Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
статья (средняя группа)

Афанасьева Светлана Анатольевна

На современном этапе , в условиях динамичного ра звития общества повышаются требования к самостоятельн ым , инициативным , творческим людям . Между тем психологи , педагоги и социологи разных стра н обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей . Бесспорно , что растет информированность современ ных детей , но их способность к самостоятельному мыш лению , воображению падает . Современному ребенку необходимо не стольк о много знать , сколько последовательно и д оказательно мыслить , проявлять умственное напряже ние . Именно поэтому как составную часть го тов ности к школе исследователи (Б . Г . Ананьев , П . Я . Гальперин ) выделяют интеллекту альную готовность , которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятел ьности и мыслительных операций . Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено )» большое внимание обращается на развити е мышления детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Афанасьева С.А., воспитатель

                                                                                           ГБДОУ детский сад № 31 Красносельского района

                                                                                                                                Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста

средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром

в соответствии с ФГОС.

1Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое

.

На современном этапе , в условиях динамичного ра звития общества повышаются требования к самостоятельн ым , инициативным , творческим людям . Между тем психологи , педагоги и социологи разных стра н обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей . Бесспорно , что растет информированность современ ных детей , но их способность к самостоятельному мыш лению , воображению падает . Современному ребенку необходимо не стольк о много знать , сколько последовательно и д оказательно мыслить , проявлять умственное напряже ние . Именно поэтому как составную часть го тов ности к школе исследователи (Б . Г . Ананьев , П . Я . Гальперин ) выделяют интеллекту альную готовность , которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятел ьности и мыслительных операций . Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено )» большое внимание обращается на развити е мышления детей . В частности , в дошкольны х учреждениях предлагается решение следующих задач : · Поощрение позна вательной инициативы ребенка , детских вопросов , рассуждений , са мостоятельных умозаключений , уважительное к ним отношений ; · Опора на такие в иды познавательной активности , как наблюдение , экспериментирование , познавательное общение ; · Организация познавательн ой среды , стимулирующей познавательную активность детей.

2Возраст от четырех до пяти лет(средняя группа) — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.

Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

Это проявляется в многочисленных вопросах детей: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?" Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. ПОЭТОМУ

 

Будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка!  Готовность  "на равных" обсуждать  с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. 

 Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную,  

многофункциональную, развивающую педагогическую среду.                                                                      

Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется  материалом для экспериментирования

(бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля,

песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки, крышечки от пластиковых бутылок).  

Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:                                                                                                                                                                                                                           -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;                                                                                                                              -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);                                                                                                      -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;                                                                                                  -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.          

Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым.

Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности..

Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям:                 - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами;                                                                                                                                                                           -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;    

Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал»).  Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных детей.     

При этом, считаю необходимым учитывать точку зрения одного из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н.Н. Поддьякова, который подчёркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Ознакомление с окружающим происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности

к возможным средствам развития познавательной активности можно отнести:

- экспериментирование

- решение проблемных ситуаций

-поисковые задания(найдите что-то новое в группе, чего раньше не было)

- презентация

-ВЫСТАВКА

В первых двух ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. При этом у него происходит формирование субъективной, личностно заинтересованной позиции, которая необходима при обучении в школе.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие ФГОС ДО, согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Актуальность

"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". 

В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. 
Быть активным – значит быть деятельным.

Развитие активности связано с овладением  разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными  нормами и правилами поведения. По утверждению многих учёных, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Познавательная активность – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе.

По своей природе дошкольники стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Однако надо отдавать себе отчёт, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением  ребёнком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Общая характеристика познавательной активности

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.

На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:

-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

-Формирование познавательных действий, становление сознания.

-Развитие воображения и творческой активности.

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. 

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.

Что такое познавательная активность?

В педагогике активность определяется:

-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);

-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).

Характерными чертами познавательной активности являются:

-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);

-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);

-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;

-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).

Система работы ГККП «Ясли-сад №29 города Павлодара»

Цель работы: развивать умение детей познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.

Задачи:

1. Систематизировать и расширять представление детей о предметах, явлениях природы и окружающей жизни.

2. Способствовать формированию в сознании детей целостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей.

3. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.

Основные направления работы:

1. мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);

2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);

3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).

Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:

-обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)

-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);

-индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);

-самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)

Используются следующие принципы:

  1. Принцип развития;
  2. Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);
  3. Принцип психологической комфортности;
  4. Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);
  5. Принцип формирования деятельности;
  6. Принцип смыслового отношения к окружающему миру;
  7. Принцип здоровьесбережения.

Формы работы с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:

-информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;

-занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);

-в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;

-на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;

Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В  группах создана развивающая предметно-игровая среда: «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях

- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).

Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.

В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.

Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.

Основные методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательной активности:

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.

Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).

Приемы по развитию познавательной активности:

Через моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомили детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире.

Из дидактических игр чаще других использовали такие игры, как «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).

Системный анализ помог знакомить детей с настоящим, прошлым и будущим предметов, объектов, явлений через системный оператор.

Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.

Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать.

Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.

С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).

Часто вносили для рассматривания картины, плакаты.

При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм)).

Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.

Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.  

Заключение2012–2017 Проект 16+ Свидетельство

Таким образом, результаты работы по развитию познавательной активности ребенка во многом зависят от правильного выбора метода обучения.

Можно сделать вывод что в работе с детьми надо использовать традиционные методы (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей)

Также в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- элементарный анализ;
- задания на сравнение по контрасту и сходству;
- задания на группировку и классификацию;
- моделирование пространства;
- вопросы проблемного характера;
- приучение к самостоятельному поиску ответов;
- экспериментирование, постановка опытов;
- решение логических задач;
- намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.
По развитию познавательной активности у детей есть необходимость формированию интеллектуальных эмоций:
- удивления для порождения мотива;
- радости открытия, успеха, знакомства с новым;
- эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность).
Развивая познавательную активность у детей ,необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность.
Работу в группе проводить непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещать информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направлять свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются активными участниками мероприятий, частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей. 
В доверительных беседах с родителями информировать их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждать проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.

От того, как будет чувствовать себя ребенок,

Поднимаясь на первую ступеньку

Что он будет переживать,

Зависит весь его дальнейший путь

к знаниям.

В.С.Сухомлинский.      

Литература: 


1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.


2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.


3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.


4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.


5.Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004. 

В развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий. Традицией стало проведение вечеров под названием «Сейчас узнаем». На них выносится информация, требующая нашего непосредственного участия. Это сообщение дополнительных интересных сведений, показ разнообразных опытов. Детям очень нравятся разной тематики досуги: КВН, викторины, вечера загадок и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. Готовятся к ним дети по желанию.

Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности детей нас порадовали. Можно утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности старших дошкольников.

У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способн...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных ...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности...