Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развитиядошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №11 "Ручеек"
общеразвивающего видас приоритетным осуществлением деятельности
похудожественно-эстетическому развитию детей"
города Чебоксары Чувашской Республики
Взаимодействие
участников процесса коррекционно-речевого развития
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
подготовила
учитель – логопед
Яковлева Наталья Ориковна
г.Чебоксары,
2020
Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям и во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие педагогов.
Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своем занятии, решали как коррекционно – воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.
Как и в массовом детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулке и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, сочетая их с развитием речи.
Наряду с этими воспитатель детского сада для детей с нарушением речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п.
Воспитатель проводит игры и упражнения для закрепления материала, отработанного логопедом. Эти игры способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психический функций. В играх и упражнениях, которые рекомендует логопед, развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематический строй речи, развивается понимание речи, а затем формируется диалогическая речь, развивается речевое общение, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление.
С этой целью воспитатель может провести следующие игры: «Ателье», «Разбери одежду», «Из чего шьют одежду?», «Подбери пару», «Магазин» В данных играх дети знакомятся с названиями одежды, с назначением, деталями одежды, с материалом из которого сделана одежда.
Одним из важных условий осуществление тематического принципа изучения речевого материала является концентрированный подход. Значение этого принципа состоит в том, что один и тот же материал повторяется многократно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в общении.
Следующим важным вопросом совместной работы является разработка последовательности непосредственной образовательной деятельности детей. Выбранная тема одновременно изучается в разнообразных видах деятельности детей – рассматривания картин, изображения их в рисовании, лепке, аппликации, конструирования, поэтому очень важно определить порядок чередования детской деятельности Благодаря этому дети хорошо усваивают словарь данной темы и активно пользуются им повседневной жизни. Основой для проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осенью Природа. Погода», «Овощи»)
При изучении каждой темы совместно с логопедом намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Воспитатель с логопедом уточняют какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Таким образом, все перечисленные особенности взаимодействия воспитателя и логопеда в группах по коррекции нарушений речи предполагают огромное терпение и творческий подход. Поэтому важны личностные качества этих специалистов. Они должны быть способными к сопереживанию, терпеливы, любить детей, быть готовыми проявить гибкость и выдумку. Все это способствует успеху в их важной и нелегкой работе.
Список использованной литературы:
- Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990, 320с.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005. 655с.
- Шашкина Г,Р, Л,П,Зернова, И,А,Зимина «Логопедическая работа с дошкольниками» Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
- Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ
Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...
Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"
Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...
Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности
Данная Технология рассматривает аспекты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Технология взаимодействия участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
В статье педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Бартеневой С.Э. описаны некоторые направления деятельности педагогического коллектива и родителей по выстраиван...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...
