Развитие креативности у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Кудаева Виктория Ивановна

в статье рассмотрены вопросы и проблемы, возникающие в процессе развития креативности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Кудаева Виктория Ивановна,

воспитатель,

                                                                          Кокшарова Татьяна Васильевна,

воспитатель,

 Ватутина Анастасия Ататольевна,

воспитатель,

МБДОУ ДС №57 «Радуга»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Развитие креативности у детей дошкольного возраста

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы и проблемы, возникающие в процессе развития креативности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, талант, шаблонные представления, самовыражение, нестандартный подход, генетика.

Родители, рисуя будущее своего ребенка, хотят видеть счастливого, гармонично развитого, успешного человека. Многие грезят о творческом пути своего чада, всемирном признании его талантов.

Но, если спросить – что такое креативность, что они понимают под «творческими способностями» и что делать, чтобы ребенок вырос яркой, неординарной личностью – родители не могут дать четкие ответы. Неудивительно. Они сами выросли в среде, где свойственные всем детям врожденные творческие способности утрачиваются под влиянием стереотипного воспитания, однобокого образования и шаблонных представлений.

Выявлять и развивать креативность нужно уже с полутора лет, когда дети проявляют способности к самовыражению, пытаясь рисовать красками и карандашами, лепить из пластилина и глины. С помощью различных развивающих игр и упражнений взрослые могут ставить перед ребенком задачи, требующие работы ума и фантазии, памяти и воображения.

Постоянно отмахиваясь от интеллектуальных и творческих потребностей ребенка, взрослые сами подавляют врожденное стремление детей к познанию нового. Отучают их от желания испытывать себя, учиться и совершенствоваться.

Ученые говорят, что креативность детей в возрасте 5-и лет находится на уровне 98%. К 10-и годам снижается до 30%. В 15 лет до 12%. Креативность взрослых достигает 5%. Поэтому так важно не упускать драгоценное время раннего детства, используя его не для подавления креативности, а для развития врожденных творческих наклонностей.

Что такое креативность?

Креативность характеризуют как способности человека к созданию абсолютно новых идей, материальных, интеллектуальных и духовных новаций. Как правило, эти новшества  значительно отличаются от общепринятых или традиционных схем мышления и выполнения.

Креативные способности не обязательно проявляются в научных достижениях, искусствах и ремеслах. Они заметны и в быту, если человек способен найти выход из трудной ситуации, используя при этом нестандартный подход, применить привычные предметы и обстоятельства необычным образом.

Чем грозит человеку подавление творческих способностей?

Привыкнув к общепринятой системе ценностей, морали, логике действий, постоянно отказываясь от свободы выражения своих желаний, скрывая свои истинные мысли и наклонности, ребенок становится лишь тенью в толпе таких же серых людей. Он учится играть на пианино из-под палки родителей и педагогов, в то время как его истинные способности кроются в изучении иностранных языков. Идет в спортивную секцию, а надо бы отправиться в кружок математики.

Психолог Джон Гауэн дает такие советы родителям:

Не мешайте ребенку проявлять свои творческие способности, даже если вам кажется, что он ничего не умеет или делает это плохо. Пусть поет фальшиво, если ему хочется. Танцует неуклюже, если ему нравится. Рисует кое-как, если это доставляет ему удовольствие.

Относитесь с пониманием к странным идеям, чудачествам и баловству ребенка. Вспомните, что вы сами были ребенком и у вас, возможно, тоже был нестандартный взгляд на многое.

Не отмахивайтесь от многочисленных вопросов Вашего почемучки. Это говорит о его любознательности, желании всё знать и понимать. Удовлетворяйте его интересы, читайте, ходите в кино, театр, музеи. Разговаривайте, смотрите, слушайте и обсуждайте!

Ученый-генетик Ш. Ауэрбах говорит, что уровень умственного развития человека, его особенные способности,  а также личные качества, зависят как от генетики, так и от влияния среды. Поэтому, в компетенции взрослых и общества в целом, дать возможность развиться талантливым проявлениям ребенка или же на корню задавить в нем креативность. Помните, что от ваших слов и действий во многом зависит последующая жизнь маленького человечка и то, будет ли он в ней счастлив!

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991,
  2. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995,
  3. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как средство развития креативности у детей дошкольного возраста "

Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности. Игра – особый вид деятель...

«Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр»

Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ  опытом работы по...

Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческих развивающих игр

Последнее время работаю над развитием креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации творческих развивающих игр. Хочу поделиться с воспитателями ДОУ своим опытом работы в ...

Из опыта работы воспитателя по теме"Роль занимательного математического материала в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста"

Обоснование актуальности и перспективность опыт. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Методическая разработка на тему " Развитие креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в детском саду"

Методическая разработка конспекта физкультурного досуга  для детей подготовительной группы детского сада по развитию креативности....

Методическая разработка ""Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческой деятельности"

Развитие креативных способностей дошкольников во всех видах художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании определенных условий, способствующих формированию у них самостоятельности, ...

Развитие креативности у детей дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» (обобщение педагогического опыта)

Развитие  креативности   у  детей    дошкольного  возраста  в процессе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности образовательной облас...