Взаимодействие в паре детей дошкольного возраста
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Гирушева Юлия Геннадьевна

Материал предназначен для ознакомления педагогов с деятельностью  детей в паре . Плюсы и минусы этого метода в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл взаимодействие детей в паре.1015.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация: «Взаимодействие в паре детей дошкольного возраста» Составитель: воспитатель высшей категории МАДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Емвы Гирушева Ю.Г.

Слайд 2

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), социально - коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности с ними. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.

Слайд 3

Взаимодействие в паре – одно из важнейших умений. Взаимодействие в паре имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость. Чтобы понять эту особенность, необходимо вспомнить, какие стороны общения выделяют психологи.

Слайд 4

В классической социальной психологии, в общении выделяются три стороны, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении: Коммуникативная – связана с передачей информации (обеспечивается речевым развитием ребенка); Перцептивная – связана с понимаем и познанием другого человека (является естественным результатом общения); Интерактивная – связана с обеспечением взаимодействия и совместной деятельности людей.

Слайд 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛИТНЫЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ. Отсюда следует, что взаимодействие в паре – это вид совместной деятельности людей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия.

Слайд 6

Значение развития в дошкольном возрасте умения взаимодействовать в паре велико. Во-первых , оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т.ч. производственных целей. Во-вторых , умение взаимодействовать в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе. В-третьих , создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары. В-четвертых , ребенок получает опыт « лидерства – сотрудничества – подчинения» , а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны. В-пятых , развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т.д.

Слайд 7

Для того чтобы обоснованно подходить к развитию у дошкольника навыков взаимодействия в паре, следует ответить на вопрос: Какое коммуникативное умение является здесь центральным, систематизирующим в обеспечении того, чтобы пара продуктивно достигла цели совместной деятельности? С этой точки зрения- это умение договариваться о предмете деятельности – « что делать?» и способе деятельности - « как делать?»

Слайд 8

Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа. Первый этап – дети 4-5 лет (средняя группа) – должен быть направлен на то, чтобы дети получили полный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.

Слайд 9

Второй этап – дети 5-6 лет (старшая группа) – заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Слайд 10

Третий этап – 6-7 лет (подготовительная группа) – должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

Слайд 11

Суть и качественное отличие третьего этапа от предыдущих состоит в следующем: на этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности , осознали и то, о чем следует договориться ( что мы будем делать вместе (общая цель ), кто и что будет делать ( функции каждого ), как, каким образом ( способ деятельности) .

Слайд 12

Условием того, что дошкольники осознают необходимость договора (самостоятельно решат договориться и скажут об этом), а также реально договорятся между собой в процессе деятельности, является предварительная работа взрослого . Она должна акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута, побуждать пару детей к договору. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского любая высшая психическая функция вначале появляется между взрослыми и ребенком, является ребенку из социума и только затем становится его внутренним достоянием, присущим ему лично внутренним свойством, мнением, поведением. Соответственно, в рамках третьего этапа – развивающей работы с детьми 6-7 лет – целесообразно выделить два подпункта.

Слайд 13

Первый условно может быть назван как договор пары детей по побуждению взрослого. Методический контур его состоит в следующем. - Перед группой детей ставится общая цель. Например, сделать макет « Зима в лесу», причем выполнить это задание достаточно быстро. Для этого дети разбиваются на пары, и каждая пара делает свои элементы, которые затем составят общую картину (макет, композицию). - Они выбирают группу предметов (например, зайчиков, белочек, волков, медведей, деревья, лесников, избушки т. д. ) и приступают к работе. - В зависимости от достигнутого социального – коммуникативного уровня развития детей педагог говорит каждой паре, что им надо договориться о том: кто, что и как будет делать или задает вопрос: о чем им надо договориться, чтобы успешно выполнить работу. При этом контролирует, чтобы последовательно прозвучали ответы на вопросы « Кто?», «Что?»и «Как? »._______

Слайд 14

Второй подпункт условно может быть назван самостоятельным осознанным договором пары детей. Методический контур деятельности состоит в следующем. После содержательного введения в ситуацию детям показываются предметы, которые составляют пару: похожие или одинаковые по каким-то параметрам, но различающиеся по одному признаку (например, варежки, сапожки). Могут быть и предметы, которые в большинстве случаев одинаковы (например, чашки, тарелки из сервиза, чайная пара). Пары детей получают задание изготовить (сделать аппликацию из предложенных элементов, раскрасить заготовку и т.д.) два предмета так, чтобы они составили пару, были похожи, например, цветом и узором, а отличались только одним признаком : например, тем, что один сапожок надевают на правую, другой – на левую ногу. Педагог наблюдает за тем, как дети начинают работу. Если видит непонимание, замешательство, то говорит: « Мы обсудили, что вам нужно сделать, но не сказали как. Об этом вам надо догадаться самим и договориться».

Слайд 15

После выполнения задания дети приглашаются в общий круг. Каждая пара детей показывает свои изделия, отвечает на вопросы: -Составляют ли эти предметы пару. - если да, то расскажите, что вы сделали, чтобы они получились одной пары. - если нет, объясните, почему они не составляют пару.

Слайд 16

В большинстве случаев можно выделить две модели договора в паре: « Ведущий – ведомый » : лидер (ведущий) начинает рисовать элемент, ведомый ждёт, затем повторяет элемент лидера.

Слайд 17

« Паритетные отношения »: дети договариваются, кто какой элемент рисует, затем каждый участник в паре повторяет элемент партнёра, при этом они меняются либо изобразительными средствами, либо заготовками.

Слайд 18

Если все пары детей договорились, то изделия вывешиваются на один стенд и педагог заключает, что они получились парными, т. е. похожими цветом или узором благодаря тому, что участники каждой пары договорились о том: Кто, что и как будет рисовать. Педагог может задать вопрос: Чему мы научились? Побуждая детей к выводу о том, что они « Научились договариваться».

Слайд 19

Если нашлись участники, которые не договорились и изготовили не парные, разные изделия, то после обсуждения можно ещё раз сделать такие же изделия но другого цвета и узора.

Слайд 20

СОГЛАСНО ФГОС ДО СРЕДИ ПРОЧИХ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКАЗЫВАЕТСЯ НА ТО, ЧТО РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ УСТАНОВКОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ, ДРУГИМ ЛЮДЯМ И САМОМУ СЕБЕ, ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА; АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ, УЧАСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНЫХ ИГРАХ. БЫТЬ СПОСОБНЫМ ДОГОВАРИВАТЬСЯ, УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ И ЧУВСТВА ДРУГИХ, СОПЕРЕЖИВАТЬ НЕУДАЧАМ И РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, АДЕКВАТНО ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ ЧУВСТВА, В Т.Ч. ЧУВСТВО ВЕРЫ В СЕБЯ, СТАРАТЬСЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности. Если мы хотим вырастить ...

"Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Из опыта работы"

В данной презентации я представляю опыт работы наших дошкольных отделений по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоро...

Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду

Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду, выполненная в форме презентации поможет раскрыть секреты успешного общения между педагогом и ребенком...

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

Формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт работы по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. Приведены примеры традиционных и нетрадиционных форм...

Факторы эффективного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

В презентации представлены: понятие семья, взаимодействия; функции семьи; методы взаимодействия ДОУ и семьи; факторы которые снижают эффективность их взаимодействия; показатели эффективности взаимодей...