Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Крачкова Надежда Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

Крачкова Н.А.

Воспитатель подготовительной  группы 

Санкт-Петербург, 2019 год

 

Статья

Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР

 

Связная речь дошкольника – развернутое изложение определенного содержания, логично, последовательно, точно и грамматически правильно оформленное. В связи с этим, любое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Многие исследователи, такие как А.М. Бородич, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова и др. отмечают, что пересказ является одной из ступеней в формировании навыков монологической речи [1; 2; 4; 5]. Совместный пересказ – педагога и ребенка в начале обучения используется достаточно широко, особенно при работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Рассмотрим разнообразные приемы, облегчающие педагогам формировать у детей дошкольного возраста умение составлять пересказ.

А.М. Бородич в процессе обучения пересказу предлагает использовать следующие приемы:

- образец чтения произведения;

- выборочное чтение наиболее значимых или трудных отрывков, фраз;

- выразительность речи педагога;

- объяснения, указания;

- индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения,

выбор наиболее подходящей интонации и др.;

- показ наглядного материала.

В старшей и подготовительной к школе группах следует пользоваться приемом отраженного пересказа. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ педагога, но и повторять целые фразы.

Кроме того, А.М. Бородич рекомендует применять и прием подсказки слова и фразы. Данный прием обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избегать длинных пауз, вызванных тем, что дошкольник забыл текст. Подсказ используется, когда ребенок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путем подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допущенные ребенком [1, 72].

Другими тренировочными приемами, рекомендуемыми автором, являются следующие: совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений); деление текста на логические части; смена рассказчиков (работа по цепочке); анализ первого и второго пересказа детей (позволяет выявить ошибки и недочеты в рассказе); повторение по-новому реплик, концовки или небольших, неудавшихся отрывков; оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику: например, «Не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?»).

Ряд приемов носит установочный характер: они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть таких приемов используют при разборе текста в подготовительной беседе.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

Одним из приемов обучения пересказу считается оценка творческой художественной деятельности. Нужно помнить, что она должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...». Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу приходит пересказ по ролям. Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик, игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек. В этом случае реплика персонажей сопровождается движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и т.д. Можно использовать прием повторения, предложив ребенку, пересказать отдельный фрагмент еще раз.

Среди других словесных приемов также используются и вопросы после пересказа.

Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление детей. После отдельных пересказов можно задать вопрос о характере героя или выразительности его речи.

В.П. Глухов при обучении детей с ОНР пересказу предлагает применять вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного высказывания, которые являются незаменимыми на первых этапах работы над пересказом [4]. Сюда относятся, например, отгадывание загадок по заданной теме рассказа, показ иллюстративного материала, опорные вопросы, выделение основных содержательных звеньев сюжета, разбор содержания, завершение незаконченных предложений.

Кроме того, при обучении дошкольников пересказу автор рекомендует использовать предваряющий план-схему, когда опорные вопросы к тексту даются в виде словесного плана перед началом пересказа. Не стоит забывать и о словарной работе, являющейся важным этапом в процессе разбора содержания текста.

Эффективным приемом считается использование детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам педагога, на другом занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ выбранного ими фрагмента произведения, опираясь на свой рисунок.

Одним из приемов, предложенных В.П. Глуховым, является «иллюстративное панно» с ярким изображением обстановки и основных деталей сюжета. Эти «опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в последовательности, соответствующей эпизодам рассказа с использованием плоскостных фигурок персонажей и предметов, которые с легкостью перемещаются на панно.

В качестве средств активизации речи и мысли дошкольника с ОНР В.К. Воробьева рекомендует применять такие методические приемы, как [2]:

- вопросы, требующие проведения сравнения;

- провокационные вопросы;

- сопоставление речи педагога и ребенка;

- опора на наглядно воспринимаемые предметы;

- подбор предметных картинок к отдельному эпизоду с последующим их называнием;

- вопросы, направленные на осмысление взаимосвязи событий, их временной последовательности. Также возможно составление рассказов из деформированных предложений, использование игр на восстановление правильной последовательности и т.д.

При обучении пересказу детей с ОНР как можно чаще рекомендуется использовать такой прием, как поощрение. В конце пересказа педагогу необходимо использовать похвалу, при этом, отмечать какое-то конкретное положительное качество пересказа ребенка.

Пересказ по ролям увлекает детей. Он занимает особое место в работе над выразительностью речи. А разъяснение педагогом характера главного героя оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию их внимания.

Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию, как указывает Э.П. Короткова [6], применяются и другие приемы, например, совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и др. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомый рассказ или ранее неизвестное им произведение.

Обучая детей пересказу, педагог может использовать прием выразительного чтения, беседы (правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения), одобрение, оценка детского рассказа, речевой образец.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи, поэтому возможно использование такого приема, как «мысленное вхождение в описанную ситуацию», когда дошкольники вместе с героем произведения наблюдают, удивляются, размышляют, радуются.

Как считает В.В. Гербова, лучшему усвоению содержания текста способствуют приемы: вопросы педагога, рассматривание иллюстраций к произведению, демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды [3].

Для того чтобы дети лучше поняли эмоциональный окрас произведения, педагог может предложить им рассказать о самом смешном моменте (самом грустном, самом страшном и т.п.). Затем зачитываются соответствующие отрывки.

Таким образом, рассмотренные нами методические приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР многообразны. Все они достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР. Они способствуют улучшению качества пересказа, облегчают процесс овладения навыком пересказа детьми. Методика их использования меняется на разных этапах обучения и зависит от поставленных задач, от уровня умений детей, а также от их активности и самостоятельности.

 

 

 

Литература:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада // В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 142 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

6. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию // Э.П. Короткова, – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Крачкова Н.А.

Воспитатель подготовительной  группы  

Санкт-Петербург, 2019 год

Статья

Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР

 

Связная речь дошкольника – развернутое изложение определенного содержания, логично, последовательно, точно и грамматически правильно оформленное. В связи с этим, любое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Многие исследователи, такие как А.М. Бородич, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова и др. отмечают, что пересказ является одной из ступеней в формировании навыков монологической речи [1; 2; 4; 5]. Совместный пересказ – педагога и ребенка в начале обучения используется достаточно широко, особенно при работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Рассмотрим разнообразные приемы, облегчающие педагогам формировать у детей дошкольного возраста умение составлять пересказ.

А.М. Бородич в процессе обучения пересказу предлагает использовать следующие приемы:

- образец чтения произведения;

- выборочное чтение наиболее значимых или трудных отрывков, фраз;

- выразительность речи педагога;

- объяснения, указания;

- индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения,

выбор наиболее подходящей интонации и др.;

- показ наглядного материала.

В старшей и подготовительной к школе группах следует пользоваться приемом отраженного пересказа. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ педагога, но и повторять целые фразы.

Кроме того, А.М. Бородич рекомендует применять и прием подсказки слова и фразы. Данный прием обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избегать длинных пауз, вызванных тем, что дошкольник забыл текст. Подсказ используется, когда ребенок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путем подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допущенные ребенком [1, 72].

Другими тренировочными приемами, рекомендуемыми автором, являются следующие: совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений); деление текста на логические части; смена рассказчиков (работа по цепочке); анализ первого и второго пересказа детей (позволяет выявить ошибки и недочеты в рассказе); повторение по-новому реплик, концовки или небольших, неудавшихся отрывков; оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику: например, «Не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?»).

Ряд приемов носит установочный характер: они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть таких приемов используют при разборе текста в подготовительной беседе.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

Одним из приемов обучения пересказу считается оценка творческой художественной деятельности. Нужно помнить, что она должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...». Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу приходит пересказ по ролям. Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик, игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек. В этом случае реплика персонажей сопровождается движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и т.д. Можно использовать прием повторения, предложив ребенку, пересказать отдельный фрагмент еще раз.

Среди других словесных приемов также используются и вопросы после пересказа.

Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление детей. После отдельных пересказов можно задать вопрос о характере героя или выразительности его речи.

В.П. Глухов при обучении детей с ОНР пересказу предлагает применять вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного высказывания, которые являются незаменимыми на первых этапах работы над пересказом [4]. Сюда относятся, например, отгадывание загадок по заданной теме рассказа, показ иллюстративного материала, опорные вопросы, выделение основных содержательных звеньев сюжета, разбор содержания, завершение незаконченных предложений.

Кроме того, при обучении дошкольников пересказу автор рекомендует использовать предваряющий план-схему, когда опорные вопросы к тексту даются в виде словесного плана перед началом пересказа. Не стоит забывать и о словарной работе, являющейся важным этапом в процессе разбора содержания текста.

Эффективным приемом считается использование детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам педагога, на другом занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ выбранного ими фрагмента произведения, опираясь на свой рисунок.

Одним из приемов, предложенных В.П. Глуховым, является «иллюстративное панно» с ярким изображением обстановки и основных деталей сюжета. Эти «опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в последовательности, соответствующей эпизодам рассказа с использованием плоскостных фигурок персонажей и предметов, которые с легкостью перемещаются на панно.

В качестве средств активизации речи и мысли дошкольника с ОНР В.К. Воробьева рекомендует применять такие методические приемы, как [2]:

- вопросы, требующие проведения сравнения;

- провокационные вопросы;

- сопоставление речи педагога и ребенка;

- опора на наглядно воспринимаемые предметы;

- подбор предметных картинок к отдельному эпизоду с последующим их называнием;

- вопросы, направленные на осмысление взаимосвязи событий, их временной последовательности. Также возможно составление рассказов из деформированных предложений, использование игр на восстановление правильной последовательности и т.д.

При обучении пересказу детей с ОНР как можно чаще рекомендуется использовать такой прием, как поощрение. В конце пересказа педагогу необходимо использовать похвалу, при этом, отмечать какое-то конкретное положительное качество пересказа ребенка.

Пересказ по ролям увлекает детей. Он занимает особое место в работе над выразительностью речи. А разъяснение педагогом характера главного героя оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию их внимания.

Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию, как указывает Э.П. Короткова [6], применяются и другие приемы, например, совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и др. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомый рассказ или ранее неизвестное им произведение.

Обучая детей пересказу, педагог может использовать прием выразительного чтения, беседы (правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения), одобрение, оценка детского рассказа, речевой образец.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи, поэтому возможно использование такого приема, как «мысленное вхождение в описанную ситуацию», когда дошкольники вместе с героем произведения наблюдают, удивляются, размышляют, радуются.

Как считает В.В. Гербова, лучшему усвоению содержания текста способствуют приемы: вопросы педагога, рассматривание иллюстраций к произведению, демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды [3].

Для того чтобы дети лучше поняли эмоциональный окрас произведения, педагог может предложить им рассказать о самом смешном моменте (самом грустном, самом страшном и т.п.). Затем зачитываются соответствующие отрывки.

Таким образом, рассмотренные нами методические приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР многообразны. Все они достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР. Они способствуют улучшению качества пересказа, облегчают процесс овладения навыком пересказа детьми. Методика их использования меняется на разных этапах обучения и зависит от поставленных задач, от уровня умений детей, а также от их активности и самостоятельности.

 


Литература:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада // В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 142 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

6. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию // Э.П. Короткова, – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Крачкова Н.А.

Воспитатель подготовительной  группы  

Санкт-Петербург, 2019 год

Статья

Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР

 

Связная речь дошкольника – развернутое изложение определенного содержания, логично, последовательно, точно и грамматически правильно оформленное. В связи с этим, любое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Многие исследователи, такие как А.М. Бородич, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова и др. отмечают, что пересказ является одной из ступеней в формировании навыков монологической речи [1; 2; 4; 5]. Совместный пересказ – педагога и ребенка в начале обучения используется достаточно широко, особенно при работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Рассмотрим разнообразные приемы, облегчающие педагогам формировать у детей дошкольного возраста умение составлять пересказ.

А.М. Бородич в процессе обучения пересказу предлагает использовать следующие приемы:

- образец чтения произведения;

- выборочное чтение наиболее значимых или трудных отрывков, фраз;

- выразительность речи педагога;

- объяснения, указания;

- индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения,

выбор наиболее подходящей интонации и др.;

- показ наглядного материала.

В старшей и подготовительной к школе группах следует пользоваться приемом отраженного пересказа. Он труднее для ребенка, так как ему приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ педагога, но и повторять целые фразы.

Кроме того, А.М. Бородич рекомендует применять и прием подсказки слова и фразы. Данный прием обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избегать длинных пауз, вызванных тем, что дошкольник забыл текст. Подсказ используется, когда ребенок ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путем подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допущенные ребенком [1, 72].

Другими тренировочными приемами, рекомендуемыми автором, являются следующие: совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений); деление текста на логические части; смена рассказчиков (работа по цепочке); анализ первого и второго пересказа детей (позволяет выявить ошибки и недочеты в рассказе); повторение по-новому реплик, концовки или небольших, неудавшихся отрывков; оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику: например, «Не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?»).

Ряд приемов носит установочный характер: они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть таких приемов используют при разборе текста в подготовительной беседе.

Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

Одним из приемов обучения пересказу считается оценка творческой художественной деятельности. Нужно помнить, что она должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...». Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу приходит пересказ по ролям. Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик, игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек. В этом случае реплика персонажей сопровождается движениями: дети широко используют жесты, имитируют повадки животных и т.д. Можно использовать прием повторения, предложив ребенку, пересказать отдельный фрагмент еще раз.

Среди других словесных приемов также используются и вопросы после пересказа.

Обращение с вопросом активизирует внимание и мышление детей. После отдельных пересказов можно задать вопрос о характере героя или выразительности его речи.

В.П. Глухов при обучении детей с ОНР пересказу предлагает применять вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного высказывания, которые являются незаменимыми на первых этапах работы над пересказом [4]. Сюда относятся, например, отгадывание загадок по заданной теме рассказа, показ иллюстративного материала, опорные вопросы, выделение основных содержательных звеньев сюжета, разбор содержания, завершение незаконченных предложений.

Кроме того, при обучении дошкольников пересказу автор рекомендует использовать предваряющий план-схему, когда опорные вопросы к тексту даются в виде словесного плана перед началом пересказа. Не стоит забывать и о словарной работе, являющейся важным этапом в процессе разбора содержания текста.

Эффективным приемом считается использование детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам педагога, на другом занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ выбранного ими фрагмента произведения, опираясь на свой рисунок.

Одним из приемов, предложенных В.П. Глуховым, является «иллюстративное панно» с ярким изображением обстановки и основных деталей сюжета. Эти «опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в последовательности, соответствующей эпизодам рассказа с использованием плоскостных фигурок персонажей и предметов, которые с легкостью перемещаются на панно.

В качестве средств активизации речи и мысли дошкольника с ОНР В.К. Воробьева рекомендует применять такие методические приемы, как [2]:

- вопросы, требующие проведения сравнения;

- провокационные вопросы;

- сопоставление речи педагога и ребенка;

- опора на наглядно воспринимаемые предметы;

- подбор предметных картинок к отдельному эпизоду с последующим их называнием;

- вопросы, направленные на осмысление взаимосвязи событий, их временной последовательности. Также возможно составление рассказов из деформированных предложений, использование игр на восстановление правильной последовательности и т.д.

При обучении пересказу детей с ОНР как можно чаще рекомендуется использовать такой прием, как поощрение. В конце пересказа педагогу необходимо использовать похвалу, при этом, отмечать какое-то конкретное положительное качество пересказа ребенка.

Пересказ по ролям увлекает детей. Он занимает особое место в работе над выразительностью речи. А разъяснение педагогом характера главного героя оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию их внимания.

Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию, как указывает Э.П. Короткова [6], применяются и другие приемы, например, совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и др. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомый рассказ или ранее неизвестное им произведение.

Обучая детей пересказу, педагог может использовать прием выразительного чтения, беседы (правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения), одобрение, оценка детского рассказа, речевой образец.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи, поэтому возможно использование такого приема, как «мысленное вхождение в описанную ситуацию», когда дошкольники вместе с героем произведения наблюдают, удивляются, размышляют, радуются.

Как считает В.В. Гербова, лучшему усвоению содержания текста способствуют приемы: вопросы педагога, рассматривание иллюстраций к произведению, демонстрация рисунков и панно, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды [3].

Для того чтобы дети лучше поняли эмоциональный окрас произведения, педагог может предложить им рассказать о самом смешном моменте (самом грустном, самом страшном и т.п.). Затем зачитываются соответствующие отрывки.

Таким образом, рассмотренные нами методические приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР многообразны. Все они достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР. Они способствуют улучшению качества пересказа, облегчают процесс овладения навыком пересказа детьми. Методика их использования меняется на разных этапах обучения и зависит от поставленных задач, от уровня умений детей, а также от их активности и самостоятельности.

 


Литература:

1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. - 256 с.

2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада // В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 142 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 312 с.

5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

6. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию // Э.П. Короткова, – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.