Обучение пересказу дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Адонина Анна Владимировна

 

От уровня речевого развития зависит успешное обучение в школе ребенка. Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу разными приемами и средствами.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение пересказу дошкольников1.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение пересказу дошкольников Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга Презентацию выполнила старший воспитатель Адонина А.В. Санкт-Петербург 2016 год

Слайд 2

Исключительная роль речи в жизни человека Речь - средство общения и познания Речь – основа интеллектуального развития Речь влияет на эмоционально личностное развитие и формирование характера От уровня речевого развития зависит успешное обучение в школе Речь влияет на успешность в решении повседневных жизненных проблем и в профессиональной деятельности Речь - визитная карточка человека

Слайд 3

Факторы необходимые для становления речи у ребенка Определённый уровень созревания и развития центрального и периферического отделов речевого аппарата Нормальный биологический слух Полноценная речевая среда Осваивать родной язык ребенок начинает благодаря способности к подражанию

Слайд 4

Содержание работы по формированию правильного звукопроизношения Педагог должен четко и ясно произносить все звуки речи в словах Стимулировать появление и четкое произношение звуков речи в соответствии с возрастными нормами Обращать внимание на правильную артикуляцию звуков Развивать артикуляционную моторику (знать комплекс общей артикуляционной гимнастики ) Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры, пристежки, настольные игры: мозаики, конструкторы и пр .) Развивать мимическую мускулатуру Поощрять четкое произношение звуков детьми Взаимодействовать с родителями и логопедами ПМПК «Доверие » Нельзя ругать ребенка за неправильное произношение, требовать немедленно повторить звук правильно

Слайд 5

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ РАЗВЕРНУТОЕ, ЗАКОНЧЕННОЕ, КОМПОЗИЦИОННО, ГРАММАТИЧЕСКИ ОФОРМЛЕННОЕ, СМЫСЛОВОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ РЯДА ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, особенно, по развитию мышления; РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, формирование произношения НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП Овладение ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ при частичном слиянии процессов: развития мышления и речи III. ОСНОВНОЙ ЭТАП формирование МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ обучению рассказыванию (пересказов, составлению рассказов)

Слайд 7

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ воспроизведение прослушанного текста ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.

Слайд 8

СХЕМА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ВЫБОР ТЕКСТА ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ

Слайд 9

ВЫБОР ТЕКСТА ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЁМ ДОСТУПНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТА И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЧЁТКОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ПРОСТОТА СЮЖЕТА ДОСТУПНОСТЬ ЯЗЫКА ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСОКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ТЕКСТА

Слайд 10

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛОМ, СВЯЗАННЫМ С ТЕМОЙ И СОДЕРЖАНИЕМ РАССКАЗА Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме Наблюдение в природе и окружающей жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа Лексико – грамматические упражнения Материальное обеспечение (оборудование) к занятию Разучивание потешек , чисто - , скороговорок, пословиц, стихов и т.д. , способствующих пониманию содержания рассказа .

Слайд 11

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА без установки на запоминание и пересказ. Цель - целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ с установкой на запоминание и пересказ БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ Цель - усвоение содержания произведения. Вопросы репродуктивные, поисковые помогают установить, запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, развивают внимание и память ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ устанавливают причинно-следственные связи, зависимость между событиями, понимание смысла произведения, замысла автора, логического мышления

Слайд 12

ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Рассмотрение иллюстраций, картинок Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок Придумывание дополнительной, недостающей (пропущенной) картинки к фрагменту текста Выделение из текста фраз к каждой картинке Выделение, проговаривание, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи Лексико-грамматические упражнения, распространение и преобразование предложений, Третье чтение текста. Цель- расставление смысловых акцентов (отрывков), деление текста на части и последующее составление плана

Слайд 13

РАБОТА С ПЛАНОМ ГОТОВЫЙ план предлагается педагогом , его пункты соотносятся с частями (отрывками) текста КОЛЛЕКТИВНЫЙ план в соответствии со смысловыми отрывками произведения КАРТИННЫЙ план (картинки, символы, пиктограммы)

Слайд 14

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫБОРОЧНЫЙ ПО ЦЕПОЧКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА

Слайд 15

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАЧЕСТВЕННОЕ И КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБОГАЩЕННОЙ ЛЕКСИКИ В АКТИВНОЙ РЕЧИ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ УСВОЕНИЕ СТРУКТУРЫ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, СПОСОБНОСТИ ИХ ПОСТРОЕНИЯ, ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ К СЛОВУ, ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ, ГРАММАТИЧЕСКОМУ, СИНТАКСИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧИ УСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ОСОБЕННО ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ

Слайд 16

ЯЗЫК - ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА ЯЗЫК - ЭТО ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ, ПОЭТОМУ-ТО ИЗУЧЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПРАЗДНЫМ ЗАНЯТИЕМ ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ , А НАСУЩНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ А. Куприн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу дошкольников с ОНР (сказка Г.Х.Андерсена "ЁЛКА")

Данный материал поможет учителям - логопедам в формировании связного высказывания(пересказа) у  дошкольника с ОНР с опорой на сюжетные катинки, а также графические схемы - пиктограммы. Для переск...

Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы

Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы...

Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга  Крачкова Н.А.Воспитатель подготовительной  гр...

Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи....

«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».

Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...

Консультация для воспитателей и мастер - класс «Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы»

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них...

Консультация для воспитателей «Обучение пересказу дошкольников в средней группе».

Пересказ- это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к  художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, уч...