Консультация Умные игры
консультация на тему

Черкасова Наталья Валерьевна
Использование серии игр с математическим содержанием в организованной образовательной деятельности, самостоятельной свободной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Умные игры для детей среднего дошкольного возраста»

Для умственного развития детей существенное значение имеет овладение ими элементарными математическими представлениями, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых познанию окружающего мира и решению всевозможных практических задач.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития.

Но все же существуют определенные возрастные особенности, которые необходимо знать при работе с детьми среднего дошкольного возраста. Средний дошкольный возраст – это период, когда ребенок расширяет круг математических представлений и от того на каком уровне они будут усвоены в данный возрастной период зависит их дальнейшее   овладение математическим содержанием.

У детей среднего дошкольного возраста мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях реального мира. На основе практических действий у детей формируются мыслительные операции. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться  от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, определенных признаков в единое целое. Следовательно, для формирования понятийного аппарата дети овладевают такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение.

При формировании элементарных математических представлений у детей широко используются различные средства обучения. Важное место принадлежит вопросу об использовании игр с математическим содержанием. Правильное применение игры педагогом увеличивает ее возможности в формировании элементарных  математических представлений у детей. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное  математическое содержание. Так называемые «Умные игры» помогут ребенку легче овладеть необходимыми знаниями.

Из опыта работы с детьми среднего дошкольного возраста предлагаю использовать серию игр, направленных:

-  на формирование количественных представлений;

-  на формирование пространственных представлений;

-  на формирование представлений о времени;

-  на формирование представлений о форме;

-  на формирование представлений о величине.

Использовать данную серию игр необходимо в организованной образовательной деятельности и самостоятельной детской деятельности. Целесообразно проводить игры с учетом принципа  перехода от простейших форм и способов осуществления игровых действий от простых к сложным.

Таблица 1. Серия игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей  средней группы.

Перечень игр

Цель игры

Вид деятельности

Дидактическая словесная игра «День - ночь».

продолжать работу по формированию у детей умения различать части суток (день, ночь)

(усложнение: формирование у детей представлений о частях суток (день, ночь, утро, вечер  и их последовательность)

Занятие по ФЭМП, индивидуальная работа

Дидактическая словесная игра «Веселые гномики»

формировать у детей представления о днях неделей

(усложнение: формировать у детей представления о порядке следования; знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра)

Занятие по ФЭМП, индивидуальная работа

Дидактическая настольно-печатная игра «Когда это бывает?»

закрепление знаний у детей о частях суток, времен года и их последовательности.

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Назови пропущенное слово»

формирование представлений у детей о последовательности частей суток.

Прогулка, физкультурное занятие

Подвижная игра «Тепло - холодно».

закрепление представления у детей  о частях суток и их последовательности.

Физкультурное занятие, прогулка, индивидуальная работа

Игровое упражнение

«Что мы делаем не скажем, но покажем»

закрепление представлений у детей о последовательности временных отрезков; учить соотносить действия с временным периодом.

Прогулка, физкультурное занятие

Дидактическая с предметами игра «Угадай»

закреплять понятия «один» - «много».

(усложнение: формирование навыка счета в пределах 5)

Прогулка, индивидуальная работа

Дидактическая настольно-печатная игра «Что изменилось?»

развитие умения сосчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Занятие по ФЭМП, индивидуальная работа

Дидактическая  игра с предметами «Уложим кукол спать»

развитие навыков счета в пределах 5; учить сравнивать различные группы предметов, понятие «столько-сколько».

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Найди столько же»

закрепление навыков счета (в пределах 5; закреплять умение находить нужное количество предметов по цифре (в пределах 5).

Физкультурное занятие, прогулка, индивидуальная работа

Подвижная игра «Сбор грибов»

закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько».

(усложнение: учить навыкам счета в пределах 5, соотнося число с элементом множества).

Физкультурное занятие, прогулка

Игровое упражнение «Стук – стук»

формирование навыков счета в пределах 4-5; развитие произвольной памяти.

(усложнение: развитие навыков счета с продолжением, т.е. когда один ребенок заканчивает, а другой – продолжает счет)

Занятие по ФЭМП, прогулка

Сюжетно-дидактическая игра «Зоопарк»

создание практической необходимости в сравнение рядом стоящих чисел в пределах 5, установление связей и отношений между ними.

Самостоятельная деятельность под руководством взрослого

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»

упражнение в счете и отсчете предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 5. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Самостоятельная  деятельность под руководством взрослого

Сюжетно-дидактическая игра «Аптека»

практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5,

углубленное ознакомление с трудом работников аптеки, формирование уважения к профессии фармацевта, провизора;

знакомство с правилами поведения в аптеке.

Самостоятельная    деятельность под руководством взрослого

Дидактическая словесная игра «Наводим порядок»

формирование представлений у детей различать левую, правую сторону относительно себя.

Самостоятельная  деятельность детей

Игровое упражнение «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

закрепление представлений у детей пространственной ориентации относительно себя.

Физкультурное занятие, прогулка

Подвижная игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

формирование представлений детей в пространственной ориентации относительно себя.

(усложнение: закрепление умений детей ориентироваться относительно предмета)

Физкультурное занятие, прогулка

Подвижная игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

закрепление умений детей ориентироваться относительно предмета.

(усложнение: закрепление умений детей ориентироваться относительно двух предметов)

Физкультурное занятие, прогулка

Дидактическая игра с предметами «Собери фигуры»

учить различать предметы по форме и величине

Самостоятельная  деятельность под руководством взрослого

Дидактическая настольно-печатная игра «Найди предмет такой же формы»

учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые  геометрические фигуры

Индивидуальная работа,  самостоятельная деятельность

Дидактическая настольно-печатная игра: «Разложи фигуры»

формировать представления об основных цветах и о геометрических  фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Занятие по ФЭМП,  самостоятельная  деятельность

Дидактическая настольно-печатная игра «Найди пару»

учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; различать объемные и плоскостные фигуры; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических    фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и  справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенных в одном и том  же порядке на двух карточках, которые составляют пару; развивать наблюдательность

Занятие по ФЭМП,  Индивидуальная работа

Дидактическая игра с предметами «Найди свой домик»

формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,  умение  сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и   находить среди   них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Индивидуальная работа, самостоятельная  деятельность

Дидактическая настольно-печатная игра «Собери целое из частей»

формировать представления у детей о геометрических фигурах, умение    составлять целое из 2 частей.

(усложнение: формировать представления геометрических фигурах, умение    составлять целое из 4 частей)

Самостоятельная деятельность

Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»

формировать умение различать форму предметов и соотносить эту   форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,    квадратом и прямоугольником).

Индивидуальная работа, Самостоятельная   деятельность

Дидактическая настольно-печатная игра «Разложи фигуры в домики»

развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; закреплять умение различать и правильно называть некоторые  геометрические фигуры;  сравнивать их по величине;  закреплять знания цветов.

Самостоятельная  деятельность

Дидактическая настольно-печатная игра «Геометрическая мозаика»

закрепление знаний о геометрических фигурах (треугольнике, круге,   квадрате, прямоугольнике), об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм;

Индивидуальная работа, самостоятельная  деятельность

Дидактическая игра с предметами «Что тебе дать?»

закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Занятие по ФЭМП, самостоятельная  деятельность

Дидактическая настольно-печатная игра «Геометрический коврик»

развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости, мыслительные операции; закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), геометрических тел (шар, куб, цилиндр).

Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность

Игровое упражнение «Катится – не катится»

формирование представлений детей о форме предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

(усложнение: продолжать работу по формированию умений называть и показывать структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество

Усложнение: развитие представлений о дифференциации геометрических фигур (круг, квадрат) и геометрических тел (шар, куб).

Прогулка, самостоятельная деятельность, физкультурное занятие

Дидактическая настольно-печатная игра «Сравни и подбери»

учить сравнивать от 2 до 4 предметов по величине, закрепить знания о  геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Индивидуальная работа

Дидактическая игра с предметами «Качество предметов»

уточнять понятие – высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру

Занятие по ФЭМП

Дидактическая игра с предметами  «Сделай лесенку»

закрепление представления у детей о величине предметов; закреплять умения сравнивать предметы по величине; развитие навыков счета.

(усложнение: формирование умения классифицировать предметы по величине)

Самостоятельная  деятельность, индивидуальная работа

Игровое упражнение

«Что длиннее»

закрепление представлений детей о длине предмета.

Самостоятельная деятельность, прогулка, физкультурное занятие

Подвижная игра «Высоко – низко»

закрепление представлений о величине предметов, окружающих детей.

Прогулка, свободная игровая деятельность, физкультурное занятие

Содержание некоторых представленных игр:

  1. Игры на формирование количественных представлений:

Дидактическая игра «Угадай»

Цель: Учить навыкам счета, закреплять понятия «один» - «много».

Ход: Воспитатель прячет в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи, косточки и т. д.), например: в одной руке - один камешек в другой много, и предлагает угадать, в какой – один, в какой много. Угадывая, ребенок пользуется словами «Один», «много». После ответа ребенка педагог раскрывает ладонь, показывает предметы и спрашивает «Сколько?».

           Подвижная игра «Сбор грибов»

Цель: закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько».

Усложнение: Учить навыкам счета в пределах 5, соотнося число с элементом множества

Ход: Педагог расставляет в разных местах  игрушечные грибы. У ребенка в руках – корзинка. Перед тем как пойти за грибами, ребенка спрашивают, сколько грибов в корзинке (Ни одного). Собирая вместе с ребенком грибы, необходимо называть: «Вот один грибок. Еще один гриб. Еще один» собрав все грибы, вместе с ребенком посмотреть, сколько грибов в корзинке (Много). «А на полянке, сколько осталось грибов?» (Ни одного). Усложнение: Собирая вместе с ребенком грибы, необходимо называть: «Вот один грибок. Еще один гриб (Два). Еще один (Три) и т.д.» собрав все грибы, вместе с ребенком посмотреть, сколько грибов в корзинке (Всего пять грибов).

             

 Дидактическая игра «Уложим кукол спать»

Цель: Развитие навыков счета; учить сравнивать различные группы предметов, понятие столько-сколько.

Ход: Каждой кукле нужны: кровать, подушка, одеяло, простынка, коврик к кровати. Сравнивая различные группы предметов, ребенок видит, что кроваток столько же, сколько кукол, одной кукле не хватает подушки, подушек меньше, кроваток больше, надо еще одну подушку и т. д. Все действия ребенка сопровождаются объяснением.

  1. Игры на пространственные представления:

            Дидактическая игра  «Наводим порядок»

Цель: Учить различать левую, правую сторону.

Ход: Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

           Игровое упражнение  «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»  

Цель: Формирование умений  пространственной ориентации относительно себя.

Ход: Дети выполняют задания в соответствии с текстом:

                               В правую руку свой мячик возьми,

                               Над головою его подними

                               И перед грудью его подержи.

                               К левой ступне не спеша положи.

                               За спину спрячь и затылка коснись.

                               Руку смени и другим улыбнись.

                               Правого плечика мячик коснется

                               И ненадолго за спину вернется.

                               С голени правой да к левой ступне,

                               Да на живот – не запутаться бы мне.

  1. Игры на представления о форме:

           Игровое упражнение «Катиться – не катиться»        

Цель: Формирование представлений детей о форме предмета.

Ход: Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится

Арбуз,  кубик,  книга,  колесо,  карандаш,  банка,  морковка,  листочек, апельсин,  домик,  мяч…

          Дидактическая игра «Собери фигуры»

Цель: Формирование умения различать предметы по форме и размеру; развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование:  игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических фигур разного размера, цвета и формы.  

Игровое правило: брать только по одной карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

  1. Игры на представления о величине:

     Подвижная игра «Высоко – низко»

Цель: Развитие представлений о величине предметов, окружающих детей.

Выбирается ведущий. Остальные игроки встают рядом с ним, вытянув руки в стороны.

Когда ведущий говорит: «Высоко!», все встают на носки и поднимают руки вверх. Когда ведущий скажет: «Низко!», игроки должны присесть на корточки и руками дотронуться до земли.

Ведущий старается запутать игроков. Например, произносит: «Высоко!», а сам садится на корточки и касается земли. Или же говорит: «Низко!», а сам  поднимает руки вверх и встает на носки.

Дети должны прислушиваться к тому, что говорит ведущий, и выполнять его команду, а не повторять за ним его действия. Игрок, который ошибется, выходит из игры.

Победителем считается тот игрок, который остался последним.

  1. Игры на формирование представлений о времени:

        Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Закрепление знаний детей о частях суток и их последовательности.

Ход: Детям раздают карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в детский сад, прогулка, игры во дворе, ужин, приход из детского сада, приготовление ко сну, сон. Воспитатель предлагает детям составить из картинок последовательность событий.

         Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: Закрепление знаний детей о частях суток, времен года и их последовательности.

Ход: Для игры подбираются картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход на работу, обед, приход с работы,  ужин, приготовление ко сну, сон. Воспитатель раздает картинки, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умные игры-умные дети

"Игра может быть просто развлечением. И это хорошо... Но игра может быть и средством развития креативности детей. Развлекаясь -развиваться! " С.Меньшиков...

Умные игры - умные дети

Информация для родителей о том, как правильно играть с детьми...

Презентация проекта на тему: «Умные игры – умные дети»

Презентация проекта  на тему: «Умные игры –  умные дети»...

«Умные игры для умных детей» познавательно-игровая скатерть

Игровой комплекс «Умные игры для умных детей» направлен на развитие познавательной активности и предназначен для детей 5 – 7 лет. Игра позволяет расширить, уточнить и закрепить...

Семинар - практикум «Умные игры – умные дети» в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм обучения.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного реб...

Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша: умные игры - умные дети».

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса....