СТУПЕНЬКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
консультация (средняя группа) на тему

Терина Надежда Ивановна

СТУПЕНЬКИ  МУЗЫКАЛЬНОГО   РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКА

Первая ступенька:

Появился на свет человек… С первыми криками он заявил о себе. И каждая мама, увидев своего малыша, мечтает отдать ему лучшее, что в сердце своем сберегла. Качая его в колыбели, поет нежные ласковые колыбельные. Проснувшись, малыш слышит пение птиц, а может шум дождя, шелест деревьев, если приоткрыто окно, голоса близких, звон погремушек и множество других звуков, которые, сливаясь в хор, создают палитру мира звуков. Младенец вслушивается в мелодию этих звуков и неосознанно их выделяет:  нежные, сердитые, резкие, громкие, взрослые, детские.

Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери у многих из нас связаны с ощущением счастья, любви, нежности.

   Вторая ступенька. Это когда малыш подпевает, тянется к музыкальным инструментам вслушивается в их звучание. Примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в практике довольно много.

     Иногда папа или мама спрашивает: «А как быть, если у меня нет слуха и я пою фальшиво?» Дорогие родители, главное в пении не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению.

А представление, будто, если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой никаких оснований.

     В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В.М.Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни.  И музыка должна быть высокохудожественной. Это музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Прокофьева. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму—как в литературе.  Под живую, весёлую музыку ребенок улыбается, радуется. Она  побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности. Такую активность надо всячески поддерживать. На этом этапе полезно войти в игру с ребенком, взяв куклу. Под марш кукла марширует, под вальс выполняет танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поёт, а по окончании музыки—улетает. Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Ребёнок, слушая классическую музыку, выделяет любимую. И при этом никто его не считает вундеркиндом, поскольку известно немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Требования к звучащей музыке должны быть обязательно, а именно:

     --Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

--Музыка не должна звучать слишком громко.

--Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам

он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

 Третья ступенька. Это когда ребёнок хочет играть сам и просит  показать, научить.   И если это случается, то можно сказать что  у ребёнка  есть  склонности к обучению музыке и это нужно поощрять. Поскольку игра – ведущий вид деятельности ребенка, то и нужно использовать  всевозможные игры, связанные с музыкой:

     1.      Музыкальные игрушки не должны быть спрятаны в шкафу. Они должны лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.

2.      Избегайте игрушек, которые издают чрезмерно резкие и громкие звуки.

3.      Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если буквально всё, к чему прикасается ребёнок, звучит и поёт, это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как радость и удовольствие, а некий звуковой фон.

     В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.

Детские музыкальные инструменты стоит осваивать поочерёдно. Пока ребёнок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.

     Попробуйте вместе с ребёнком подбирать мелодии на слух. Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет ребёнку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.

     Начинайте с подбора самых простых мелодий, состоящих из двух-трёх и даже одной ноты, например: «Тра-та-та, тра-та-та,от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на том или ином детском музыкальном инструменте. Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.

     Ребёнок уже с трёх-четырёх лет, так же, как и читать, может научиться играть по нотам.

     Начинайте с изучения 2-3 нот и постепенно доведите количество используемых нот до одной октавы. Как и во всех занятиях с малышами, изучение нот и игру по нотам лучше всего построить в виде игры. Постепенно количество нот можно расширить. Дошкольник получит особое удовольствие, если постепенно будет играть не набор нот, а известную ему песенку.

     Ноты можно изучать и отдельно, без музыкального инструмента. Вы отчётливо пишете на линеечках, предположим, ноту «до» и спрашиваете, какая это нота. При правильном ответе очко получает ребёнок. При неправильном—вы. Одна такая игра, что называется, «всухую», доставляет ребёнку меньше удовольствия, и поэтому менее эффективна. Важное условие—равноправие в игре, поэтому не забывайте время от времени меняться ролями ( малыш спрашивает, а вы отвечаете ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki_razvitiya.docx43.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТУПЕНЬКИ  МУЗЫКАЛЬНОГО   РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКА

Первая ступенька:

Появился на свет человек… С первыми криками он заявил о себе. И каждая мама, увидев своего малыша, мечтает отдать ему лучшее, что в сердце своем сберегла. Качая его в колыбели, поет нежные ласковые колыбельные. Проснувшись, малыш слышит пение птиц, а может шум дождя, шелест деревьев, если приоткрыто окно, голоса близких, звон погремушек и множество других звуков, которые, сливаясь в хор, создают палитру мира звуков. Младенец вслушивается в мелодию этих звуков и неосознанно их выделяет:  нежные, сердитые, резкие, громкие, взрослые, детские.

Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери у многих из нас связаны с ощущением счастья, любви, нежности.

   Вторая ступенька. Это когда малыш подпевает, тянется к музыкальным инструментам вслушивается в их звучание. Примеров, когда певческий контакт родителей и детей помогал музыкальному развитию ребёнка, в практике довольно много.

     Иногда папа или мама спрашивает: «А как быть, если у меня нет слуха и я пою фальшиво?» Дорогие родители, главное в пении не точное интонирование, а эмоциональный контакт, музыкальная направленность общения, любовь к пению.

А представление, будто, если у родителей нет слуха, то и у ребёнка не будет, не имеет под собой никаких оснований.

     В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В.М.Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с самых первых дней жизни.  И музыка должна быть высокохудожественной. Это музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Прокофьева. Музыка для самых маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, чёткую форму—как в литературе.  Под живую, весёлую музыку ребенок улыбается, радуется. Она  побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности. Такую активность надо всячески поддерживать. На этом этапе полезно войти в игру с ребенком, взяв куклу. Под марш кукла марширует, под вальс выполняет танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поёт, а по окончании музыки—улетает. Так музыка постепенно входит в жизнь ребёнка. Ребёнок, слушая классическую музыку, выделяет любимую. И при этом никто его не считает вундеркиндом, поскольку известно немало примеров, когда правильно организованное раннее слушание музыки, подкреплённое заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной восприимчивости.

Требования к звучащей музыке должны быть обязательно, а именно:

     --Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестаёт восприниматься как удовольствие и радость, но перестаёт восприниматься вообще.

--Музыка не должна звучать слишком громко.

--Не надо давать слушать музыку ребёнку, если по каким-то причинам

он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

 Третья ступенька. Это когда ребёнок хочет играть сам и просит  показать, научить.   И если это случается, то можно сказать что  у ребёнка  есть  склонности к обучению музыке и это нужно поощрять. Поскольку игра – ведущий вид деятельности ребенка, то и нужно использовать  всевозможные игры, связанные с музыкой:

     1.      Музыкальные игрушки не должны быть спрятаны в шкафу. Они должны лежать так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться. Это даёт возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует.

2.      Избегайте игрушек, которые издают чрезмерно резкие и громкие звуки.

3.      Музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Если буквально всё, к чему прикасается ребёнок, звучит и поёт, это явный перебор. Наступает звуковое пресыщение, когда музыка воспринимается не как радость и удовольствие, а некий звуковой фон.

     В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто копии настоящих музыкальных инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребёнка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.

Детские музыкальные инструменты стоит осваивать поочерёдно. Пока ребёнок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий. И здесь, конечно, потребуется ваша помощь.

     Попробуйте вместе с ребёнком подбирать мелодии на слух. Это не только развивает его музыкальные способности, не только доставляет ребёнку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.

     Начинайте с подбора самых простых мелодий, состоящих из двух-трёх и даже одной ноты, например: «Тра-та-та, тра-та-та,от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на том или ином детском музыкальном инструменте. Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваши сын или дочка непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.

     Ребёнок уже с трёх-четырёх лет, так же, как и читать, может научиться играть по нотам.

     Начинайте с изучения 2-3 нот и постепенно доведите количество используемых нот до одной октавы. Как и во всех занятиях с малышами, изучение нот и игру по нотам лучше всего построить в виде игры. Постепенно количество нот можно расширить. Дошкольник получит особое удовольствие, если постепенно будет играть не набор нот, а известную ему песенку.

     Ноты можно изучать и отдельно, без музыкального инструмента. Вы отчётливо пишете на линеечках, предположим, ноту «до» и спрашиваете, какая это нота. При правильном ответе очко получает ребёнок. При неправильном—вы. Одна такая игра, что называется, «всухую», доставляет ребёнку меньше удовольствия, и поэтому менее эффективна. Важное условие—равноправие в игре, поэтому не забывайте время от времени меняться ролями ( малыш спрашивает, а вы отвечаете ).

     Игра на развитие слуха. Взрослый нажимает клавишу, а ребёнок называет, какая это нота—«до», «ми» или «соль». Эта несложная игра у 70-80% детей ( именно такой результат показали две группы 3-4-летних детей, с которыми мы занимались два раза в неделю ) развивает абсолютный слух. Такой вид слуха важен для профессиональных занятий музыкой. Особенно при игре на струнных инструментах. Для игры подходит любой клавишный инструмент или даже металлофон. Начинайте с трёх нот: до, ре, ми первой октавы. Попросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из этих нот. Малыш нажимает по очереди все три ноты и говорит, какая нота, по его мнению, прозвучала. При этом обязательно называет её. Это делается для того, чтобы звук у ребёнка ассоциировался с названием ноты. В случае правильного ответа очко получает он, в случае неправильного—вы. Постепенно количество нот увеличивается. Игра продолжается до 3-5 очков.    

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память ( как музыкальная, так и обычная ). Ведь песня—это не только музыка, но и стихи. Кроме того, раннее пение—это путь к развитию музыкальности. Здесь тоже свои правила:

1.      Петь громко—не значит петь хорошо

     Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Бывает так,что «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.

    2.      При совместном пении не заглушайте голос ребёнка

     Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. Это самые приятны минуты детства. Песня приводит детей в мир музыки, сближает поколоения.

     В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушить голос малыша. Напротив, пусть в этих песенках малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

3.      Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво

     Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и недовольство взрослых может надолго лишить его желания петь.