«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»
проект (старшая группа) на тему

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.

Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей). Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ds_398_bitonova_ov_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Битонова Олеся Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МКДОУ д/с № 398

«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту, историю и традиции.

Для маленького гражданина представление о том, что мы называем Родиной, начинается именно с детских впечатлений. И то, каким увидит ребенок этот мир, зависит от окружающих его взрослых – педагогов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей). Поэтому одним из основных направлений работы нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Трудности в ознакомлении детей с культурой и историей родного города вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого желательны посещения музеев, выставок, учреждений культуры, поездки к памятникам – т.е. организация экскурсий.

Огромное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающем мире. Без них образовательная деятельность по краеведению неизбежно приобретает словесно-книжный характер. Но при всем желании воспитателю не удается достаточно часто организовывать экскурсии, в том числе, в связи с погодными условиями, а также весьма ощутимыми затратами на организацию доставки детей до места проведения экскурсии.

И здесь нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии, которые  в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе.

Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

В образовательной деятельности нашего детского сада используем следующие формы проведения виртуальных экскурсий: мультимедийные презентации, посещение виртуальных музеев, видеоэкскурсии.

Мультимедийные презентации создаем с помощью программы PowerPoint. Данная форма проведения экскурсии наиболее доступна для педагогов. В детском саду есть оборудование для просмотра презентаций (проекторы, интерактивные доски). А подобрать материалы для презентации не составляет труда. Т.к. ведущей деятельностью детей является игра, поэтому при разработке презентаций обязательно включаем различные виды игр для ознакомления с городом: «Угадай по силуэту»; «Узнай и расскажи»; «Третий лишний»; «Подставь фрагмент» и другие.

Некоторые музеи создают сайты с возможностью онлайн посещения выставок, экспозиций. Например, онлайн музей города Новосибирска, Новосибирский краеведческий музей, музей Новосибирска. Данная форма виртуальной экскурсии вызывает больший интерес у воспитанников, потому что создает эффект посещения, а также есть возможность рассмотреть экспонат со всех сторон. Например: прогулка по выставке музея Новосибирска. Создается эффект присутствия на выставке, можно пройти по ней, задавая курсивом направление, приближая объекты.

Конечно, и здесь есть свои минусы. Не на всех сайтах Новосибирских музеев хорошее качество при приближении. И значительный минус – это скорость подключения к сети интернет. В моей практике проведения онлайн-экскурсии дважды обрывалась связь с сетью, а также несколько раз была небольшая скорость подключения. На такие случаи я специально дополнительно подготавливаю презентацию, чтобы образовательное мероприятие не было сорвано.

И еще одна форма проведения виртуальной экскурсии – это видеоэкскурсия. Данная форма находится у нас в стадии разработки. Я вхожу в состав творческой группы педагогов нашего детского сада по разработке и реализации инновационного проекта «Виртуальные экскурсии как форма приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре родного города». В январе этого года данный проект мы представили на районном этапе городского конкурса инновационных проектов, где он стал лауреатом.

Цель проекта: разработка методического комплекта видеоэкскурсий по г. Новосибирску для детей старшего дошкольного возраста, внедрение его использования в практику работы ДОУ для приобщения детей к истории и культуре родного города.

Нами был разработан предварительный перечень видеоэкскурсий, которые необходимо создать. Уже отсняли и монтируем материал по «Ледовому городку», парку «Городское начало».

Мы считаем, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, поэтому привлекаем родителей к созданию видеоэкскурсий. Трое родителей группы «Теремок» готовят видеоматериал по темам «Ипподром», «Аэропорт Толмачево» и «Цирк», а двое родителей из группы «Цветочный город» собирают материал на темы «Вокзал Новосибирск Главный» и «Новосибирский планетарий». Кроме того, у нас в планах создать видеоэкскурсии о профессиях города Новосибирска. Планируем, что родители, расскажут о своих профессиях через небольшие ролики с рабочего места.

Содержание виртуальных экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:

1.        В соответствии с календарно-тематическим планированием выбираем темы, формулируем цель и задачи экскурсии.

2. Изучаем информацию, проводим предварительную работу с родителями.

3. Далее на основе подобранного материала составляем маршрут экскурсии, создаем видеоряд или подбираем фотоиллюстрации.

4. Определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".

5. Проводим виртуальную экскурсию с обсуждением. Активизировать внимание помогают вопросы, задаваемые в процессе рассказа воспитателя, также эти вопросы побуждают детей к логическому мышленью (Как вы думаете, почему именно на этом месте решили построить город?, Почему наш город так назван? и т.д.)

6.        При необходимости осуществляем повторный просмотр видеофрагментов, слайдов презентации.

7.        Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.