Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомление с окружающим миром в соответствии с ФГОС
статья на тему

Одна из самых важных способностей детей дошкольного возраста - способность к познанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Огородник Лилия Ефимовна, воспитатель

ГБДОУ № 25 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

(из опыта работы)

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее

общих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых  важных способностей - способность к познанию. Формирование у детей целостного  восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространствеи времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

 — формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии мы можем отнести  любопытство.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто

внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связаннойс занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок  сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является

познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего

мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим

познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной дея-

тельности .

Для самовыражения и эмоциональной стабильности, самоутверждения, общения со сверстниками,

закрепления пройденного материала в разных видах игровой деятельности (в дидактических играх,

сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных). Необходима

 - игровая зона, Ознакомление с окружающим миром предполагает:                                                                                                                            

 - развитие познавательно – исследовательской деятельности;                                                                            

-ознакомление с предметным окружением;                                                                                                                         

-ознакомление с социальным миром;                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-ознакомление с миром природы  Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную,  

многофункциональную, развивающую педагогическую среду.                                                                      

Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется  материалом для экспериментирования

(бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля,

песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки, крышечки от пластиковых бутылок).  

Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:                                                                                                                                                                                                                        

  -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;                                                                                                                            

  -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);                                                                                                    

  -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;                                                                                                

  -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.                        

Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым.

Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности..

Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям:            

    - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами; -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;      

   -устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления.

Например:  

 «С утра до вечера», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Служу России», «Транспорт», «Прогулки по городу», «Узнай и назови здание», «Символы города» , «От лаптя до туфельки», «Народы России»,  «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Собери лукошко», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Из какого водоёма рыбка?», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое-не живое»; Игры с использованием моделей: «Магазин» с алгоритмом описания качеств предмета,   «Отгадай задуманное слово» с моделью мира рукотворного, живого и неживой природы,       «Чей домик?» с моделью описания свойств предмета или живого объекта, и т. д.

Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

Картотека народных игр Это такие игры, как  «Шла коза по лесу», «Я-змея», «Чижик», «Краски», «Ворон», «Кочан капусты», «У дядюшки Трифона», «Тетёра», «Лучинка», «Летят птички», «Лётал, лётал Воробей», «Мак маковистый», «Почта», «Раз, два-правая рука», «Фруктовая корзина» и др. В играх, Народная игра – это особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого. В ней ребёнок оказывается и самостоятельным, и тесно связанным с миром других, с социальным миром взрослых. Игра всегда социально ориентирована, она всегда для другого и в другого, нацелена на дальнюю перспективу, открывающую мир образов и значений человеческой жизни, даёт способы познания окружающей действительности.                                                                                                             В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским, иллюстрации к русским народным сказкам Льва Токмакова и Евгения Рачёва, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина, подборка картин разных художников с натюрмортом, портретной живописью и пейзажем по сезонам, энциклопедии, музыкальные и интерактивные книги. Занятия в книжном уголке развивают любознательность, наблюдательность, воображение.         При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло-более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятийигр-экспериментов (например, «Узнай о себе, воздушный шарик», «Волшебное  стекло», «Какого цвета снег?»), интегрированных занятий, например, знакомимся со стеклом при знакомстве с объёмом, или знакомим с глиной и деревом в процессе освоения народных промыслов «Дымка» и «Городец».

игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал»).  Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных детей.                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способн...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

На современном этапе , в условиях динамичного ра звития общества повышаются требования к самостоятельн ым , инициативным , творческим людям . Между тем психологи , педагоги и социологи разных стра н о...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности...