Роль игры в развитии речи детей .
план-конспект занятия на тему

Ибрагимова Кристина Абидиновна

      Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

      Самое существенное изменение заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, они практически не знают традиционных детских игр.

      Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому. В настоящее время связь детских поколений прервана.

      Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем развитии детей, ведь именно в ней наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка.

      Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

      Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

      Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:

·         Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.

·         Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.

·         Игра развивается не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

      Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он приходит в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

      Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку.

      Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

      Толковое, обстоятельное , повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.

       Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей сложной среды.

      Таким образом можно сделать выводы:

·         В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

·         Учиться выполнять правила игры.

·         В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.

·         В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

·         В игре идет интенсивное развитие речи.

·         В игре формируются новые мотивы и потребности.

      Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

      В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

      К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольника усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

      Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

      Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

      К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

      Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

      Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте.

      В данной работе будут рассмотрены дидактические игры и этапы их проведения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

      Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

      Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

      Совершенствуя речевой аппарат, необходимо выполнять артикуляционные упражнения, проговаривать скороговорки, чистоговорки, рифмованные строки. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.

      Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

      Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

      Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогая овладеть всеми богатствами родного языка.

      Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.

      Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

      Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии речи детей .

      Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

      Самое существенное изменение заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, они практически не знают традиционных детских игр.

      Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому. В настоящее время связь детских поколений прервана.

      Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем развитии детей, ведь именно в ней наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка.

      Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

      Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

      Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:

  • Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.
  • Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.
  • Игра развивается не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

      Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он приходит в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

      Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку.

      Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

      Толковое, обстоятельное , повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.

       Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей сложной среды.

      Таким образом можно сделать выводы:

  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться выполнять правила игры.
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
  • В игре идет интенсивное развитие речи.
  • В игре формируются новые мотивы и потребности.

      Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

      В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

      К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольника усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

      Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

      Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

      К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

      Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

      Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте.

      В данной работе будут рассмотрены дидактические игры и этапы их проведения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

      Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

      Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

      Совершенствуя речевой аппарат, необходимо выполнять артикуляционные упражнения, проговаривать скороговорки, чистоговорки, рифмованные строки. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.

      Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

      Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.

      Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогая овладеть всеми богатствами родного языка.

      Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.

      Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

      Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.