Программа по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников "Дорога добра"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бекетова Ольга Борисовна

Воспитание дтей без духовно-нравственной основы неполноценно,более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитиии ребенка - питании его души. Программа приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,  раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных  дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                    «Большетарховская ОСШ»    дошкольная группа

                               

  Программа по духовно-нравственному воспитанию

            младших дошкольников «Дорога добра»

                             Автор: воспитатель первой квалификационной категории Бекетова Ольга Борисовна

С. Большетархово, 2017г.

Оглавление

  1. Оглавление  …………………………………………………………………2
  2. Паспорт программы…………………………………………………………3
  3. Пояснительная записка ……………………………………………………. 4
  1. Цели и задачи программы………………………………………………..6
  2. Формы,  методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию… 9
  3. Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе…………………………….10
  4. Учебно-тематический план……………………………………………..11
  1. Содержание программы:
  1. Календарно – тематическое планирование работы с детьми ………..12
  1. Ожидаемые результаты освоения программы……………………………..13
  2. Мониторинг освоения детьми программного материала ……………….. 18
  3. Список литературы ………………………………………………………....46

                                               2. Паспорт программы

Наименование программы

Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста.

Основание для разработки программы

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.  Программа приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.  

Заказчик программы

Директор Столповских Светлана Васильевна

Организация исполнитель

МБОУ «Большетарховская ОСШ» дошкольная группа

Целевая группа

Группа общеразвивающей направленности для детей 2- 4-го года жизни

Составитель программы

Бекетова Ольга Борисовна, воспитатель первой категории

Цель программы

Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и  трудолюбие;

- развивать элементарные знания о правах человека;

- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.

Ожидаемые результаты

Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

Срок реализации программы

2017 – 2019гг.

                                         3. Пояснительная записка

            « Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве,  станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

         Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердца их способны воспринимать значительно больше, чем считают их родители.  «Бог утаил  сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф. 11гл. 25стих)

        Что мы имеем в виду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к ближнему, к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству.  Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение,  где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».

         Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души.  

         Актуальность данной программы заключается в том, что она приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.  Таким образом, данная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию  детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий и в самостоятельной деятельности воспитанников. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию   ориентирована на обучение детей в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 2 года. 

        При разработке рабочей программы  учитывались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-  Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.

                                       3.1 Цели и задачи программы

              Цель программы: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста.

           В ходе её достижений решаются следующие задачи:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и  трудолюбие;

- развивать элементарные знания о правах человека;

- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;

- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия.

  1. Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

- Духовный ориентир: построение жизни и поступков на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори добро»);

- Гуманистический принцип: формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному  субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближнему).

- Природосообразность: по Я. К. Каменскому - Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только в благоразумном водительстве…надо только направить человека так, чтобы беспорядочные инстинкты не вывели его за пределы должного… (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

- Культуросообразность: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

  1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников  младшего дошкольного возраста

         Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

          С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими; взрослыми и сверстниками.

         Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения, где ребенок берет на себя  определенные роли и подчиняет им свое поведение.

         В этом проявляется интерес ребенка  к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, проявляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       Наиболее важными моментами в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников являются: формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей  жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практики надлежащего поведения.

 

3.2 Формы,  методы и приёмы по духовно-нравственному воспитанию

1.Познавательная деятельность – (чтение художественной литературы, сказок, фольклор).

2. Продуктивная деятельность – (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).

 3. Нравственная деятельность -  (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями).

4.Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).

5. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

6. Театрально игровая деятельность (инсценирование песен и сказок).

Формы и методы по реализации основных задач программы

- Проведение православных праздников;

- «Уроки доброты»;

- Беседа, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

- Организация выставок и Мини-музея (совместная деятельность детей и родителей);

- Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;

- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;

- Целевые прогулки в природу;

- Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.

3.3Направления работы по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе

  1. Духовно-образовательное (занятие, беседы, устные поручения).
  2. Воспитательно-оздоровительные (праздники, игры подвижные назидательные и ролевые, целевые прогулки).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиокассет).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

                                       3.4 Учебно-тематический план

          Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность  проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.

         Программа «Дорога добра»  предусматривает  организованную образовательную  деятельность, продолжительность  которой зависит от возрастных особенностей детей.

 Группы ДОУ

Количество ОД в месяц

Количество ОД в год

Продолжительность ОД

2 ранняя группа

От 2 до3 лет

             4

            36

      5-10 мин.

Младшая группы

От 3до 4 лет

              4

            36

     10- 15мин.

                                    4.Содержание программы

 4.1Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Неделя №

Занятие №

Тема занятия

Совместная деятельность педагогов с детьми

Работа с родителями

Игровая деятельность

Беседы, ознакомление с художественной  литературой

                                                                   Сентябрь

1

1

Хорошо у нас в саду

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», Д/и «Кому, что подойдет»

Рус. нар. игра «Как у бабушки Маланьи»

Беседа:

« В детский сад пришла я с мамой»

Экскурсия по ДОУ

(знакомство  с сотрудниками и их трудом).

Практическая консультация для родителей «У каждого человека своё имя».

2

2

Как мы весело играем

3

3

Есть у солнышка друзья

4

4

Подарки для друзей (продуктивная деятельность)

                                                                     Октябрь

5

1

Красивая осень

Д/и «Во саду ли в огороде».

Рус. нар. игра «Капуста»

Беседа «Православные праздники»

Развлечение: Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Экскурсия по улице, где расположен детский сад.

6

2

Разноцветный ковёр (прод. деят.)

7

3

Подарки осени

8

4

Развлечение «Осень золотая»

                                                           Ноябрь

9

1

Мама, папа, я - семья

Сюжетно-ролевые игры «Семья», Игра «Ласковые слова». Рус. нар. игра «Колечко»

Беседа «Моя семья», «Мои братья и сестры», Выходной день в нашей семье»

Развлечение «Вечер шуток и загадок».

Рассматривание семейного фотоальбома.

10

2

Наш семейный альбом

11

3

Вместе с бабушкой и дедушкой

12

4

Развлечение «День матери»

                                                                Декабрь

13

1

Кто живёт в моём дворе

Д/и « Домашние  и дикие животные»,

Д/и «Сложи картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору»

Чтение стихотворений о животных и птицах

Консультация «Духовно-нравственное воспитание ребёнка».

Совместная подготовка воспитателей и родителей к новогоднему празднику.

14

2

Лесные жители

15

3

Как мы помогаем животным и птицам

16

4

Праздник «Новый год»

                                                                 Январь

17

1

Рождество Христово (Продук.деят. «Рождественский вертеп»)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

 Д/И«Собери картинку». Рус. нар. игра «У медведя во бору»

Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «Рождество Христово», «Крещение Господне»

Выпуск памяток для родителей «Поиграй с ребенком»

18

2

Крещение Господне

19

3

Зимние забавы

20

4

Сказочные деревья

                                                         Февраль

21

1

Русские богатыри

Д/и «Что любит делать папа»

Рус. нар. игра «Гори ясно»

Стихи для папы «Мы мужчины»

Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой»

Чтение рус. нар. сказок о подвигах русских богатырей.

Игры- забавы с папой.

Просмотр презентации: «Служу Отчизне»

22

2

Мой папа хороший

23

3

Подарки для папы

24

4

Спортивный праздник «Бравые солдаты»

                                                          Март

25

1

Кто вас дети больше любит

« Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»,  

Дидактическая игра «Профессии»

Чтение стихотворений о маме и бабушке

Беседа: «Как я помогаю маме»

Праздник посвященный Женскому дню.

Оформление стенда «Я и мама»

26

2

Цветочки для мамы (прод.деят.)

27

3

Праздник «Всё для мамы»

28

4

Я и мама

                                                         Апрель

29

1

Пасха (Прод. деят. «Пасхальное яйцо»)

Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором «Наше село».

Рус. нар. игра «Золото»

Чтение рассказов и сказок  местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает»

Наблюдение за светофором.

Оформление выставки «Моё любимоё село»

30

2

Моё любимое село

31

3

Село в  котором мы живём

32

4

Улицы и дома в которых мы живём (прод. деят)

                                                            Май

33

1

Наша Родина –Россия

Д/И «Флаг России».

Рус. нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!»

Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций «День победы»

Совместное  посещение родителей и детей  «Аллеи Славы»

34

2

Дружные ребята

35

3

Мой любимец

36

4

«Пусть всегда будет солнце

Итого

36

занятий

 

                           5.Ожидаемые результаты освоения программы

1. Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.

2. Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности  в соответствии с духовно-нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).

3.Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно).

4.Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).

Система оценки результатов освоения программы

          Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

                                              Целевые ориентиры:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

        Ее результатами  могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы,  где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

       Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: 

-беседы; 
- наблюдение; 
- анализ продуктов детской деятельности; 
- диагностическая ситуация. 

         В рамках программы «Дорога добра» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

       Взяв за основу параметры «От рождения до школы» под редакции  Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.

6.Мониторинг образовательного процесса

         Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.

7.Список литературы

  1. Веракса Н.Е.  Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
  5. Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  6. Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  7. Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  8. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание  2004 №5, с13-17.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников

Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, се...