Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способностей- способность к познанию. Формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пласкова Е.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

 Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способностей- способность к познанию. Формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

    -Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    -Формирование познавательных действий, становление сознания;

    -Развитие воображения и творческой активности;

    -Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

    -Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

     Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

    1.К первой стадии мы можем отнести любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета.

     2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующегося стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

    3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познавательный предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

    4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности. Для самовыражения и эмоциональной стабильности, самоутверждения, общения со сверстниками, закрепления пройденного материала в разных видах игровой деятельности (в дидактических играх, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных) необходима игровая зона.             Ознакомление с окружающим миром предполагает:

    -Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

    -Ознакомление с предметным окружением;

    -Ознакомление с социальным миром;

    -Ознакомление с миром природы.

    Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, многофункциональную, развивающую педагогическую среду.

 Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется материалом для экспериментирования (бросовый и природный, предметы из разных фактур материалов, космический песок с мелкими предметами для песочных игр, магниты, камушки, цветные стёклышки и т.д.) Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:

    -Формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

    -Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);

    -Расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

    -Поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.

    Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым. Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности. Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям:

     -Побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами;

     -Развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их способностями;

     -Устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления. Например: «С утра до вечера», «Профессии», «Кому что нужно», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Транспорт», «Прогулки по городу», «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир» и т.д.

    Игры с использованием моделей: «Магазин» с алгоритмом описания качеств предмета, «Отгадай задуманное слово» с моделью мира рукотворного, живой и неживой природы, «Чей домик?» с моделью описания свойств предмета или живого объекта и т.д.

     Организовывая сюжетно-ролевые игры, я  в игровой форме закрепляю знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

     Картотека народных игр: это такие игры, как «Шла коза по лесу», «Чижик», «Краски», «Ворон», «Кочан капусты», «У дядюшки Трифона», «Тетёра» и многие другие. В играх, народная игра-это особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого. В ней ребёнок оказывается и самостоятельным, и тесно связанным с миром других, с социальным миром взрослых. Игра всегда социально ориентирована, она всегда для другого и в другого, нацелена на дальнюю перспективу, открывающую мир образов и значений человеческой жизни, даёт способы познавания окружающей действительности.

    В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским народным сказкам Льва Токмакова и Евгения Рачёва, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина, подборка картин разных художников с натюрмортом, портретной живописью и пейзажам по сезонам, энциклопедии, музыкальные и интерактивные книги. Занятия в книжном уголке развивают любознательность, наблюдательность, воображение.

     При ознакомлении детей с предметным миром я  знакомлю  их с признаками предметов, учу объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяю представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаю детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятий, игр-эксперементов, интегрированных занятий, например знакомимся со стеклом при знакомстве с объёмом, или знакомим с глиной и деревом в процессе освоения народных промыслов «Дымка» и «Городец».

    Игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал»). Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных детей.

При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В средней группе мы знакомимся с такими темами: «Моя семья», «Моя улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «День защитника Отечества», «Женский день 8 марта».

     Экологическое образование- это прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), поэтому большое внимание я уделяю наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «Земля». Эти зоны входят в проект «Экологическая тропа» и помогают нам изучать свойства песка, земли и глины, а также расширяют знания об их обитателях, что позволяет детям сделать вывод о том, что «Земля» является средой обитания живых организмов. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. На своих занятиях по экологическому воспитанию я знакомила детей со стихией «Воздух» используя опыты; со стихией «Вода»- использовала презентацию «Вода даёт жизнь»; а со стихией «Огонь»- использовала занятие-путешествие в прошлое «Как огонь появился». Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. В средней группе я использую следующие темы: «Дары осени», «Сезонные изменения» и способы приспособления животных к ним, «Домашние животные», «Зимующие» и «Перелётные птицы» и т.д. Чтобы вызвать у детей живой интерес, я использую сюрпризные моменты. Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями: «Откуда хлеб пришёл?», «Дары осени», «Зимующие птицы», «Герб семьи» и т.д. Создание мини-музея народной игрушки; мастер-классы и совместное оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Совместные досуги, посвящённые Дню Матери, и мастер-классы по народному творчеству. Использование личностно-ориентированной модели и передовых педагогических технологий помогают развитию познавательной активности у детей в формировании предметной компетенции.

Задача взрослого- не подавлять ребёнка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему?» и «Как?».

     Список используемой литературы:

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М.:Мозаика-Синтез,2014г.

Макарова Р.И. Приобщение младших дошкольников к фольклору. М.Воспитатель ДОУ №6 2009г. ТЦ СФЕРА

Рыжова Н.А. Наш дом-природа. М.КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005г.

Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх.-М.1993г.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.:Просвещение,1973г.

Зверев А.Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада.- М.Дом педагогики, 1998г.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.-М.:Академия,2002г.