                          

 

 

                                                                                                        

Воспитатель: Насрединова Э.А.

д/с «Солнышко »2017г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»

    Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...