Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду
презентация на тему

Станиславская Кристина Сергеевна

Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду, выполненная в форме презентации поможет раскрыть секреты успешного общения между педагогом и ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_vospitatelya_i_detey_v_doo.pptx196.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Слайд 2

Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду

Слайд 3

"...Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире...."

Слайд 4

"...Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров».

Слайд 5

Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Слайд 6

Четыре критерия общения М . И. Лисина Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому ; Второй свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него. Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Слайд 7

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению , которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности. В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.

Слайд 8

Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание , которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности , сопричастности . Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность , направленная на достижение результата , или тема разговора , или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное — чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение...."

Слайд 9

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и соответственно говорит о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание.

Слайд 10

Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Слайд 11

..Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Жизнь подчас устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в три – пять лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность.

Слайд 12

«Но даже тогда, когда дети не лишены общения совсем, однако не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными — дети существенно отстают в психическом развитии. Давно было замечено, что дети, растущие в детских домах, как правило, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход. В закрытых детских учреждениях ничуть не хуже, чем в обычных детских садах...." "..

Слайд 13

«Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития: обеспечивать безопасность, кормить, одевать, согревать. Но это не так..»

Слайд 14

Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними..

Слайд 15

"...Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее...."

Слайд 16

Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Слайд 17

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет удовлетворительных эмоциональных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель.

Слайд 18

Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства...."

Слайд 19

Наблюдая, как люди общаются друг с другом, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия — кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Между тем за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения — межличностные отношения, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. За каждым высказыванием или действием, обращенным к другому человеку, стоит особое отношение, особая потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может иметь совершенно разную основу и отвечать разным потребностям. Например, ребенок задает взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает, волк или заяц?»

Слайд 20

Что побуждает ребенка обратиться с этим вопросом? Ответить, не зная этого ребенка и конкретной ситуации, невозможно. За этим простым обращением могут стоять самые разные мотивы. Может, ребенка действительно интересует, кто из животных быстрее бегает, может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого, а может, ему важно продемонстрироват ь взрослым и привлечь его внимание, а может, потребность утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести!»), или, может быть, ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан, а он на его фоне выглядел хорошим...

Слайд 21

«Если воспитатель не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет его понять, а значит, и правильно ответить ему. И, чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте. Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником...."

Слайд 22

"...Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному.»

Слайд 23

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым. Конечно, «взрослый» — это понятие не абстрактное.

Слайд 24

«Взрослый — это всегда конкретный человек — мама, папа, воспитатель, медсестра. Некоторые думают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества — задача родителей; только мать или отец могут по-настоящему понять своего малыша, дать ему тепло и ласку. Но это не так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение воспитателя и..."

Слайд 25

«Проблема общения дошкольника со взрослым имеет два аспекта. Первый аспект — развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Воспитателю необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки. Второй аспект — влияние общения на развитие личности ребенка. Работая с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий,...сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п....»

Слайд 26

РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Понятие «форма общения» Отечественный психолог М. И. Лисина рассматривала общение ребенка со взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности.

Слайд 27

Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т. п.) Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Такое познание включает два пути или аспекта. Первый путь заключается в том, что человек стремится узнать и оценить свои отдельные качества и способности (что он может, умеет, знает). Сделать это он может только с помощью других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его, человек формирует самооценку, познает и оценивает других.

Слайд 28

Второй путь познания себя и другого заключается в соединении, в приобщенности ..." "...Если первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств — их обнаружение, оценку и сравнение, то второй направлен на познание «изнутри», на переживание общности себя и другого в целостности и единстве ...."

Слайд 29

« ...Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради которых оно происходит. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае для ребенка — взрослый. Однако человек — предмет чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными свойствами и качествами»

Слайд 30

Те качества, которые побуждают человека к общению, и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения. М. И. Лисина выделила три группы качеств и соответственно три основные категории мотивов общения — деловые, познавательные и личностные.

Слайд 31

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. В общении с ребенком взрослый выступает как партнер, как участник совместной деятельности. Ребенку важно, как взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и т. д.

Слайд 32

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка. Деловые и познавательные мотивы общения включены в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого

Слайд 33

В отличие от этого третья категория мотивов общения — личностные мотивы — характерна только для общения как самостоятельного вида деятельности. В этом случае общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью

Слайд 34

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М. И. Лисина выделяла три категории средств общения: 1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица); 2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т. д.); 3) речевые. Первые — выражают, вторые — изображают, третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него....

Слайд 35

Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания — формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм. Ф ормой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Слайд 36

Форма общения характеризуется следующими параметрами: 1) время ее возникновения в онтогенезе; 2) ее место в системе общей жизнедеятельности; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению; 5) основные средства общения....

Слайд 37

На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша.

Слайд 38

Развитие общения в раннем возрасте Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две – три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним

Слайд 39

Первая форма общения ребенка со взрослым была названа ситуативно-личностной Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три – четыре месяца) уже при..виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить , привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него внимания или уходит по своим делам — громко и обиженно плачет

Слайд 40

Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, — когда взрослые не обращают на него внимания, просто не замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в этом — внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь. Но позднее к ней присоединяются другие потребности В младенческом возрасте, она является единственной, и удовлетворить ее не так трудно. Нужно просто чаще улыбаться младенцу, разговаривать с ним, ласкать его.

Слайд 41

Некоторые родители считают все это ненужным и даже вредным. Стремясь не баловать малыша, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально исполняют свои родительские обязанности, кормят по часам, перепеленывают, гуляют и т. д., не выражая при этом никаких родительских чувств. Такое строгое, формальное воспитание в младенческом возрасте очень вредно. Дело в том, что в положительных эмоциональных контактах со взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т. д...."

Слайд 42

Зародыши всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном, на первый взгляд, общении матери с младенцем. Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых бывает очень трудно. Поэтому воспитателю необходимо показывать и объяснять родителям маленьких детей, как важны для младенца простое внимание и доброжелательность близких взрослых

Слайд 43

Ситуативно-деловая форма остается главной в общении ребенка со взрослым на протяжении всего раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.

Слайд 44

Значение этой формы общения для психического развития ребенка огромно. Оно состоит в следующем . Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами — ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д. Во-вторых, здесь начинают проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению. В-третьих, в ситуативно-деловом общении со взрослым появляются первые слова ребенка. Ведь для того, чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово.

Слайд 45

Причем эту задачу . "..сказать то или иное слово — опять же ставит перед ребенком только взрослый. Сам ребенок, без побуждения и поддержки взрослого, говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, т. е. произнести вслед за ним новое слово. Так, во взаимодействии со взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции — речь.

Слайд 46

Внеситуативное общение дошкольника со взрослым Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Две первые формы общения были ситуативными, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение), и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение), находились рядом с ребенком, перед его глазами.

Слайд 47

Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребенок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошел, о том, что светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины и т. д.

Слайд 48

Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Все это также нельзя увидеть глазами и потрогать руками, однако через общение со взрослым все это становится вполне реальным, значимым для ребенка. Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме, как разговор ребенка и взрослого. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире. Существуют две формы внеситуативного общения — познавательная и личностная...."

Слайд 49

При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы Детей этого возраста интересует все: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т. д. Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Интересно, что детей этого возраста удовлетворяют любые ответы взрослого. Им вовсе не обязательно давать научные обоснования интересующих их вопросов, да это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут. Достаточно просто связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает.

Слайд 50

Например: бабочки зимуют под снегом, им там теплее; белки боятся охотников; бумагу делают из дерева и т. д. Такие весьма поверхностные ответы вполне удовлетворяют дошкольников и способствуют тому, что у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира.

Слайд 51

Детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. При всей простоте и доступности эти ответы должны отражать реальное положение вещей. Главное — чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными!

Слайд 52

В дошкольном возрасте складывается новая потребность — потребность в уважении со стороны взрослого! Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества со взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех – четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки воспитателя. Им важно, чтобы воспитатель не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если взрослый слишком часто делает замечания, постоянно подчеркивает неумение или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у последнего пропадает всякий интерес к этому делу.

Слайд 53

Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию — это поощрение его успехов, похвала. Например, что делать, если ребенок пяти лет совсем не умеет рисовать? Можно объективно оценивать его возможности, постоянно делать ему замечания, сравнивая его плохие рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться рисовать. Но от этого у него пропадет всякий интерес к рисованию, он будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные нарекания со стороны воспитателя. И, конечно же, таким образом он не только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия!

Слайд 54

А можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои способности похвалой его самых незначительных успехов. Даже если рисунок далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть даже несуществующие) достоинства, чем давать отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем давать отрицательную оценку!

Слайд 55

Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями и сознание своей неспособности.

Слайд 56

Для познавательного общения ребенка со взрослым характерны 1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; 2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; 3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

Слайд 57

Внеситуативно-личностное общение Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо — эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И отв еты тут опять же может дать только взрослый.

Слайд 58

В шесть – семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте — внеситуативно-личностная форма общения... .

Слайд 59

Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.

Слайд 60

Это стремление, конечно же, должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценки их действиям. Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.

Слайд 61

Потребность во взаимопонимании — отличительная особенность личностной формы общения! Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» значительно более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.

Слайд 62

В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Таким образом, эта форма общения сближается с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого выступает для дошкольника совсем по-другому, чем для младенца.

Слайд 63

Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него — это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Слайд 64

Для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны: 1) потребность во взаимопонимании и сопереживании; 2) личностные мотивы; 3) речевые средства общения

Слайд 65

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка . Во-первых,он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых — воспитателя, врача, учителя — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

Слайд 66

Диагностика форм общения ребенка со взрослым Необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого.

Слайд 67

При диагностике общения необходимо учитывать две стороны — активность и чувствительность к партнеру. Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то свое, развить тему разговора, предложить что-то необычное. Чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и понять другого. Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.

Слайд 68

Для выявления формы общения следует использовать различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Для моделирования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игр а, внеситуативно-познавательной — беседа по книжке , внеситуативно-личностной — разговор по душам .

Слайд 69

Предложите ребенку на выбор разные формы взаимодействия Спросите его, что он больше хочет делать вместе с вами: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению.

Слайд 70

Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным основанием для определения формы общения Например , если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает его неспособности к личностному общению. Некоторые дети сразу не могут осуществить такой выбор или выбирают все три формы взаимодействия, поскольку они в равной мере являются для них привлекательными. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с одним ребенком.

Слайд 71

Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — с ситуативно-делового общения, т. е. с совместной игры Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на саму его способность играть с предметами, а на способность играть вместе со взрослым. Важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учитывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стремление и способность к ситуативно-деловому общению проявляют все дошкольники. Но важно выяснить, не является ли этот вид общения единственным доступным ребенку, способен ли он к внеситуативным контактам со взрослым.

Слайд 72

Для выяснения способности ребенка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребенка знания — о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанного или рассказанного воспитателем. В беседе в равной мере должны участвовать и взрослый, и его младший собеседник. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребенок, задает ли он вопросы (и если задает, то какие), рассказывает ли о своих познаниях, как долго он может разговаривать со взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние действия. Бывает, что ребенок в этой ситуации не проявляет никакого интереса к содержанию книжки и новым знаниям — смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, стремится поскорее закончить скучный для него разговор и заняться более интересной игрой. Это может свидетельствовать о том, что он еще не владеет познавательным общением со взрос лым, что его познавательные интересы еще не развиты.

Слайд 73

Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например , спросить у него, кто из его сверстников ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, о других людях, словом, был равноправным участником разговора.. Темы личностного общения могут быть самыми разными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его личными интересами и.."...опытом общения с другими людьми. Главное — чтобы разговор шел не о предметах или животных (как при познавательном общении), а о людях, об их качествах, поступках, отношениях. При этом нужно выяснить, интересуется ли ребенок мнением взрослого, важно ли ему, чтобы его оценки совпадали с оценками старшего партнера..

Слайд 74

Еще одно отличие личностного общения от познавательного заключается в том, что первое происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен говорить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать, нарисовать (например, о хороших и дурных качествах, настроениях человека). Именно это делает речевое личностное общение самым сложным и трудным для дошкольников. Но способность к чисто речевому общению, без опоры на наглядный материал, очень важна для дальнейшей жизни и подготовки к школе. Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько он способен слышать партнера, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.

Слайд 75

Вы осуществили с ребенком все три вида общения. У вас сложилось определенное впечатление о нем — что ему больше нравится делать с вами, что — меньше. Для того чтобы выявить уровень развития общения ребенка, нужно сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще всего обращался ко взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно.

Слайд 76

Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно рассматривают и обсуждают книжки, но, когда взрослый начинает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельствовать о несформированности наиболее сложной для дошкольников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения .

Слайд 77

Важным показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия , которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться со взрослым в той или иной ситуации, тем больше эта ситуация соответствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком трудно даже для шестилетнего ребенка. Но если он может хотя бы в течение 10 минут поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это свидетельствует о его способности к личностному общению .

Слайд 78

Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях, нужно иметь в виду следующие показатели: 1) выбор ситуации общения; 2) активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения; 3) чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них; 4) общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт; 5) время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.

Слайд 79

Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале: 0 — полное отсутствие данного качества; 1 — слабая выраженность качества (отдельные проявления); 2 — средняя выраженность качества; 3 — сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).

Слайд 80

Сравнивая эти показатели в трех ситуациях общения, можно выяснить, какая из них является наиболее привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения доступен для него. Напомним, что уровень развития общения определяется по высшим достижениям. Так, если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения со взрослым — внеситуативно-личностную .

Слайд 81

Презентация построена на материале Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста детского сада

Конспект  занятия для детей старшего дошкольного возраста детского сада(с использованием компьютерной презентации и   мультимедийного оборудования).«В сказочном лесу»Интеграция образова...

Модель комплексно-тематический работы в группе младшего дошкольного возраста детского сада

Модель комплексно-тематический работы в группе младшего дошкольного возраста детского садареализующего примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования  «Программа воспита...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста детского сада. «Мы правила движения не будем нарушать»

Актуальность В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По данным аналитических материалов в 2014 году по Санкт-Петербургу в ДТП погибло 8 детей и ...

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Статья «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада»

Тема: «Изо-терапия с детьми дошкольного возраста детского сада»Арт-терапия (от англ. art, искусство) — терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное с...