Рука развивает мозг
консультация на тему

Шеверова Тамара Антоновна

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Дети, которым удается изолировать движения пальцев, говорящие дети. Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruka_razvivaet_mozg.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Рука развивает мозг.

     Наши далекие предки вольно или невольно заботились о развитии рук своих детей. Натуральное хозяйство требовало труда от всех членов семьи, включая самых маленьких. Почти всю домашнюю работу выполняли малыши: они же нянчили младших, кормили, мыли, воспитывали. Бабушки и мамы заговаривали детские руки от всяких напастей, пальчики перебирали и произносили «магические» слова. Они и до нас дошли, только уже как считалочки, как «пальчиковые игры» типа «Сороки-белобоки». Но развивать руки малыша можно по-разному. Главное условие, правда, всего одно, ребенку должно быть интересно.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов.

        Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев,- говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети - неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, “отвечающие” за формирование речи ребенка. Значит, пальцы  “помогают” говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего: лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать, вырезать плавно, не отрывая ножниц от бумаги. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций. В процессе работы с различными материалами (ткань, бумага, картон), на занятиях рисованием и лепкой рука ребенка постепенно готовится к письму, требующему довольно тонких движений пальцев.

        Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать. Писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение к письму, и к учебным действиям вообще. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность (могут отказываться от выполнения заданий, уходить с урока и т. д.)

        Слабое развитие двигательных навыков способно отрицательно повлиять и на общее самочувствие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками часто осложняются неуверенностью в собственных силах. От того, как именно оцениваются школьные достижения ребенка, часто зависит отношение к нему и сверстников, и родителей.

Существует масса упражнений, развивающих мелкую моторику пальцев рук: “Обведи похожий”, “Узнай кто я?”, “Только черточки”, ”Кто в домике живет?”, ”Лабиринты”, ”Дорожки”, ”Графический диктант”, ”Пальчиковые игры”.

     Взаимосвязь разных видов продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд развивает не только мелкую моторику, но и формирует произвольность психических процессов. Ребенок учится следовать инструкциям, действовать по образцу, контролировать полученный результат, корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Во время конструктивной деятельности у детей развивается мотив сотрудничества с взрослым и с другими детьми. Ребенок учится ставить цель и удерживать ее на протяжении выполняемой деятельности. У ребенка совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Ребенок приобретает опыт управления своим поведением и своими психическими процессами. А это является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.

        Таким образом, практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько значимы занятия по конструированию, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти,  восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, наладить хорошие отношения в коллективе сверстников, приучат с пользой проводить свободное время.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Рука развивает мозг"

" исскусство воспитания имеет ту особенность . что почти всем оно кажется знакомым делом, а иным даже легким- и тем понятнее и легче кажется оно. чем меньше человек знаком с ним теоретически или практ...

презентация- "Рука развивает мозг"( в двух частях).

В презентации раскрыто содержание моей работы по развитию мелкой мотрики рук у дошкольников....

Рука развивает мозг

Консультация для родителей, как важно с раннего детства развивать мелкую моторику у детей. Приведены цитаты педагогов и психологов по данному вопросу. Предложены простые тесты для оценки уровня сформи...

Консультация для родителей "Рука развивает мозг"

«Рука развивает мозг»Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. П...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...