проект "Мой любимый город"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Русанова Татьяна Викторовна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. 

Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. 

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. 

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Русанова Татьяна Викторовна

Учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад№15»

ПРОЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. 

Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. 

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. 

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Тема: «Мой любимый город»


Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Место реализации: группа №12 МБДОУ «Детский сад № 15», г. Троицк.

Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:

  • Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
  • Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

    Задачи проекта:
  1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
  2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. 
  3.  Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
  4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. 
  5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. 
    Продолжительность проекта: долгосрочный. 

Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.

Условия реализации проекта:


- Интерес детей и родителей;

-  Методические разработки;

-  Взаимодействие со специалистами


Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.

Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Ожидаемые результаты:

-  Обогащенные и систематизированные знания детей о городе.

- Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.

- Участие семей воспитанников образовательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Троицка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:

- образовательная ситуация;

- дидактические игры;

- беседы;

- рассматривание иллюстрация;

- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;

- работа с родителями.


Этапы реализации проекта.


Подготовительный этап. 

сбор информации по данной теме, постановка цели, поиск формы реализации проекта, разработка содержания, разработка наглядного материала, изготовить дидактические игры по теме,
подготовить материалы для работы с родителями.


Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей. 
Беседы: «Достопримечательности Троицка», «Чем помочь родному городу?», «Наши знаменитые земляки».
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.


Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
НОД: «Город, в котором я живу», «Городской транспорт», «Троицк»
Дидактические игры:  «Найди свой домик».


Работа с родителями. 

Консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «Мы идем в кино», «По дороге в детский сад»

Выставка рисунков.

Презентация.

Завершающий этап. 
• Оформление папки передвижки.
• Развлечение «Троицкая Ярмарка».
• Подведение итогов проекта.

Результативность проекта: 
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Сентябрь 
НОД «Город, в котором я живу» (история возникновения города) Приложение 1.

НОД Знакомство с флагом, гербом города. (изготовление атрибутов)
Анкетирование родителей Приложение 2.
Октябрь  
НОД «Знаменитые земляки» (И.А.Крылов) Приложение 3.
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
Ноябрь
НОД «Улица, на которой я живу» Приложение 4.
НОД «Здания нашего города» (конструирование)
Декабрь 
НОД «Наши речки Уй и Увелька» Приложение 5.

НОД «Городской транспорт»
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»

Январь 
Прослушивание песен и стихов о Троицке
Развлечение «Троицкая Ярмарка»

Приложение 1.

Открытое занятие в старшей группе

«История города Троицка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая.

Цель: Расширение знаний о родном городе и его историческом прошлом.

Задачи:

Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы.

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения города. Объяснить, что город — результат труда людей разных поколений. Активизировать словарь, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к людям, воспитывать бережное отношение к своему городу. Воспитывать гордость за город, в котором живешь.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворений о Троицке.

Оборудование: Презентация «Мой родной город»

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Дети заходят и встают в круг.

- Я рада видеть вас сегодня с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

-Песня, которую мы только что слышали, называется «С чего начинается Родина?», а я вам напомню первые слова из песни

«С чего начинается Родина, с картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя-Россия. Давайте вместе повторим это слово-«Россия». А мы с вами, граждане России - россияне! Много стран на Земле, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Родина - значит родная, как мать и отец. У каждого человека есть родная земля, то место где он живет. Это может быть – село, деревня, город. И называется это место «Малой Родиной».

Стих. «Малая родина»

-Малая родина-

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая родина малая моя!

Большинство из вас родилось в городе Троицк. Значит - это ваша малая Родина. И куда бы вы ни уехали, в каких дальних городах бы вы ни жили, вы всегда будете помнить город, где вы родились, где прошло ваше детство.

Стихи:

О ТРОИЦКЕ

0 былом ощущенья остры,

Ностальгии о прошлом не скрою,

Я гляжу с Пугачёвой горы

На свой город над уйской водою.

Здесь веками гулял суховей,

Зной емшан с горицветом встречали,

Дул прохладою древний Рифей,

Уи с Увелькою крепость венчали.

Город Троицк - окно на Восток,

От кайсаков пищаль и мортира,

В гости к нам караванов поток,

К нам товар поставляло полмира.

Здесь поёт на решётках узор,

Купола в поднебесье сияют,

И, куда бы не бросил свой взор,

Древний город тебя восхищает.

Минареты, красавец пассаж,

Строй торговых рядов, «Эльдорадо»

Кино «Сан»... Это всё Троицк наш.

Мне, поверьте, другого не надо.

Если б взять да уехать в Париж

Или вдруг поселиться бы в Ницце,

Там без Троицка - просто сгоришь,

Там без Троицка ночью не спится.

Я гляжу с Пугачёвой горы

На свой город над уйской водою,

Здесь всегда впечатленья остры.

Троицк, я не расстанусь с тобою.

Да, мы с вами живём в городе Троицке, для нас он родной и любимый. -И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу. Но экскурсия у нас будет необычная. Ее мы проведем по страницам волшебной книги «Город, в котором мы живем».

- Дети, сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Троицк. У каждого города есть своя история и г.Троицк не исключение. Послушайте, пожалуйста.

II. Основная часть

Наш город основал  И.И.Неплюев. Благодаря природным  местам И.И. Неплюев  принял решение именно здесь заложить «крепость». А позднее  маленькая крепость превратилась в большой и красивый город. В честь его в нашем городе, в центре стоит его памятник. Этот памятник - единственный в Челябинской области.

- Наш город имеет свой герб "Герб расположен на фоне французского типа. Поле щита - золотое: божественный свет, вера, милосердие, знатность, постоянство, богатство; золото изображается жёлтым цветом. В поле щита три креста - символ Святой Троицы, цвет крестов пурпурный - это лилово-красный, цвет любви, мужества и великодушия. В левом верхнем углу герба помещен герб г.Челябинска, т.к. г.Троицк - областного подчинения. Щит увенчан пятизубчатой городской серебряной короной, корона -это самостоятельность и независимость. Цвет серебра означает чистоту, надежду, правдивость и благородство. Вокруг щита изображены пшеничные колосья, перевитые голубой лентой"

В нашем городе протекают две реки: Уй и Увелька.

Стихи

Мне помнится журчанье струй

у стен бревенчатого Троицка.

В названии старинном Уй

какая-то загадка кроется.

А речка… речка всё течёт,

то ширится, а то сужается,

ведёт векам спокойный счёт,

и в речке небо отражается.

Я помню половодье на Увельке,

Где мы когда-то, кажется давно,

Каталися с товарищем на лодке,

Веслом буравя водное стекло.

Игра. - Давайте мы с вами изобразим эти волны (игра «Волна»). Для этого нужно построиться в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать руки в тот момент, когда следующая пара поднимает руки, чтобы получилась река с бегущей волной, сначала медленно, затем быстрее (звучит музыка плеск реки)

- Молодцы!- Очень хорошо. Продолжаем путешествие.

В городе Троицке живет очень много людей — детей и взрослых. - Чем же они занимаются? В нашем городе строятся новые дома, делают красивую мебель, шьют удобную одежду и обувь, делают другие красивые и необходимые для людей вещи. Давайте полистаем страницы нашей книги. Чтобы все жители нашего города имели жилье, надо построить для людей дома, для детей — детские сады, для школьников — школы. Еще нужно много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же все это построил? (ответы детей) .Викторина «Угадай Что это?»

- Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас ваши родители. А придет время — строить будете вы.

- Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей.

Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт Земли Имя Гагарина носит - одна из улиц нашего города.

Любить свой город, заботиться о нем, благоустраивать его, сажать цветы, деревья. Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наш город.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко»(игра проходит под спокойную музыку).Отправляемся дальше (звучит веселая музыка)

Страница «Чистый город»

Дети, давайте рассмотрим карту Челябинской области. Посмотрите, какая большая наша область, а город наш маленький. Так что же больше, область или город? Как вы думаете, чей он город Троицк? Кто хозяин города? - Наш. Мы — хозяева города. А хозяева должны свой город беречь, заботиться о нем. Как вы считаете, троичане хорошие хозяева или не очень хорошие? (ответы детей).

Если бы все — и дети, и взрослые — не бросали на улице обертки от конфет, от мороженого, бутылки и пакеты, не ломали бы скамейки, то город был бы чистым и красивым.

Человек сам решает, как ему поступать, хорошо или плохо. И вы тоже сами решаете можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами. Каким будет родной город, зависит от нас. И сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Очисти свой город».

- Посмотрите, дети, как намусорили люди в нашем парке, нужно привести его в порядок.

Игра «Очисти свой город»

Дети кто вперед соберет «мусор» в корзину? (дети под веселую музыку собирают фантики от конфет).

- Молодцы, на этом наша экскурсия заканчивается,  но мы смогли рассказать только маленькую часть. Историю нашего города хранит и собирает музей,  который нужно посетить каждому и гостям и нам жителям Троицка.

Страница «Детский сад»

- Маша. Мы город свой с любовью украшаем,

Чтоб чисто и уютно было в нем

Ведь мы одна семья, семья большая,

III. Заключительная часть

С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе.

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок и я!

Наш край родной, наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем! Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь.

- Вот и закончилась наше занятие. Что вы запомнили на занятии? (как раньше назывался наш город, как называется реки, которые находятся в городе). Названия, каких улиц вы теперь знаете? Что понравилось?

Приложение 2.

Уважаемые родители!!!

Хотелось бы знать Ваше мнение и Ваши знания по некоторым вопросам. Пожалуйста, ответьте словами ДА, НЕТ, не знаю.

  1. Нужно ли заниматься патриотическим воспитанием с дошкольного возраста?
  2. Знает ли Ваш ребенок:

- название города, в котором живет

- как называют жителей города

- символы города (герб, флаг, гимн)

- домашний адрес

- название улиц города

- предприятия города

- названия рек, протекающих по городу

- социально-бытовые объекты микрорайона и города?

  1. Вы знаете историю возникновения Троицка?
  2. Посещали ли Вы краеведческий музей?
  3. Посещал ли краеведческий музей Ваш ребенок?
  4. У ребенка есть начальные представления о нашей стране? (название, государственные символы, столица и т.п.)
  5. Достаточно ли внимания уделяется патриотическому воспитанию детей в детском саду?
  6. Чтобы город стал лучше, что нужно сделать, чего не хватает? (ответ на этот вопрос пишите на обратной стороне анкеты)

Приложение 3.

Конспект занятия по развитию речи

«Знакомство с баснями И. А. Крылова».

Программное содержание:

1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями.

2. Осознавать и понимать идею басни.

3. Выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.

4. Понимать значение пословиц и связывать значение пословицы с ситуацией в басне.

5. Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.

6. Пополнить словарь детей образными выражениями из басни.

7. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, костюмы персонажей басен.

Предварительная работа: чтение басен И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»«Ворона и лисица»«Лебедь, Рак и Щука»«Квартет»«Лисица и виноград», заучивание басен наизусть детьми.

Обогащение словаря: трудолюбивый, труженик, мастер – золотые руки, рукодельник, рукодельница, беззаботный, легковерный, льстивая, коварная, рдеют, яхонт.

Выражения из басен: из кожи лезут вон; воз и ныне там; хоть видит око, да зуб неймёт.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.
  2. Сообщение темы занятия.

Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?

- Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.

- А ещё в литературе существует такой жанр, как басня. Что же это такое? Мы сегодня с вами узнаем. Басня - краткий рассказ в стихах или прозе, имеющий нравоучительный характер. В каждой басне высмеиваются и осуждаются пороки людей. Героями басен чаще всего являются животные, наделенные человеческими чертами. Басни известны с древних времен. Они возникли в народной среде как произведения устного народного творчества.

Сегодня мы познакомимся с баснями И. А. Крылова (показ портрета).

И. А. Крылов – русский писательбаснописец, родился в нашем городе Троицке в семье армейского офицера, который в то время трудился в нашем городе. Первый год жизни Крылов прожил именно в Троицке.

-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»(ответы детей).

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

1. Делу время – потехе час.

2. Трудиться – всегда пригодится.

3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

4. Сделал дело, гуляй смело.

- Чему учат эти пословицы? (быть трудолюбивым).

Сейчас мы с вами послушаем басню «Стрекоза и Муравей». Попробуйте догадаться, что в ней высмеивается? (Чтение басни детьми по ролям)

- О ком говорится в басне?

- О чем просила Муравья Стрекоза?

- Что ответил Муравей?

- Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)

В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне(трудолюбивый, труженик). А какая Стрекоза? (легкомысленная, ленивая, беззаботная). Пословицы о лени.

Ребятки, мы уже сказали, что басня – это поучительная история. Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»(нужно трудиться, заботиться о себе).

В басне встретилось много интересных слов и выражений:

Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова? (наступает, приближается).

Помертвело чисто поле – почему так говорят? (опустело, пожелтело, ничего больше не растет)

Злой тоской удручена – (печальная озабоченная)

- А сейчас скажите, когда человека хвалят?

- Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать.

- А сейчас послушайте, кто в этой истории льстит и для чего? Чтение басни «Ворона и Лисица» (Вероника, Алина)

- Кто льстил в этой басне? Для чего она это делала?

- Какой вам показалась в этой истории Ворона? (глупая, легковерная, наивная, доверчивая)

- А какая в басне Лиса(хитрая, льстивая, коварная, плутовка).

- Чему учит эта басня(нельзя верить лести, нельзя быть слишком доверчивым).

- Как вы понимаете выражения: плутовка к дереву на цыпочках подходит? (крадется)

С ним была плутовка такова (убежала с сыром).

Музыкальная физкульт минутка

- А сейчас послушайте басню «Лебедь, Рак и Щука» и подумайте, в чем смысл этой басни? Чтение басни.

- Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?

- Как об этом говорится в басне?

- Почему же их дело «не шло на лад»?

- Как вы понимаете слова «из кожи лезут вон»?

- Найдите в басне слова, где дается поучение.

- Когда так говорят«Воз и ныне там»?

- Ребятки, а в еще одной басне И. А. Крылова говорится о том, как Мартышка, Осел и Медведь решили сыграть квартетом.

- Кто знает, что такое квартет? (это игра на музыкальных инструментах вчетвером).

- А что же получилось у зверей в басне, мы сейчас послушаем.

Чтение басни.

- Получилась ли игра у зверей? Почему?

- Что предпринимали звери, чтобы сыграть?

- К кому обратились звери с просьбой помочь им сыграть?

- Что ответил Соловей? («Чтоб музыкантом быть, так надобно умение»).

- Какова мораль басни(чтобы что-то сделать, нужно этому научится).

Вывод: Учиться всегда пригодится.

- А сейчас послушайте басню «Лисица и виноград». В басне много незнакомых слов. Например, слово «рдеть» - наливаться и краснеть на солнце. Виноградные кисти рделись – краснели на солнышке.

«Кисти, словно яхонты горят» - яхонт – драгоценный самоцветный камень красного цвета.

- О чем говорится в басне?

- Как Лиса пыталась достать виноград?

- Как вы понимаете слова «хоть видит око, да зуб неймет»?

- Какая Лиса в басне?

А сейчас слушаем еще одну басню, которая называется «Слон и Моська»(Максим, Даша) Моська – это кличка собаки. В басне встретится еще одна кличка собаки – Шавка. Обратите внимание на ее совет Моське.

Чтение басни.

Как вы думаете, почему Слон не обращал внимание на лай Моськи? (так как она маленькая и не представляла опасности).

- Моська понимала это?

- Что ей говорила Шавка?

- Чем объяснила Моська свое поведение? (пускай же говорят собаки«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»)

- Какая Моська в басне(задиристая, хочет, чтоб о ней говорили, будто она смелая).

Рефлексия:

- Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне, как о жанре литературного произведения.

- Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы детей).

- Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.

Приложение 4

«Улица, на которой я живу»

Цель: пробуждать в детях любовь к своему городу, улице на которой они живут, к своему дому

Задачи:

• формирование патриотических чувств; расширять представление о родном городе, в котором живут дети, воспитывать чувство ответственности за свой город, закреплять домашний адрес.

• закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь кого названа улица на которой они живут

• совершенствование речи как беседы общения; помощь детям в построении высказывания; умении вести диалог с воспитателями и сверстниками.

• продолжать расширять представления об окружающем, стремление любоваться красотой архитектурных сооружений; формировать умение эстетически оценивать их.

Материал: фотографии города, презентация, лист бумаги, карандаши.

Активизация словаря: жилые, общественные, кирпичный, панельный, деревянный, магазин, почта, больница, парикмахерская.

Предварительная работа: побеседовать с родителями, чтобы они рассказали детям в честь кого названа улица, на которой они живут.

Ход:

Ребята, я сегодня шла на работу и встретила мальчика, который стоял и плакал. Оказывается, он потерялся, его мама ушла, а он не знает свой домашний адрес.

- А вы знаете свой домашний адрес? …

- Как называется улица, на которой ты живёшь?.

- Почему она так называется?.

- Какие здания есть на вашей улице?.

- Какие здания мы называем жилые?.

- Какие здания мы называем общественными?.

- Какие общественные здания есть на вашей улице?.

- Как выглядит дом, в котором ты живёшь?.

- Сколько в нём этажей?.

- Из чего он сделан?. (кирпич, дерево, панели)

- Значит он какой. ?. (кирпичный, панельный, деревянный)

- Возле вашего дома есть детская площадка?.

- Что на ней построено?.

- А ты ходишь поиграть на ней?. С родителями или один?.

- В какое время года ваша улица всего красивей? Или она тебе нравится в любое время?.

- Что можете сделать вы, чтобы ваша улица стала чище и красивее?.

Физминутка

- Ребята, вы так много знаете о своей улицу. Давайте мы сейчас с вами превратимся в художников и нарисуем свою улицу…(включаю спокойную мелодию)

По окончанию работы создаём общую картину города по рисункам.

Итог занятия:

Давайте любить свой дом, свой двор, свой город, ведь это маленькая наша родина. Эта Мы – хозяева города, от нас с вами зависит каким он есть и каким он будут в будущем.

        

Приложение 5.

Тема: Наши речки «Уй и Увелька»

Задачи:

  1. Закрепить названия рек Уй, Увелька.
  2. Познакомить с легендой названия рек.
  3. Развивать память, мышление, воображение.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Орг.момент.

Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о реках, которые протекают в городе Троицке. Кто знает их названия?

В нашем городе протекают две реки: Уй и Увелька.

Стихи

Мне помнится журчанье струй

у стен бревенчатого Троицка.

В названии старинном Уй

какая-то загадка кроется.

А речка… речка всё течёт,

то ширится, а то сужается,

ведёт векам спокойный счёт,

и в речке небо отражается.

Я помню половодье на Увельке,

Где мы когда-то, кажется давно,

Каталися с товарищем на лодке,

Веслом буравя водное стекло.

- Послушайте легенду, которая объясняет, почему эти речки были так названы.

Рассказ легенды. (с демонстрацией иллюстраций)

В давние - давние времена в маленьком посёлке в бедной крестьянской семье жила-была девушка Увелька. Была она и с виду некрасивая, и ростом маленькая. Одни глаза только, что два бездонных голубых колодца. Мечтала Увелька о красивом женихе, да где уж? Кому она нужна такая? Никто из парней в селе даже не смотрел на неё.

Однажды в посёлок приехал молодой джигит, славный парень Уй. Говорили, что в Башкирии у него несметные богатства. Приехал он себя показать да невест посмотреть. Как увидела Увелька джигита, сразу влюбилась. Понимала она, что никогда Уй не возьмёт её в жёны. Дошли слухи до Уя. Как-то вечером вышла Увелька со двора, и приблизилась к ней компания парней да девчонок. Подошёл Уй к Увельке и зло рассмеялся: «Вот так невеста! Посмотри на себя да знай своё место!» Побежала бедная Увелька за село, села на камешек и горько заплакала. Слёзы ручьями потекли из её голубых бездонных глаз, и не было им утешения. Потом превратилась Увелька в голубую речку и потекла вперёд. Больше её никогда и не видели.

Только с тех пор не стало покоя Ую. Далеко разнеслась весть о том, что обидел он бедную девушку, и никто не захотел выходить замуж за самолюбивого и жестокого юношу. Понял Уй, что надо искать Увельку. Только где ж её найти теперь? Рассказали ему местные жители, будто видели Увельку последний раз там, где течёт теперь небольшая, но быстрая речушка, так бежит, будто спрятаться хочет.

Вернулся Уй в родительский дом, попросил у отца благословления, превратился в сильную реку и побежал искать Увельку. А она вдруг задержалась под городом Южноуральском: построили люди там плотину, не пускают бедняжку дальше. Но Увельку уже не удержать, набралась она сил, поднатужилась, перевалилась через плотину и побежала дальше. Не догнать бы Ую Увельку никогда. Только опять под городом Троицком понастроили плотин люди. Вот здесь и догнал Уй бедную Увельку, стал просить прощения, замуж стал звать, просил снова вернуться к людям. Простила его Увелька, но с условием, что будут они навеки вечные реками, только тогда они будут вместе. Согласился Уй, слились они вместе и потекли дружно и спокойно дальше.

С тех пор и текут Уй и Увелька разными путями, и лишь под Троицком сливаются, будто принимает Уй Увельку в свои объятия.

Беседа об услышанном.

- Как звали девушку?

- Как звали юношу?

- Почему девушка превратилась в речку?

- Где Уй догнал Увельку?

Чтение стихотворения .        

Бросают в речку грязь и мусор,

Не любят реченьку свою.

Ах, если б слышали вы, люди,

Как стонет речка поутру!

А возле леса на опушке

Грибы уже и не растут,

Завалена страшнейшей кучей,

И все везут, везут, везут.

-  Как вы думаете, ребята, в каком состоянии находятся воды наших рек?

- чем они загрязнены;

- кто является основным источником загрязнения наших рек.

Итог занятия.

Непонятно, зачем губят такую красоту, как наши реки Уй и Увелька. Протекая в одном из красивейших мест Южного Урала, они являются чудесным, неповторимым украшением, своеобразным ожерельем нашего города Троицка. Однако, бурное развитие города без учета экологических особенностей и условий, существенно отразилось на здоровье окружающей природы и прежде всего рек. Каждый должен начать с себя и не допускать загрязнения рек.

Список литературы:

  1. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
  2. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
  3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
  4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
  5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
  6. Троицкий городской округ: энциклопедия \ ред.-изд. совет: В.А.Щекотов (пред.) и др.. – Челябинск: Каменный пояс, 2013. – 432с.:ил.
  7.  Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...

Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"

В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...