программа "Философские разговоры с детьми"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Майорова Людмила Павловна

Программа по детской философии основана на программе М.В.Телегина "Воспитательный диалог". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_filosofii.docx49.37 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»

Программа «Философские разговоры с детьми»

Составила Майорова Л.П., педагог-психолог

Пояснительная записка

            Подавляющее большинство существующих сейчас образовательных программ направлено на познавательное (когнитивное) развитие детей. Основная задача образовательной программы «Философские разговоры с детьми» — создание психолого-педагогических условий для становления основ мировоззрения детей старшего дошкольного возраста. Это программа прежде всего воспитательная. Она основана на программе М.В.Телегина «Воспитательный диалог».

С самого раннего возраста наши дети являются свидетелями различных жизненных сценариев и установок. Дома учат одному, в школе — другому, на улице — своя правда, телевизор лучше не смотреть.  Но у каждого  человека должен быть  свой «стержень», должны быть свои  ценности, свое мировоззрение. Не навязанное кем-то, а то, к которому пришел самостоятельно в результате размышлений. Что создано своим  трудом, то нам и дороже. Мы живем в обществе, и наша задача помочь детям социализироваться, чтобы они не замыкались в своем одиночестве, а были с  людьми,  умели смотреть во все глаза,  умели слушать и слышать, научились вступать в диалог. В таком мировоззренческом диалоге ребенок обнаружит, что он не «пуп земли», что люди разные и надо договариваться, уметь уступать и подчиняться, но вместе с тем, уметь отстаивать принципы и идеалы, которыми не можешь поступиться; не противопоставляя себя другим и не теряя себя, в сотворчестве, взаимопонимании, строить новую традицию, искать адекватные ответы на вызовы третьего тысячелетия.

   Старший дошкольный возраст — время «фактического складывания личности» (Д. Б. Эльконин); «формирования иерархии мотивов, достаточно устойчивой «Я-концепции» (В. С. Абраменкова); «возникновения первого абриса детского мировоззрения» (А. Н. Леонтьев). В сюжетно-ролевой игре, других видах детской деятельности стремительно развивается наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку отражать не только внешние, но и внутренние, существенные отношения объективной реальности. Растет произвольность психических процессов, накапливается опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные диалоги со старшими дошкольниками возможны и необходимы.

Ограничимся  несколькими доказательствами:

♦ Дети старшего дошкольного возраста испытывают обостренный интерес к сфере социальных отношений и морально-нравственных норм. Об этом свидетельствует сам факт существования сюжетно-ролевой игры в статусе ведущей деятельности старших дошкольников. Глубинный, социальный смысл сюжетно-ролевой игры заключается в «освоении ребенком мотивационной стороны жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин), правил, регламентирующих отношения между людьми. Доминирующей формой общения детей становится внеситуативно-личностное общение, направленное на постижение многоликого и сложного «мира людей». Старший дошкольник «сосредоточен на своем социальном окружении, кропотливо исследует его».  Не случайно именно в этом возрасте появляется «устойчивая привязанность, нужда в каком-либо конкретном человеке» и одна из самых светлых человеческих способностей — способность дружить.

Интерес, как писал Л. С. Выготский, «идет впереди интеллектуального развития, ведет его за собой». Интерес к социальной проблематике неизбежно порождает формы деятельности, его насыщающие. Сюжетно-ролевая игра — событие не статичное, но живое, пластичное, изменчивое. От «игр с бытовым сюжетом дети переходят к играм с производственными и даже общественно-политическими сюжетами» (А. В. Запорожец). Другое направление эволюции игры состоит в постепенном, но неустанном сокращении собственно игровых действий, своеобразном «перетекании» игры из действия в слово и мысль, точнее, во внешний или внутренний диалог. Дети  распределяют роли и функции, планируют, фантазируют, ведут целые словесные баталии относительно «хорошего» и «плохого», честной и нечестной игры, говорят о предательстве, лжи, справедливости, жадности, притворстве, настоящей дружбе. Диалоги на мировоззренческие темы уже органично вплетаются в развитую игру старшего дошкольника.

♦ В активном и пассивном словаре  старших дошкольников широко представлены так называемые «абстрактные» слова («добро», «зло», «хорошее», «плохое», «время», «счастье», «красота», «настоящее» и др. Дети активно используют такие слова. Значит, «абстрактные» слова не «пустой звук» уже для 5—6-летнего ребенка. Дети вкладывают в них некое содержание, наполняют уникальным смыслом.

Создавая особые проблемные ситуации, направляя маленьких собеседников на постановку и размышление о вариантах преодоления морально-нравственных вопросов, можно помочь ребенку облечь свои мысли в слово (Л. С. Выготский писал:«Проговорить — это и значит осознать»), поделиться ими с партнерами по общению. В ходе исследований было установлено, что мировоззренческие представления детей напрямую зависят от ценностей, способов мышления ближайшего окружения ребенка и прежде всего от установок, доминирующих в его семье. Но ведь семья семье рознь! Дети изначально, спонтанно усваивают разные ценности, неосознанно занимая разные позиции по самым важным вопросам человеческого бытия. Отсюда рождается непонимание других ценностей, разочарование или утверждение в своей правоте, эгоцентризм, неумение согласовывать несовпадающие точки зрения, спор, диалог по мировоззренческим вопросам.

Почему происходит так, что мы читаем ребенку нотации и нравоучения, но это мало помогает. Отчего? Задумаемся, помогаем ли мы ребенку понять смысл наших увещеваний? Ребенок все главные жизненные уроки должен извлечь сам, должен «дойти», «дорасти»,  «выстрадать» умом и сердцем собственные идеалы. Осознанная, разумная картина мира, высокие идеалы, мировоззрение, основанное на духовности,  это  результат труда, напряженной работы над собой, результат умственной деятельности.

Как это ни парадоксально звучит, но, воспитывая ребенка, даже очень маленького, надо учить его философствовать,  чтобы в диалоге с другими людьми он мог самостоятельно приходить к каким то важным для него жизненным выводам.

В качестве средства трансляции малышам вечных, высоких ценностей русско-российской

и мировой культуры выступают знаменитые сократические диалоги. Идея о

сократическом диалоге как деятельностном способе развития детей была высказана

ещё К.Д. Ушинским, развита американским учёным М. Липманом, нашла своё

педагогическое воплощение в трудах А.А. Перовского, В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого,

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.[7]

Цель программы:

     Социализация, развитие основ личности и мировоззрения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении

детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения;

  1. создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия детьми норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества;
  2. выработка способности слушать и слышать других, достигать взаимопонимания спартнерами по общению;
  3. развитие речи и коммуникативных навыков;
  4. освоение первоначальных навыков философствования, как способа разрешения сложных жизненных проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей,позволяющих ориентироваться в социальном мире.
  5. личностная подготовка к школе.

Занятия проводятся один раз в неделю, по подгруппам. Всего 29 занятий в год. Содержание программы основано на программе М.В.Телегина «Воспитательный диалог».

Стимульным материалом для бесед с детьми являются  «Короткие истории о Свете и Миле». Двадцать девять действительно лаконичных, простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом. Незамысловатые на первый взгляд истории — слепок с повседневной жизни детей. Вместе с тем каждая история имеет важное воспитательное, если хотите, философско-мировоззренческое измерение и выступает своего рода «отправной точкой» для философских разговоров, для размышлений. Есть методическое руководство по организации мировоззренческих диалогов , даны примерные вопросы для бесед, предлагаются  игры и упражнения.

Формы реализации задач:

- этические беседы, диалоги;

- игры, игровые упражнения;

- драматизации;

- проблемные вопросы, проблемные ситуации;

- упражнения на развитие творческого воображения;

- коммуникативные игры;

- психогимнастика;

- рисование.

Тематическое планирование программы

«Диалоги с детьми» (подготовительная группа)

Тема

Цель работы

1. Имя и человек. Название и предметы. «Мир слов» и «мир вещей» — два разных мира. Связь обозначающего и обозначаемого. Функции языка.

Создание психологических условий для преодоления номинального реализмадетей.Педагогу необходимо развести в сознании детей мир обозначающего и обозначаемого, помочь ребенку понять, что человек и его имя, вещь и ее название не одно и то же.

2. Человек. Внутренний, субъективный мир человека (мысли, чувства, мечты, сны).

Создание условий, позволяющих детям перейти от единичного представления о конкретном человеке к представлению о человеке вообще, общему представлению, а также помочь детям осознать очень важную мысль: человек нечто большее, чем человеческий облик, его тело, одежда и т. д.

Понятие «человек» не исчерпывается внешними, телесными, видимыми признаками. Человек — это, прежде всего сложный внутренний, субъективный мир (сознание, мышление, чувства, переживания, эмоции, фантазии, воображение, сны, характер, увлечения, мечты и т. д.).

3. Причина и следствие. Мысль и предмет. Субъективная и объективная реальность, связи между ними.

1. Сформировать у детей обобщенные представления о причине и следствии и о всеобщем характере, универсальности причинно-следственных отношений.

2. Поставить вопрос о различии, существующем между предметом и мыслью о нем.

3. Показать, что между идеей и вещью существует связь.

(каждой рукотворной, искусственной вещи неизбежно предшествует замысел.Таким образом, мысль, которую нельзя потрогать, выступает как причина вещи, которую потрогать можно).

4. Представления. Воображение. Фантазии.

Конкретизация, развитие, закрепление вывода, к которому дети пришли, обсуждая предыдущую тему: план наших мыслей и представлений нетождественен плану объективной реальности. Воображение, мечты, фантазии, сны — это наши мысли, пространство субъективного. Вещи, предметы, вне нас существующий реальный мир — пространство объективного.

5. Знания. Умный человек. Человеческая глупость. Взаимное уважение.

Помочь детям понять, что:

1. Умный человек не тот, кто знает ответы на все вопросы. Знать всё просто невозможно. Даже очень умные люди — учителя, ученые, профессора, — хорошо разбираясь в одних проблемах, могут ничего не понимать в других.

2. Чего-то не знать — не значит быть глупым, ибо для всех людей существуют вопросы, в которых они полностью некомпетентны. Не знать чего-либо не стыдно.

3. Умный человек — тот, кто стремится приобретать знания, всю жизнь учится у других людей, у природы, получает знания в школе, из книг. Он не боится признаться ни себе, ни другим людям в том, что чего-то не знает.

4. Глупых людей вообще не существует, ведь любой человек что-то знает, просто одни люди знают больше, а другие — меньше.

5. Человеческая глупость, к сожалению, все-таки есть. Она проявляется в нежелании учиться, развиваться, в чванливой уверенности в том, что ты знаешь всё, в потере интереса к природе, людям, знаниям.

6. Всегда есть люди, которые знают больше тебя, и те, которые знают меньше тебя. Если ты считаешь себя умнее какого-то человека, то это не повод для того, чтобы не считаться с ним, не уважать его, относиться к нему свысока, пренебрежительно. Наоборот! Ты получишь большое удовольствие, поделившись своими знаниями, научив кого-то.

7. Только проявляя уважение к другому человеку, ты вправе рассчитывать на соответствующее отношение к себе.

6. Настоящее.

Формирование у детей обобщенных представлений, связанных со словом«настоящее».Слово «настоящее» — многозначно, допускает множество трактовок и толкований, оно, как комета, влечет за собой целый шлейф значений и смыслов.

7. Этика взаимоотношений ребенка с родителями. Родительская любовь. Необходимость учитывать в своем поведении интересы близких людей.

Создание психолого-педагогических условий для децентрации детей, преодоления их личностного эгоцентризма, осознания ими необходимости учитывать в своем поведении интересы, мотивы, желания других людей, в первую очередь самых близких — родителей. Помочь детям сделать  вывод: существуют такие ситуации, когда ради любви к родителям не только можно, но и нужно поступиться собственными интересами. И конечно, надо помочь ребенку понять, что родительская любовь — это счастье, дарованное судьбой, прекрасное, высокое чувство. Лучшим ответом ребенка на ласку и заботу родителей может быть только взаимность, забота и бережное, участливое, прощающее обиды и промахи отношение ребенка к родителям.

8. Отношения со сверстниками. Различия между людьми. Общие интересы. Уважительное отношение к индивидуальным особенностям людей.

Cоздание психолого-педагогических условий для преодоления эгоцентризма детей, воспитания уважительного отношения ребенка не только к взрослому, но и к сверстнику.

(Все люди разные. Они различаются внешностью, характером, способностями, интересами. Если человек не такой, как ты, непохожна тебя, то это не значит, что он глупый, плохой, опасный, что с ним неинтересно общаться, нельзя дружить. Каждый человек — ребенок или взрослый, мальчик или девочка — достоин уважения.

Несмотря на различия между людьми, всегда есть то, что их объединяет, делает ближе друг другу. Надо учиться понимать других людей, если хочешь, чтобы они в свою очередь поняли и приняли тебя. Иногда необходимо в чем-то уступить другому человеку).

9. Правила поведения. Происхождение и назначение правил поведения.

 Сформировать у старших дошкольников как можно более общее представление о правилах поведения; показать роль и функции правил в регламентации, упорядочивании жизни людей; донести до детей мысль о том, что правила появляются не случайно, что от правил, принятых в той или иной группе, прямо и непосредственно зависит жизнь каждого человека.

10. Дети и собственность. «Мое» и «чужое». Жадность. Как не ссориться из-за игрушек.

Обсуждение конфликта между Светой и Катей должно послужить лишь прологом к серьезному разговору с детьми об их собственном опыте взаимоотношений по поводу вещей, игрушек и т. д.

11. Конфликт между желаниями ребенка и необходимостью соблюдать правила поведения. Нарушение правил поведения. Плохой поступок.

Содействовать хотя бы в небольшой степени становлению произвольности поведения ребенка старшего дошкольного возраста, стараться сделать так, чтобы «между мыслью ребенка и его поступком вклинивался интеллектуальный момент» (Л. С. Выготский), чтобы поведение ребенка из импульсивного, неосознанного, непосредственного становилось разумным, культурным, опосредствованным нормами этики и морали.

12. Последствия нарушения правил поведения. Последствия плохих поступков. Ложь. Обман. Вранье.

 Конкретизировать  знания детей о  причинно-следственных связях,применив их к моральной сфере.

(Плохой поступок не может вызвать ничего хорошего, его отрицательные последствия неизбежны! Ложь — один из самых плохих поступков. Какими бы соображениями ни руководствовался лгущий человек, он только усугубляет свою вину. Ложь приводит к тому, что человек «запутывается», перестает понимать, в чем заключается правда. Это, пожалуй, самое страшное).

13. Признание в плохом поступке. Правда. Сказать правду — значит совершить хороший поступок.

Подвести детей к мысли, что лучше говорить правду. (Света — молодец, что сказала правду. Сделав это, она совершила хороший поступок. Признавать свою вину необходимо, как бы ни было трудно).

14. Стыд. Прощение. Последствия хорошего поступка. Узнавание сверстников.

Постараться донести до детеймысль о том, что просто так в нашей жизни ничего не происходит.Жизнь так устроена, что наши плохие поступки и мысли, как и наши благородные дела и помыслы, не проходят бесследно, рано или поздно возвращаются к нам радостью или горем, надеждой или разочарованием., Прежде чем выносить суждение, необходимопостараться узнать человека, понаблюдать за ним в разных ситуациях. Первого впечатления для объективного суждения явно недостаточно. Необходимо сформировать у детей обобщенное представление о стыде как об очень важном чувстве, поговорить о функциях стыда, привести к мысли, что стыдиться не так уж и плохо. Стыд — предпосылка к раскаянию, путь к прощению и душевной гармонии.

15. Осознание вины. Совесть. Честный человек.

Помочь детям определить  содержание понятия «совесть».Совесть находится где-то в душе человека. И пусть ее нельзя увидеть, потрогать руками, но она все-таки есть на самом деле. Доказательства тому — наши переживания после совершения плохого поступка.Помочь детям понять функции и значение совести в жизни людей. Чтобы не причинить никому зла, избежать мук совести, мы должны думать, как отразятся наши поступки и помыслы на других людях.

Расширить трактовку словосочетания «честный человек», связав в сознании ребенка понятия «честный человек», «хороший человек» и «совесть». («Честный человек — это хороший человек. Он всегда говорит правду. У честного человека обязательно есть совесть. Он переживает за всех, извиняется, хочет быть лучше»).

16. Хорошее настроение. Плохое настроение. Изменение настроения. Терпение. Ссора. Предупреждение ссор и конфликтов.

Помочь детям определиться с представлениями о понятиях «Хорошее настроение», «плохое настроение», «настроение портится». Помочь определить причины того или иного настроения. Попросить детей поделиться собственным опытом пребывания в плохом настроении и опытом контактов с людьми, у которых плохое настроение. Составить  совместно  с детьми «рекомендации», как можно поднять настроение себе и окружающим людям и как, будучи в плохом настроении, не испортить его другим.

17. Красота. Многообразие красоты. Различные проявления, формы, лики красоты. Красота индивидуальна. Красота у каждого человека своя.

Помочь детям осознать  одну, но очень глубокую мысль — красота многообразна, ее проявления, формы не поддаются исчислению. Красота индивидуальна: своя красота есть у леса, реки, моря, человека, природы (вспомните, ведь мы так и говорим — «красоты природы»). По-своему красив и неповторим, уникален каждый  человек. Красота сказок, стихов, музыки и картин, дружбы и любви — все это тоже лики красоты, лики, несводимые друг к другу. Помочь ребенку увидеть нечто красивое во всем сущем, применить слова «красота», «красивый» к самым разным проявлениям жизни, к реальности объективной (природа, предметы и т. д.), субъективной (отношения, чувства, мысли, настроения).

18. Красота. Красота во всем. Красота как универсальное понятие.

Помочь детям от единичных представлений о красоте, представлений-образов конкретных объектов, явлений, людей, — через обобщение эстетических чувств — прийти к общему,  обнаружить родство между всем красивым, найти сходное во всем красивом, построить общее представление, предпонятие о красоте и красивом.

19. Красота. Нравится. Не нравится. Эмоциональная и осознанная оценки окружающего. Не все, что не нравится, некрасиво. Субъективность оценки «нравится». Людям нравится разное. Такт в высказывании своих предпочтений.

Способствовать переходу от сугубо эмоциональных, эгоцентричных, рационально немотивированных, непонятных другим, необоснованных оценок детьми окружающего мира к более взвешенным, осознанным, подкрепленным доказательствами и примерами, доступным для собеседников оценочным суждениям и умозаключениям.Помочь детям прийти  к следующим выводам: «если сказал, что тебе что-то не нравится, будь добр объяснить почему», «людям нравится разное», «если тебе не нравится другой человек или игрушка, это еще не значит, что они плохие, некрасивые», «не все, что мне не нравится, некрасиво», «когда ты говоришь, что тебе не нравится другой человек, то он может обидеться», «если тебе что-то или кто-то не нравится, подумай сначала, не говори вслух, а то обидишь кого-то», «прежде чем решить, нравится или нет, подумай, а что в этом есть хорошего, ведь во всем есть хорошее». Высказывая свои предпочтения, думай, как не расстроить другого, не причинить человеку зла, не обидеть его. Если взялся оценивать что-то, будь добр вскрывать мотивы своего мнения. «Не нравится» — недостаточное основание для негативной оценки, обязательно пойми сам и объясни другому, почему не нравится.

20. Красота человека. Красота телесная, внешняя. Красота душевная, внутренняя.

«Внешность в человеке не главное» - к этому выводу  подвести детей, помочь понять, открыть для себя, что именно делает человека —человеком. Главное в человеке — содержание, внутренний мир, духовность.

Обнадеживающая нас, согревающая, заставляющая нас верить в собственное высокое предназначение, дающая силы, подлинная, истинная, вдохновляющая, потрясающая красота человеческая — в заботе о ближнем, в самоотверженности, в любви, в душе, в духе!

21. «Хороший человек» — «плохой человек»: критерии различия.

Есть плохие люди и есть хорошие. А раз так, очень важно научиться разбираться, кто есть кто. Необходимо  воздерживаться от необдуманных, скоропалительных оценок и выводов. Нельзя судить о человеке только по первому впечатлению, «по одежке», по внешности. Иначе никак не избежать неприятностей, ошибок, обид, разочарований.Хороший человек — душою добрый, светлый, желанный, умный и чуткий, людей любит, в мире с собой и другими живет. Плохой же душу черную имеет, завистливую, злую, эгоистичную. По душе и вердикт выноси, куда как надежнее, чем по внешности. А душа, опять же, в поступках проявляется.

22. Любовь к людям. Любовь эгоистичная и альтруистическая. Человеческие качества, достойные любви.

Создание психолого-педагогических условий для:

рефлексии, осознания детьми своей любви к людям;

продвижение от эгоцентричного, эгоистического, потребительского отношения к любимым к альтруистическому;

переход от спонтанных, житейских понятий, схватывающих, отражающих лишь внешние проявления любви, к культурным, на первый план душу человеческую, способность сострадать, сочувствовать, пользу всему сущему приносить ставящих.

23. Мой возраст. Дошкольники и школьники. «Маленькие» и «большие».

Создание у ребят позитивного эмоционального настроя по отношению к школе и ученикам, подкрепление положительных ожиданий детей, нивелирование, нейтрализация, снятие неуверенности, боязни, страха, сопутствующих всем резким изменениям жизни, всем возрастным кризисам.

Другая основная цель диалога направлена насвоего рода возведение сознательного фундамента положительного отношения к школе. Ключевые понятия здесь — «школьник», «ученик». Не боишься того, что понимаешь. Не разочаровываешься, когда не ищешь легких побед, морально готов к испытаниям. Адекватная самооценка, знание: «школьник — прежде всего ученик, а учеба — это труд» — вот залог прочности, надеемся, дворца, а не темницы школьной жизни.

Завнешними признаками учеников и школьников ребята должны увидеть скрытое от непосредственного наблюдения, но подлинное, настоящее содержание важнейшего этапа человеческой судьбы — обучения, понять, что при их старании и упорстве школа даст знания, как раньше говорили, «путевку в жизнь».

24. Ребенок и взрослый. Права и обязанности взрослых. Взрослость как ответственность, забота о других.

Помочь детям понять, что взрослый – это осознанная ответственность за все происходящее на земле, стремление прожитьжизнь достойно, оставить о себе светлую память в сердцах людей. Взрослость — это альтруизм. Проявляешь искреннюю заботу, даришь любовь, умеешь сочувствовать, сопереживать, вселяешь веру, помогаешь нуждающимся — обретаешь право называться взрослым.Чтобы стать взрослым, мало закончить школу и институт, жениться или выйти замуж, мало даже обзавестись детьми.

 «Ребенок, пусть он еще маленький, но если обязанности свои выполняет — тоже взрослым может быть. Тот, кто маме и папе помогает, заботится о родителях, если они заболели, утешает, делает что-то хорошее, полезное — убирается, еду помогает готовить — по-взрослому себя ведет. Значит, и маленький ребенок уже взрослый!»

25. Необдуманный, импульсивный, эгоистичный поступок может разрушить дружбу. Дружбу необходимо ценить и беречь. Человек, достойный уважения и дружбы.

Помочь детям усвоить непреложную истину -строительство, установление крепких, дружеских, стабильных отношений с людьми в качестве непременного условия предполагает ответственное, обдуманное, предсказуемое поведение партнеров. Хочешь иметь друзей, нуждаешься в поддержке и участии — поступись эгоизмом, не будь взбалмошным, учитывай интересы и потребности другого. («Проявляй заботу о друзьях», «не все средства достижения желаемого хороши, приемлемы», «не думай только о себе», «семь раз отмерь — один отрежь» — все взвесь, просчитай, представь последствия, а потом действуй», «даже один скоропалительный, неверный поступок может обидеть друга, разрушить дружбу», «береги, цени дружбу», «плохими поступками дружбы и уважения людей не сыщешь», «с легкомысленным, взбалмошным человеком никто дружить не будет», «как ты относишься к друзьям, так и они будут относиться к тебе»).

26. Дружба. Предательство. Справедливые, обоснованные оценки поведения ребенка со стороны окружающих. Отношение к справедливым, но нелицеприятным, критическим оценкам и замечаниям в свой адрес.

Стимулировать  поисковую активность детей, создать дополнительный шанс для рождения правильной оценки поведения, действий персонажей. Помочь детям выразить свое отношение к поступку Светы. Помочь понять, что любое предательство обижает, несет боль другому человеку. Ценой предательства не обретешь друзей, а тех, кто есть, растеряешь. Предавая других, сам неизбежно познаешь предательство и одиночество.

Без осознания ошибки — нет прощения. И, если сделал что -то не так, надо найти в себе мужество признать свою вину, попросить прощения.

Учить  спокойному  отношению к критике в свой адрес. Учить тактично высказывать свое мнение -  попробовать спокойно объяснить мотивы критических высказываний, помочь исправиться, нарисовать светлую перспективу, обнадежить, сохраняя общий критический тон, за что-нибудь действительно достойное... похвалить.

27. Обида. Справедливая обида. Причины обид. Плохие поступки обижают людей. Вина.

Помочь детям задуматься о хрупкости человеческих отношений, о великом значении человеческого расположения, участия. Порой так легко обидеть человека, причинить ему зло, страдания. Вот почему в общении с другими надо взвешивать каждый шаг, думать, как слово и действие твое отзовутся, думать о последствиях своих поступков. Незаслуженно обидеть другого — значит совершить плохой поступок. Если не хочешь, чтобы тебя обижали, не обижай никого сам.

Обиды бывают разные. Бывают «справедливые» и «несправедливые», иногда человек имеет полное право обидеться. И это будет правильно, справедливо.Нужно смотреть, на что нужно обижаться. На что обижаться не следует.

Тот, кто обижает другого, обречен на переживание вины, ему рано или поздно станет стыдно, плохо. Обида разрушает дружбу. Нельзя обижаться на целый свет. Необходимо научиться прощать.

Причины обид тоже очень разные. Например, ты не можешь быть первым во всем. Если кому-то лучше тебя, это не повод, чтобы на него обижаться.

Если тебе правильно указывают на твои недостатки, не обижайся, постарайся исправиться.

28. Искупление вины. Как загладить вину. Как получить прощение. Прощение надо заслужить. Искреннее раскаяние. Исправление.

Обсудить с детьми понятие вины. Что делать, если виноват?  Просить прощения. Всегда ли слова «Прости, извини» могут загладить вину? Как заслужить прощение? Наверное, только от чистого сердца исходящее, из глубины души идущее стремление загладить вину, только жалость к «потерпевшему», горькое сожаление о плохом поступке, укоряющий голос совести заставляют нас искренне раскаиваться, обещают нам подлинное настоящее прощение.

Акцентировать внимание на главном: по-настоящему загладить вину можно, лишь исправив свое поведение, став лучше.(только тогда получишь настоящее прощение, вернешь расположение, уважение, дружбу окружающих, вернешь утраченный душевныйпокой, когда после каждого плохого поступка одумаешься, постараешься исправиться, осознаешь, примешь к сведению, поймешь — словом, станешь лучше! Умей выносить правильный урок из своих ошибок! Меняйся к лучшему! Все (и ты в первую очередь) заметят положительные сдвиги, все их по достоинству оценят, тебе станет хорошо, люди к тебе потянутся).

29. Жалость. Сочувствие. Сопереживание. Отзывчивость. Доброта. Помощь людям.

Непосредственным результатом обсуждения данной проблемной ситуации должен стать важнейший вывод о необходимости жалеть других людей, об оказании помощи, как правильном, благородном поступке. Если за самыми разнообразными добрыми поступками стоит жалость, если они продиктованы искренним желанием помочь людям, то эти поступки в любом случае правильные, хорошие, а люди, их совершающие, — достойны уважения, восхищения, — этот сложный вывод станет достоянием детей не сразу, а только после анализа и обобщения целого ряда примеров из их собственной жизни.

О силе добра. Добро всегда так или иначе отзовется, вернется к тебе добром. Добро все преодолеет.

О сочувствии и дружбе. Не правда ли, человек неспособный к сочувствию, никогда не обретет настоящей дружбы. Умеешь жалеть, стремишься понять другого — пожалеют и поймут тебя.

О жалости ко взрослым. Оказывается, большие, сильные люди  тоже нуждаются в участии, внимательном отношении со стороны детей.

Жалость и помощь за поощрение или «просто так», от чистого сердца, без корысти, ничего не ожидая взамен, — тоже поучительная, важная тема для обсуждения.

Для проведения мониторинга  используются  следующие методики:

- проективная методика «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной;

- методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М.Калининой).

Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М.Калининой)

Цель: Изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста  нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

Проективная методика «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.

Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.

Ожидаемые результаты:

Дети станут более любознательными, более внимательными, более рассудительными, более уважительными в отношении друг друга. Выше и продуктивнее станет уровень общения. Дети становятся исследователями,  научаются ценить самостоятельное и автономное мышление. Дети становятся более вдумчивыми, более рефлексивными, более рассуждающими и более разумными.

Список литературы:

1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. –Минск., 2003.

2. Телегин М.В. Рождение диалога. М.: АЛВИАН, 2009.

3. Телегин М.В.Воспитательный диалог. М.: ДеНово, 2012. (ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ).

4. Программа «Философия для детей». Учебник. Часть 1.

5. Программа «Философия для детей». Учебник. Часть 2

6. Руководство для учителя по программе «Философия для детей» «Ромашка-Почемучка».

7. О программе «Философия для детей» (2011 – 2012 год).

8. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2006., стр. 246 – 262.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы" Разговор с детьми"

1)Как правильно знакомить детей с детской художественной литературой.2)Значение прочитанной литературы на поведение ребёнка.3)Поведение взрослых- пример для подражания....

Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи

Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи...

Ситуативный разговор с детьми старшей группы на тему «Какие часы вы знаете?»

Цель: Уточнить знания детей, учить дополнять ответы друг друга, развивать связную речь...

Разговор с детьми раннего возраста на тему:"Игрушки"

Разговор с детьми раннего возраста не тему: «Игрушки»Образовательная задача:- Способствовать расширению активного словаря;-Развивать диалогическую речь.Воспитательные задачи:-Вызвать у детей чувство с...

Разговор с детьми о терроризме

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ О ТЕРРОРИЗМЕ Воспитатель Арутюнян Лиана АльбертовнаМБДОУ №14 Смоленская обл., г.Ярцево ·         Что нужно делать, если на тебя (или...

"48 ВОПРОСОВ ДЛЯ ИСКРЕННЕГО РАЗГОВОРА С ДЕТЬМИ "

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11433098","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"146","width":"397"}}]]Открытый вопрос отличается от закрытого тем, что на него нельз...

Темы разговоров с детьми

Мои публикации:...