«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
консультация по окружающему миру

Натёртышева Ольга Владимировна

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                       

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.  Это достигается лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Ознакомление с окружающим происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности.                                                                                                                             В своей книге «Фундаментальные законы образования» А.А.Тюков сформулировал понятие «образование», как состоящее из трёх направлений развития дошкольников: воспитание, обучение, духовест (духовное воспитание). Каждому из трёх направлений дано определение. Воспитание – это деятельность по созданию пространства для гармоничного развития личности (воспитания свободы, самостоятельности, ответственности). Обучение – это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности. Духовное воспитание – это диалог учителя с учеником, целью которого является формирование широкого плюралистического сознания, способного устремлять к поиску добра, правды и красоты. Эти положения вполне подходят к современным требованиям развития дошкольников. Поэтому большое внимание я уделяю организации свободного педагогического пространства. Игровая зона необходима для эмоционального благополучия детей, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками, закрепления пройденного материала в разных видах игровой деятельности (в дидактических играх, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных).                                                                           Ознакомление с окружающим миром предполагает:                                                                                                                                                     - развитие познавательно – исследовательской деятельности;                                                                -ознакомление с предметным окружением;                                                                                                     -ознакомление с социальным миром;                                                                                                        -ознакомление с миром природы.                                                                                                          Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся развивающую педагогическую среду. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.                                                                                      Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется материалом для экспериментирования (бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля, песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки).  Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:                                                                                                                                                                 -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;                                                                                               -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);                                                       -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;                                                                          -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.                       Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их и использует, как свои собственные, получая полную свободу деятельности.. Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям:                                                                                        - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами;                                                                                                                                                    -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;                                                                                                                    -устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления. Например:                                                                                                                           «С утра до вечера», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Служу России», «Транспорт», «Прогулки по городу», «Узнай и назови здание», «Символы города», «Укрась сарафан дымковской или городецкой росписью, используя элементы», «Составь городецкий узор», «Укрась орнаментом посуду», «От лаптя до туфельки», «Народы России»; «Найди пару старинному предмету»;                                                                       «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Собери лукошко», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Из какого водоёма рыбка?», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое-не живое»;                                                                                                                                                    Игры с использованием моделей: «Магазин» с алгоритмом описания качеств предмета,   «Отгадай задуманное слово» с моделью мира рукотворного, живого и неживой природы,       «Чей домик?» с моделью описания свойств предмета или живого объекта, и т. д.  Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.                                                

  Картотека народных игр по семинарам Анны Борисовны Тепловой приобщает детей к историческому культурному наследию России с положительной установкой, развивая у детей инициативу, самостоятельность и уверенность в себе. Это такие игры, как  «Шла коза по лесу», «Я-змея», «Чижик», «Краски», «Ворон», «Кочан капусты», «У дядюшки Трифона», «Тетёра», «Лучинка», «Летят птички», «Лётал, лётал Воробей», «Мак маковистый», «Почта», «Раз, два-правая рука», «Фруктовая корзина» и др. В играх, детском фольклоре содержатся пласты различной древности, приобщаясь к которым, ребёнок вступает в зону передачи культурного наследия. Народная игра – это особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого. В ней ребёнок оказывается и самостоятельным, и тесно связанным с миром других, с социальным миром взрослых. Игра всегда социально ориентирована, она всегда для другого и в другого, нацелена на дальнюю перспективу, открывающую мир образов и значений человеческой жизни, даёт способы познания окружающей действительности.                                                                                                                                 В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским потешкам и сказкам Юрия Васнецова, иллюстрации к русским народным сказкам Льва Токмакова и Евгения Рачёва, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина, подборка картин разных художников с натюрмортом, портретной живописью и пейзажем по сезонам, энциклопедии, музыкальные и интерактивные книги. Занятия в книжном уголке развивают любознательность, наблюдательность, воображение.                                                                                                     При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло-более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятий, игр-экспериментов (например, «Узнай о себе, воздушный шарик», «Удивительное стекло», «Что умеет дерево?»), интегрированных занятий, например, знакомимся со стеклом при знакомстве с объёмом, или знакомим с глиной и деревом в процессе освоения народных промыслов «Дымка» и «Городец». Это занятия-действия, поэтому, не могут оставить в стороне никого из детей. Так же активизируют речь, внимание и мыслительную  деятельность детей дидактические игры в организованной и самостоятельной деятельности с использованием моделей (например, «Отгадай задуманное слово», «Чей домик?»), алгоритмические игры (например, «Мои друзья: я-стол, мои друзья сделаны из дерева», «Реклама», «Путаница»), игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал»).  Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных и стеснительных детишек.                                                                                                                                                 При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В средней группе мы знакомимся с такими темами: «Моя семья», «Моя  улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», «Страна-Россия», «День защитника , Отечества», «Женский день 8 Марта».  Кроме того, приоритетным направлением в моей работе является тема «Ознакомление детей с историческим прошлым и русским народным творчеством , включая народные промыслы «Дымка и «Городец». Для вхождения в тему я использовала уголок «Русская изба», панорамные иллюстрации «Утварь русской избы», «Подворье (хозяйственные постройки», загадки о предметах быта и кухонной утвари, потешки, песенки-прибаутки, сказки, мультимедийные презентации о народных промыслах, народные игры, дидактические игры: «Ремёсла Киевской Руси», «Славянская семья», «Русский сувенир», «Составь узор», «Старинный русский костюм» и др., с помощью родителей создала мини-музей «Предметы русской старины», проводила досуг «Городецкая ярмарка» и мастер-классы с родителями «По мотивам народных промыслов». Свои впечатления дети отражали в продуктивной деятельности. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений и имеет колоссальное значение для развития личности. Е.А.Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров. Чтобы познакомить детей с народными традициями, я провела рождественский праздник «Калядки», «Масленницу», расскажу о праздновании Пасхи.                                              

 В последнее время во всём мире уделяется большое внимание сохранению человечества и окружающей среды в будущем. И в нашей стране появился ряд документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. В 2015 г. Был разработан проект «Национальной стратегии экологического образования в РФ», в котором дошкольникам посвящён отдельный раздел. Чтобы достичь целей декларации, необходимо решить следующие задачи «экологического образования»:                                                                                                                          -формирование понимания самоценности природы;                                                                                              -осознание ребёнком себя как части природы;                                                                                                  -воспитание уважительного отношения ко всем видам живого мира;                                                           -формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;                                                                                                                  -понимание того, что в природе всё взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;                                                                                                                                               -понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;                                           -формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;                                                                 -усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;                                                                                                 -формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.                                                                                                            

 Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), поэтому большое внимание я уделяю наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «земля». Для этого у нас на участке есть песочница, где «живёт» черепаха, верблюд, песчанка, ящерица, змейка; участки с землёй и с глиной. На огороженном участке земли у нас «обитают» муравей, дождевой червь, многоножка, жук, хомяк, кротёнок, барсук. На участке с ямкой, заполненной глиной, у нас «обитают» рыбки, в том числе сом, лягушки, рак. Эти зоны входят в проект «экологическая тропа» и помогают нам изучать свойства песка, земли и глины, а также расширяют знания об их обитателях, что позволяет детям сделать вывод о том, что «земля (включая почву, песок и глину)»   является средой обитания живых организмов. «Общаясь» с ними, выполняя их просьбы и задания, ребята закрепляют знания, полученные в беседах и чтении природоведческой литературы. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой. Продолжением экологической тропы являются лесные обитатели: старичок-Мухоморчик, ёжик, паучок на паутинке, свисающей с дерева, клумба с садовыми цветами и «травничек»-уголок с лекарственными и цветущими травами. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. На своих занятиях по экологическому воспитанию я знакомила со стихией «Воздух», используя опыты; со стихией «Вода» - использовала презентацию «Вода даёт жизнь»; а со стихией «Огонь» - использовала занятие-путешествие в прошлое «Как огонь появился». Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. В средней группе мы используем следующие темы: «Дары осени», «Сезонные изменения» и способы приспособления животных к ним, «домашние животные», «зимующие» и «перелётные птицы», «Живая и неживая природа», «Растения», «Рыбы», «Насекомые». Чтобы вызвать у детей живой интерес, я использую сюрпризные моменты (например, пришёл в гости сказочный герой или прилетела ворона…), а также материалы семинаров М.И.Родиной по программе «Кукляндия», которые «натолкнули» на создание  театральных образов для их участия в занятии по любой из тем (например, «Что увидел Червячок?», «О чём рассказало Облачко?»)   Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями: «Моя семья», «Как я провёл лето?», «Что умеют наши мамы?», «Герб семьи», «Мамины помощники», «Папина профессия», «Природа и фантазия», «Новогодняя игрушка», создание мини-музея старинного предмета; и мастер-классы совместное оформление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Доктор», «Моряки», «Парикмахерская»; совместные досуги, посвящённые Дню Матери, и мастер-классы по народному творчеству.                                            Использование личностно-ориентированной модели и передовых педагогических технологий помогают развитию познавательной активности у детей в формировании предметной компетенции.                                                                                                              Литература                                                                                                                                         1. Байдина Е.А. Формируем предметно-развивающую среду.-М. Справочник старшего воспитателя ДОУ №2, 2013г., изд.ЗАО «МЦФЭР».                                                                        2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М.:Мозаика-Синтез, 2014г.- С.10-17.                                                                                                                                3.  Коломейченко Л. Программа социального развития. М.:Воспитатель ДОУ №1 2005г., Творческий Центр Сфера.                                                                                            

 4. Макарова Р.И. Приобщение младших дошкольников к фольклору. М. Воспитатель ДОУ №6 2009г., ТЦ СФЕРА.                                                                                                          

 5. Рыжова Н.А.Наш дом – природа. М. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005г.- С.12.    

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.

Организуя наблюдение со старшими можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.

Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраска листьев, цветков, вид посадки (рядами, одиночными растениями).

В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдение за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков.

Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

 2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка  дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошшкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Побуждение к интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности в процессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Указанный выше факт доказан в исследовании, проведенном и описанном Л.М.Маневцовой. Так, данное исследование проходило в три этапа. На первом этапе необходимо было накопить запас конкретных представлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения. На втором этапе следовало научить детей использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленных воспитателем. На третьем этапе надо было совершенствовать поисковую деятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных воспитателем, а также в процессе решения задач, поставленных детьми самостоятельно.

В результате проведенной работы по обучению детей поисковой деятельности в процессе освоения знаний о природе можно сделать следующие выводы:

Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей.

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Познание природы детьми раннего возраста – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

Взрослый обращает внимание малыша на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая ребенку активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе взамен тех, которые он иногда практикует. Если малыш хлещет веткой по траве, то можно предложить ему послушать, как она шуршит, а затем практически убедится, насколько звучнее стучать по асфальту, камням, увлекательнее ходить по песку.

При оказании поддержки вхождению наших маленьких воспитанников в мир природы, знакомству, приобщению, единению с ней важны опора на чувственное познание, сенсомоторику малыша, его наглядно-действенное мышление, особенности эмоциональной сферы, содействие в накоплении позитивного опыта общения с природой, зарождение интереса, радости от этого процесса

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Решающую роль в экологическом воспитании младших школьников играет взаимодействие детского сада с семьей воспитанника. Подобное сотрудничество необходимо во всех возрастных группах, но в младшем дошкольном возрасте без него фактически невозможна реальная организация экологического воспитания и обучения. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у дошкольника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

3. Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе. 

1.  Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2.  Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно
3.  Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
5.  Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
6.  Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
7.  Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способн...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

На современном этапе , в условиях динамичного ра звития общества повышаются требования к самостоятельн ым , инициативным , творческим людям . Между тем психологи , педагоги и социологи разных стра н о...