Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Организация работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Пруткая  Ирина Анатольевна

    Методическая разработка для воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация  работы  по экологическому воспитанию  детей в ДОУ

    Подготовила  Пруткая Ирина Анатольевна  воспитатель МБДОУ детский сад №24

    «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

    В. А. Сухомлинский

    В условиях перехода на федеральный образовательный стандарт становится актуально проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. В соответствии с этим становится актуально экологическое образование дошкольников.

    Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

    Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

    В нашем детском саду реализуется образовательная область«Экология родного края». В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

    – о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях) ;

    – о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) ;

    – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

    На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

    Познакомить детей с природойвоспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

    Целью экологического образования, является ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы Подмосковья, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры.

    Экологическое образование предусматривает понимание взаимосвязи между человеком и окружающей средой, развитие эмоционально-положительного отношения к природе, формирование правильных форм взаимодействия с ней.

    В ходе работы решаются следующие задачи:

    - формировать у ребенка целостную картину окружающего мира;

    - расширять представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

    - развивать познавательный интерес и наблюдательность, любовь к природе, бережное отношения к ней;

    воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

    Поставленные задачи реализуются:

    - на специальных занятиях в группе и на природе;

    - в свободное время от занятий (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видео фильмов.);

    - при проведении дидактических игр и упражнений;

    - при проведении опытов и экспериментов;

    - тематические выставки;

    С точки зрения экологического образования наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящие время для проведения мероприятий в уголке природы. Промежуток между занятиями и обедом, отводятся под прогулку на участке, во время которых организуется наблюдений за явлениями живой и неживой, организуются подвижные и дидактические игры, труд в природе. Вечернее время после полдника используется педагогами для организации экспериментальной деятельности детей. Для успешного обучения нужно задействовать все органы чувств ребенка.

    Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

    Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

    Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы. Уже виден результат работы.

    Из опыта работы, видно, что дети не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

    А главное – земля стала ближе.

    В исследовании представлена программа работы по включении. Экспериментальной деятельности в процесс экологического образования.

    В результате целенаправленного и систематического включения экспериментальной деятельности в педагогической процесс формирования экологических знаний и представлений уровень детской экологической культуры значительно возрос.

    Таким образом, изучение проблемы экологического образования дошкольников посредством экспериментальной деятельности и результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что экспериментальная деятельность является эффективным средством экологического образования дошкольников.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

     экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.

    У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было:

    - познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

    - бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны;

    - созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

    Всемирный день Земли отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия, 21 марта. По традиции при проведении праздника звонит Колокол Мира. В России этот праздник официально отмечается с 1988 года.

    Целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам. Способствовать выполнению посильных «добрых дел».

    Задачи 1. Углубить представления детей о том, что планета Земля – это наш дом.

    2. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

    3. Воспитание экологической культуры.

    4. Способствовать выполнению посильных «добрых дел» вместе с родителями.

    5. Развитие творческого мышления.

    -совместная работа родителей и детей;

    -чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;

    -просмотр видеофильмов;

    -беседы;

    - рисование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

    Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

    "ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так...

    МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструктированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об осо...

    Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

    Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

    Истоки экологической культуры берут свое начало  в многовековом опыте народа – традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Человек всецело зависит от природн...

    Семинар для воспитателей «Организация работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста»

    Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования ...