Опыт работы по патриотическому воспитанию.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Калюжная Елена Ивановна

Предлагается презентация по теме и описания опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание30.46 КБ

Предварительный просмотр:

,Опять война,

Опять Блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Пояснительная записка

                                                                               .                                                                         Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно-патриотического воспитания является метод проектов. Имея в основе личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.                                                                                                                                Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В результате приобретенных знаний на патриотическую тему у детей расширяется словарный запас и кругозор, развивается речь, воспитывается уважение к ветеранам, к памяти павших бойцов, к профессии защитника Отечества, любовь к Родине.                                                                                                                                   Дошкольники знакомятся с художественной литературой (стихами, рассказами), песнями на военную тему; приобщаются к прошлому и настоящему своей страны через связь поколений. В ходе проектной деятельности дети создадут различные продукты деятельности (совместные, индивидуальные): рисунки, аппликации, продукты лепки, а это совершенствует трудовые навыки, развивает творческие способности. Данный проект вызывает у детей желание активно участвовать в подготовке к предстоящему празднику.                                                                                                                                                       В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия  всех участников образовательного процесса, обозначаемый особым словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог  - с родителями и детьми, дети – друг с другом, с родителями и педагогом.

Актуальность проекта: 

  Сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение  недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то же время для наших детей это далекая история. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, героев-победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому было принято решение разработать и реализовать проект «Расскажем детям о войне». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников  формируются чувства патриотизма, собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Тип проекта:  Информационно - познавательный

Продолжительность: длительный

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель – логопед, руководитель  по изо деятельности,  инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Проблема проекта:  помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь.

Причины:  дефицит знаний и представлений старших дошкольников о Великой  Отечественной войне, о героях Великой Отечественной войны, причинах возникновения праздника  «День Победы»; дети плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как оборона, блокада, захватчики, фашисты, фашистская Германия, ветераны Великой Отечественной войны.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель – логопед, учитель-дефектолог, воспитатель по изо деятельности,  инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Цель проекта: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков; пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края; познакомить с памятниками нашего края; создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне; сформировать знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности; воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам.

   

Задачи проекта:

Познавательные:

- уточнить и расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

- формировать у детей представления о подвиге народа, который встал

на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;

 - закреплять знания детей об армии – защитнице нашей страны;

Развивающие:

- развивать интерес и уважение к героическим событиям прошлого,

боевой славе русских людей;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас через беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен о войне, составление рассказов о ветеранах;  поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;

- развивать познавательные способности детей в процессе практической

деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

-развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы):

Коррекционные:

- пополнить, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;

- закреплять навыки правильного произношения изученных звуков.

- развитие памяти и внимания - процессов тесно связанных с речью;

- закреплять навыки пользования самостоятельной связной речью, различной сложности.

- закреплять навыки умения внимательно выслушивать собеседника.

- учить правильно, строить предложение, согласовывая слова в роде, числе, падеже.

- учить овладевать интонационными средствами выразительной речи в различной деятельности.

- работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.

Воспитательные:

- расширять гендерные представления: формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;

воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам

Родины;

- воспитывать нравственные чувства (любовь, ответственность, гордость)

к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества;

- воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

- организовать сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы. обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

- вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности;

-способствовать формированию коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты:

                                                                                                                                                 В результате реализации проекта

  у детей:

-появится знание таких терминов как: блокада,  «дорога жизни», ветеран; Великая Отечественная война, Парад Победы, День Победы, салют

-появится понимание важности праздника Дня Победы в жизни российского человека;

 -в результате проведенных мероприятий сформируются представления  о легендарном прошлом нашей Родины;

- появится представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о памятных местах родного края, поселка;

 -  проявится   интерес  к чтению произведений   на военную тему;

 - повысится внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям;

 - приобретут   навыки социального общения со  взрослыми;

 - расширятся  простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).

,

 у родителей:

- повысится компетентность в вопросах патриотического  воспитания детей;

 -появится  заинтересованность  в сотрудничестве с ДОУ;

у педагогов:

-повысится компетентность в вопросах освоения технологии проектирования;                                                                                                    - расширятся партнерские отношения с семьями воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный                                                                          

Формулировка темы проекта, его цели, задач и ожидаемого результата.

Продумывание основных вопросов: основополагающий, проблемные, учебные.                                                                                                                    Выявление первоначальных знаний детей о войне, о защитниках Отечества, о ветеранах, о Дне Победы.                                                                                    Составление плана работы над проектом совместно со специалистами, работающими с детьми.                                                                                             Сбор информации и необходимого материала для реализации цели проекта.

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта: подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней; дидактические игры с патриотическим содержанием;  художественной литературы – рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о войне, блокаде, празднике 9 Мая, военных, мире, песен военных лет;  различных материалов для продуктивной деятельности детей.                                                                                                           Подготовка атрибутов  для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.                      Разработка мероприятий по совместной деятельности с детьми.     Составление презентаций для родителей, для детей.                                                   Разработка буклетов, анкеты для родителей. Заполнение анкет родителями.                                               Информация родителей о предстоящем проекте.

Дать домашнее задание родителям и детям.                                                                               Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.

2 этап – основной.

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей

Системная паутинка.

Познавательно-исследовательская деятельность        

Игровая деятельность        Чтение художественной литературы

Коммуникативная деятельность        

РАССКАЖЕМ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

        Двигательная деятельность

Продуктивная

деятельность        Музыкальная деятельность        Конструирование из разного материала

Формы и методы реализации проекта.

Анкетирование родителей «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в семье».

Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений.

Рассматривание рисунков, плакатов, альбомов, иллюстраций.

Беседы.

Решение проблемных ситуаций.

Экскурсия вне детского сада (поселковая библиотека, школьный музей Боевой славы, возложение цветов к памятнику Павшим воинам).

Организованные формы обучения в непосредственной образовательной деятельности детей.

Составление рассказов.

Просмотр  слайдов.

Совместная деятельность (воспитатель - дети, дети – дети, родители – дети, воспитатель – родители).

Конкурсы и выставки.

Физкультурный досуг

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные.

Оформление информации для родителей.

Домашние задания для родителей и детей.

Праздники,  посвященные защитникам Отечества и Дню Победы.

областей.

Содержание проекта или план осуществления проекта ( основной этап )

Социально-коммуникативное развитие

        Беседа «Почему война называется Великой Отечественной войной?», беседа «История георгиевской ленточки». Посещение выставки детских книг в детской библиотеке, посвящённой 70-летию Победы в ВОВ. Организация  торжественной  встречи  с  ветеранами  Экскурсия к памятнику Павших, возложение цветов. .        Разучивание стихов, пальчиковой гимнастики  «Защитники Отечества» Беседы, знакомство с пословицами и поговорками, рассматривание иллюстраций, открыток, картинок и т.п.              Знакомство с календарем знаменательных дат. Беседа «Как вести себя во время экскурсий»  Игра-соревнование «Одеваемся быстро, как солдаты».

        Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Разведчики»,«На границе» «Мы военные»,                          «Летчики». «Готовим обед для солдата». «Почта», «Госпиталь». Дидактические игры: «Кто служит в армии?», «Подбери признак», «Парад военной техники», «Подбери предметы по родам войск».

Познавательное развитие        

 Проведение бесед с показом презентаций: «Блокадный Ленинград», «Дорога жизни», «Великая Отечественная война», «Наша Армия»,                                              «Защитники Отечества»,

«Символы Победы – ордена,                              медали и знамена». Беседа с показом презентации «Путешествие по памятным местам».        Рассматривание карты блокадного Ленинграда,  фотографий , репродукций , картин , иллюстраций  в т.ч. русских богатырей ,военной амуниции (форма, головные уборы), военной техники (старой и современной).

альбомов «О детях героях», «Великая Отечественная война», «Памятники героям», «Военная техника». Просмотр  с  детьми  открыток  из  цикла «Города –герои»

Рассматривание плакатов «Родина – мать зовет». Дидактические игры:«Подбери картинку»,«Воину солдату своё оружие», «Чья форма», «Что изменилось»,"Военный транспорт», «Обработка раны»        Рассматривание книг, иллюстраций, открыток о войне, блокаде Ленинграда, военных. Дидактические игры  «Составь из частей»

Речевое развитие

        Чтение рассказа Л.А.Кассиля «Сестра». беседы  об истории праздника «День защитника Отечества» , о « военных» профессиях»  Проведение смотра-конкурса «Юный чтец», посвященный Дню Победы ВОВ 1941-1945гг Составление рассказов на тему: «Кем бы я хотел служить в Армии». Проведение  опроса  о  Вов в виде  игры «Что?.Где? Когда?» (Кто  и  когда  напал на  нашу  страну?, что такое «солдатский  треугольник?, Что  такое  полевая  кухня? И т.д.)

         Организация выставки и чтение художественной литературы с последующим обсуждением  о блокаде, Вов и Дне Победы. Заучивание пословиц, стихов по выбору, В.Н.Семенцова «Лист фикуса», Е. Благинина «Шинель»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»; глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники». Берестов «Богатыри», В.Коржиков «Вот какой Пахомов», С.Могилевская «Сказка о громком барабане», А.Коваль «Алый», А.Маркуша «Я - солдат, и ты – солдат», А.Барто «На заставе», Георгиевская «Галина мама», С.Маршак  «Наша Армия»,  ,А. Твардовский «Рассказ танкиста».         Рассматривание  книг о войне.

Художественно-эстетическое развитие:                        

лепка        Военная техника (танк, самолет) из пластилина. «пограничник с собакой»         Военная техника (танк, самолет) из пластилина с использованием природного материала        материалы и инструменты для  лепки

аппликация        Подарок папе- «Вертолет»,»Военная техника на страже Родины» (прием мозаика), «Ракета»,                материалы и инструменты для аппликации.

рисование        Папин портрет, «Салют над городом»        Раскрашивание раскрасок на военную тему.        материалы и инструменты для рисования.

Рисунок «На поле боя»

ручной труд        Конструирование из бумаги                     «оригами» - Журавлики. «треугольное письмо» Изготовление поделок   и  цветов   для  ветеранов         изготовление атрибутов для тематических с- р. игр

Изготовление оригами: «Лодка», «Собака», Сооружение снежной крепости        Конструирование:«Военная база» (из маленьких солдатиков, мелкого и крупного конструктора «Военная техника» (ТИКО)

музыка        Слушание фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской» Д.Шостаковича Пение (разучивание песен). Музыкально-ритмические движения: танцы, ритмические упражнения. Проведение праздника к 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг.        Слушание песен о ВОв: «Землянка», «Синий платочек», «День Победы» Д. Тухманов, «Журавли»,«Священная война»- сл. В. Лебедев-Кумача», «Катюша» М. Блантер, «Прощание словянки»-В.Алкин.        

 

Физическое развитие

        Беседа «Как важно быть здоровым». Спортивный праздник  «Хочется мальчишкам в армии служить». Спортивные  соревнования.         Разучивание пальчиковой гимнастики и физкульт. минуток. Игры-эстафеты «Перетягивание каната», Беседы по правилам патриотических игр, безопасность в спортивном  зале  Беседа «Зарядка помогает стать сильным, смелым».        Игры «Попади в цель», «Встречные перебежки», «Кто дальше», «Переправа через мост», «Кто быстрее соберется по тревоге».

Взаимодействие с семьей.

Привлечение родителей к участию в проекте.                                                            Совместные поиски информации.                                                                                Анкетирование родителей «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в семье».

Советы для родителей в родительском уголке «Как рассказать детям о войне»;                                                                                                                                    Оформление папок-передвижек, консультаций о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в семье.                                                                         Выставка совместных работ детей и родителей «Никто не забыт, ничто не забыто».                                                                                                                                Посещение музеев и выставочных залов с детьми, посвящённых военной тематике,    торжеств, посвящённых 70-летию Победы в Приладожском, Кировске, на Синявинских высотах с последующим оформлением фотовыставки в ДОУ                                                                                                                                                                                 Родителям рекомендуется совместно с детьми  рассмотреть праздничное украшение поселка, понаблюдать за праздничным салютом, просмотреть телепередачи «Парад на Красной площади», просмотреть фильмы о героях войны и совместно обсудить; прослушать песни на военную тему.                                                                              Привлечь к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр.                                                                                            Оформление мини-музея «Военная техника» с помощью детских игрушек.                       Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России».

Выставка детской литературы о Великой Отечественной войне.

Экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату» Возложение цветов

Спортивно – музыкальный праздник «Бравые солдаты»                                                                  

Конкурс рисунков совместно с родителями «Поклонимся великим тем годам!»

Результаты анкетирования родителей, посвященное изучению темы:

«Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Анкетирование родителей показало:

- 90% родителей  считают, что тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе.

Для 60%  9 Мая является праздником, для 30% - Днем памяти погибших на войне.

- 40% родителей отметили, что в их доме есть традиция отмечать этот праздник: 10 % - выезд на природу, 30 % - посещение Синявинских высот, возложение цветов к памятнику погибшим.

- 100% опрошенных считают, что детей дошкольного возраста следует знакомить  с историей этого праздника.

- 70% взрослых отметили, что их ребенок имеет представление о войне из рассказов взрослых, книг, телепередач, кинофильмов.

У 70% семей кто-то из ее членов принимал участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны.

- 50% рассказывали детям о войне.

Наиболее приемлемой формой совместной работы с детьми:

- 30% родителей считают – конкурс рисунков,

- 10% создание альбома «Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках, участниках войны;

- 10% оформление мини-музея, фотовыставки.

3. Заключительный этап.

Оформление выставки  детских работ, посвященной Дню Победы.

Создание альбомов: «Памяти павших»; «Победе-70»; «Наша Армия отважна и сильна».                                                                                                                        Проведение праздника посвященному дню Победы.                                                         Презентация проекта для родителей.                                                                                Экскурсия к памятнику,  возложение цветов

Презентация для детей «С Днем Победы»                                                                          Конкурс чтецов.                                                                                                                       Анализ проектной деятельности.                                                                           Публикация  на  сайте детского  сада  материалов  о  проведенных  мероприятиях.

Подведение итогов                                                                                                  Реализация проекта  показала свою эффективность:

Дети узнали об истории  через знакомство с легендарным прошлым  России в период Великой Отечественной войны.

Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.

Они познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику, владеют словарным запасом по данной теме: у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия, победители.

Также  они имеют представление об истории памятных мест родного поселка и края.

Дети  испытывают уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны и чувство гордости за свой народ.

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная специально организованная деятельность, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию познавательного интереса, коллективных взаимоотношений, доставляют радость творчества всем участникам образовательного процесса.                                                                                          

                                             Данные получены на основании:

-наблюдений за поведением и работой детей;                                                                                        -  проведения бесед, рассматривания иллюстраций;                                                                       -  анализ продуктов  детской деятельности;                                                                - применение знаний в игре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы...

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...