Конспект виртуальной экскурсии с детьми среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру

Новикова Ирина Владимировна

«Вот и лето подоспело, Зеленью луга одело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_i_leto_podospelo.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

КОНСПЕКТ

виртуальной экскурсии с детьми среднего дошкольного возраста

«Вот и лето подоспело,
Зеленью луга одело».

                                                                       

Разработала:  Новикова И.В.

студентка группы ЗДО 43

Троицк, 2017 г.

«Вот и лето подоспело, зеленью луга одело».

Тема: «Экскурсия на луг».

Задачи:

  • Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые;
  • Систематизировать знания детей о луге;
  • Закрепить представление о луговых цветах;
  • Уточнить представления о насекомых, населяющих луг;
  • Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы;
  • Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту и беззащитность;
  • Упражнять в умении выявлять простейшие причинно - следственные связи.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Экологическое воспитание».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, компьютер/ноутбук, проектор, колонки.

Предварительная работа:

Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото», «Кто живёт на лугу»; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.

Ход занятия:

        Этапы НОД

                                         Содержание НОД

Организационный момент

Прослушивание звукового сопровождения

Художественное слово

Вопросы

Загадка

Мотивация к действию

Сюрпризный момент

Художественное слово

Просмотр видеоматериала

Сюрпризный момент

Мотивация к действию

Просмотр видеоматериала

Вопросы

Художественное слово:

Поощрение и мотивация к действию

Познавательное повествование

Просмотр видеоматериала

Мотивация к действию

Художественное слово

Просмотр видеоматериала

Просмотр видеоматериала

Поощрение

Просмотр видеоматериала

Познавательное повествование

Мотивация к действию

Вопросы

Мотивация к действию

Просмотр видеоматериала

Вопросы

Вопросы

Просмотр видеоматериала

Познавательное повествование

Вопросы

Познавательное повествование

Просмотр видеоматериал

Наблюдение

Вопросы

Познавательное повествование

Вопросы

Вопросы

Просмотр видеоматериала

Познавательная информация

Вопросы

Просмотр видеоматериала

Мотивация к действию

Логоритмика

Вопросы

Вопросы

Познавательное повествование

Вопросы

Просмотр видеоматериала

Вопросы

Подведение итогов

Вопросы

(начинаем показ слайдов     слайд №1)

(Звучит запись «Звуки луга»).

Воспитатель:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

В.: -  Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете). 

В.: - Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в очень необычное место. 

Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что же это за место такое:

Здесь ромашка дружит с васильком,

Жук усатый - с ярким мотыльком,

Рыжий муравей – со стебельком,

Одуванчик - с легким ветерком.

Водит хоровод, собрав всех в круг,

Вместе с солнцем золотистый. (луг)

В.: - Сейчас мы с вами перенесемся на луг, чтобы полюбоваться его красотой.  Закройте глаза и послушайте стихотворение:

Что такое луг?

Ковер травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые.

С медом сладким пчелки,

Песня перепелки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд.

В.: - Вот мы и оказались с вами на лугу. Посмотрите на экран, каким стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д).

На экране появляется фея.

Фея: Здравствуйте, дети! Я фея луга рада вас приветствовать в моём царстве. Давайте остановимся на полянке, где много цветов и ласково поют птицы.

Ребята, посмотрите, сколько цветов! Все они растут на лугу.

- Как можно их все назвать? (Луговые).

- Какие вы знаете луговые цветы? (Одуванчики, ромашки, колокольчики).

Фея: Ребята, а отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу:

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка.

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)

Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчики)

Фея: Молодцы  ребята! Давайте поблагодарим наш луг за красоту!

В.: - Красота цветущего луга обусловлены главным назначением цветов – привлекать насекомых. И их здесь очень много: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи, а еще дети, здесь много и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам неповторимый колорит - это сверчки, кузнечики. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх.

В.:  - Я буду загадывать вам загадки, а вы угадайте, о каких насекомых я буду говорить:

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза

Называем ее (стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (жук)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно. (комар)

Модница крылатая

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами. (муха)

В.: - Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием. Наша полянка стала еще красивее и ярче.

В.: - Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Они великие и неутомимые труженики, целый день они добывают корм и таскают веточки. Это самое сильное насекомое – они могут переносить тяжести в десять раз больше своего веса.

Давайте посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт?

  А теперь давайте послушаем как разговаривают насекомые? (прослушивание записи «Звуки насекомых»)

В.: - Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить.  Почему они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? (прячется в траве).

Майский жук прячется на ветках деревьев? Бабочка на цветке? (яркая, похоже на цветок). Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания.

Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).

В.: - Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?

В.: - она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.

В.: - Почему нельзя трогать и обижать насекомых (они живые)

В.: - Да насекомые живые. Их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

 В.: - Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.

  • Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых
  • Надо быть осторожными и внимательными на природе
  • Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить
  • Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место
  • Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

(Наблюдаем за насекомыми, их внешним видом, повадками).

Посмотрите, где же спрятались насекомые?

Кто это? Правильно, бабочка! Посмотрите, какая красивая бабочка! (яркая, похоже на цветок). Зачем им такая окраска? (чтобы защищаться, прятаться от врагов). На что она похожа? Да, на цветок. У бабочки 4 крылышка, есть голова, грудь, брюшко, есть усики и 6 ножек. А где спит бабочка? (на цветке)

А это… Правильно, пчела!

Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А как называется домик пчел? Улей. Лесные Дикие пчелы строят такие ульи, а дома, на пасеке пчелы живут вот в таких. А знаете ли вы, что пчела за день облетает более миллиона цветов! Это если бы одна пчелка посетила все цветы на огромной поляне!

А вот и Муравей. Чем он отличается от пчелы? Муравей бывает черного или коричневого цвета. У него нет крыльев, но он умеет очень быстро ползать. Муравьи живут большими группами. А как называется домик муравья? Да, муравейник. Муравьи работают слаженно и дружно, они строят муравейник из веточек и хвоинок. А знаете ли вы, что муравьи – одни из самых сильных насекомых. Они могут переносить тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял десять человек!

Ой, ребята, а это…Стрекоза. Посмотрите, какая стрекоза! У нее длинное тело, 4 больших крыла, которые смотрят в стороны. А какие интересные у нее глаза! Большие, как очки, и названия у стрекоз очень интересные – коромысло, красотка, златка и т. д. А вы знаете, что стрекозы – хищницы? Они питаются мелкими насекомыми, ловят их прямо на лету.

А какое интересное насекомое – кузнечик. У него самые интересные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – так он может очень далеко прыгать!

А мы тоже хотим быть сильными как муравьи, прыгучими, как кузнечики, и выносливыми, как пчелы. Да, ребята? Давайте, сделаем зарядку!

 «Кузнечики».

Поднимайте плечики!

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Опять прыгай высоко,

Прыгай ловко и легко!

В.: - Чем насекомые отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?

(Дети отвечают, глядя на картинку: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко).

В.: - Дети, много насекомых - это хорошо? Какую пользу они приносят?

(Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед).

В.: - Но много насекомых - это ведь и плохо, как вы думаете, почему?

(Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают).

В.: - Итак, на какие группы мы их можем разделить?

(Ответы детей: Полезные, вредные, хищные)

В.: - Назовите полезных насекомых?

(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей).

В.: - Какую пользу они приносят?

(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, они - санитары леса).

В.: - Назовите насекомых, которые относятся к хищным?

(Ответы детей: Стрекоза, кузнечик, божья коровка).

В.: - Почему их называют хищными? (Ответы детей: они охотятся за другими насекомыми).

В.: - Мухи, оказывается, очень вредные насекомые. Как вы думаете, почему? Они летают по свалкам и переносят на своих лапках вредные микробы и бактерии.

В.: - Кто питается мухами? (лягушки, жабы, пауки)

Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган). Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

  Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В.: - Дети, на лугу живут и обитают не только растения и насекомые, обратите внимание на земляные кучки на лугу. Я думаю, что здесь поработал землекоп, вы согласны? А как его зовут? (крот) А кто ещё живёт в земле?

В норках живут полевые мышки. А еще на лугу можно встретить животных, каких как вы думаете?

Дети: коровы, козы, лошади, овцы.

В.: - А что делают животные на лугу? (гуляют, жуют траву)

- Правильно, трава – это корм для животных. Поэтому надо беречь не только цветы, но и траву.

В.: - Гуляя по лугу, мы поняли, что природу надо не только любить, но беречь и охранять ее.

Где мы сегодня были?

О ком мы узнали? Что у насекомых общее? Что вам понравилось? А что было трудным? Вы все молодцы!

Работа после экскурсии:

В конце экскурсии проводится игра:

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)

Остановившись, дети указывают на «зайчика». Положив руки под щеки показывают как кон спит:

Задремал на кочке зайчик в холодочке.

Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)

Дети имитируют игру на дудочках. «Зайчик» спит.

Разбудить хотели в дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане:

Зайку мы будили, в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает:

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)

По окончании игры, выбирается новый «зайка».

Игру можно проводить не более 2-3х раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Чудо грибочки».

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей....

План-конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Делаем правильно-неправильно и проверяем»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Яблоко волшебное катись,в новой сказке очутись»

Развитие у детей творческих,  познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций....

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: ”Замена предметов геометрическими формами. Противоречия в размерах”

ТРИЗ - технологияЦели:   Развивать гибкость мышления, путем выхода из проблемной ситуации.Задачи:    Формировать знания числа 5 из чисел 2 и 3.    Закрепить уме...

«Проведение виртуальных экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста как инновационная форма работы по краеведению»

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможн...