Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС
статья (средняя группа)

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способностей - способность к познанию. Формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребенок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способностей - способность к познанию. Формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве

и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и

праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии мы можем отнести  любопытство.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто

внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связаннойс

занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного

интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у

дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости

объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как

любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение

мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально

усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные

эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность

любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является

познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной

нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают

познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника

в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением

познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на

поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего

мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим

познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной дея-

тельности .

Для самовыражения и эмоциональной стабильности, самоутверждения, общения со сверстниками,

закрепления пройденного материала в разных видах игровой деятельности (в дидактических играх,

сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных). необходима - игровая зона, Ознакомление с окружающим миром предполагает:                                                                                                                              - развитие познавательно – исследовательской деятельности;                                                                            

-ознакомление с предметным окружением;                                                                                                                        

-ознакомление с социальным миром;                                                                                                                                                                                                                                                                                                               -ознакомление с миром природы  Чтобы вызвать интерес и активную деятельность детей, материалы и оборудование создают оптимально насыщенную,  

многофункциональную, развивающую педагогическую среду.                                                                      

Центр познавательно-исследовательской деятельности регулярно пополняется  материалом для экспериментирования

(бросовый и природный, настольные конструкторы, предметы из разных фактур материалов, в том числе песок, вода, глина, земля,

песочница с мелкими предметами для песочных игр, магниты, цветные стёклышки, крышечки от пластиковых бутылок).  

Развитие экспериментальной деятельности предполагает решение следующих задач:                                                                                                                                                                                                                           -формирование диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;                                                                                                                              -развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей, условных заместителей);                                                                                                      -расширение способов развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;                                                                                                  -поддержание инициативы, самостоятельности, пытливости, сообразительности.                        

Дидактические игры способствуют развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослым.

Знания и умения, которые усвоил, становятся достоянием самого ребёнка, и он воспринимает их, как свои собственные, получая полную свободу деятельности..

Для развития интереса и побуждения детей к активным игровым действиям я сделала подборку дидактических игр, в том числе изготовленных своими руками, которые отвечают следующим требованиям:                 - побуждают детей выполнять ряд последовательных действий в соответствии с моделями и алгоритмами;                                                                                                                                                                           -развивают умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями;                                                                                                  

-устанавливают причинно-следственные связи между строением предмета и способом его употребления. Например:  

 «С утра до вечера», «Профессии», «Кому что нужно?», «Инструменты», «Часть и целое», «Разбилась посуда», «Служу России», «Транспорт», «Прогулки по городу», «Узнай и назови здание», «Символы города» , «От лаптя до туфельки», «Народы России»,  «Ботаническое лото», «Фрукты-овощи», «Животный мир», «Чьи вы детки, с чьей вы ветки?», «Части растения», «Развитие (цветы, рыбы, лягушка, насекомые, птицы, человек)», «Где растёт цветок?», «Собери лукошко», «Зимующие или перелётные?», «Подбери клюв птичке», «Из какого водоёма рыбка?», «Насекомые»; «Четыре сезона», «Сезонные приметы», «Живое-не живое»; Игры с использованием моделей: «Магазин» с алгоритмом описания качеств предмета,   «Отгадай задуманное слово» с моделью мира рукотворного, живого и неживой природы,       «Чей домик?» с моделью описания свойств предмета или живого объекта, и т. д.

Организовывая сюжетно-ролевые игры, мы в игровой форме закрепляем знания о профессиях и окружающей действительности, а игра, как известно, добровольное и самостоятельное действие, способствующее развитию воображения, творчества и свободы.

Картотека народных игр Это такие игры, как  «Шла коза по лесу», «Я-змея», «Чижик», «Краски», «Ворон», «Кочан капусты», «У дядюшки Трифона», «Тетёра», «Лучинка», «Летят птички», «Лётал, лётал Воробей», «Мак маковистый», «Почта», «Раз, два-правая рука», «Фруктовая корзина» и др. В играх, Народная игра – это особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого. В ней ребёнок оказывается и самостоятельным, и тесно связанным с миром других, с социальным миром взрослых. Игра всегда социально ориентирована, она всегда для другого и в другого, нацелена на дальнюю перспективу, открывающую мир образов и значений человеческой жизни, даёт способы познания окружающей действительности.                                                                                                                              

  В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей по различной тематике с красочными иллюстрациями, иллюстрации к русским, иллюстрации к русским народным сказкам Льва Токмакова и Евгения Рачёва, книги с иллюстрациями Евгения Чарушина, подборка картин разных художников с натюрмортом, портретной живописью и пейзажем по сезонам, энциклопедии, музыкальные и интерактивные книги. Занятия в книжном уголке развивают любознательность, наблюдательность, воображение.                                                                                                     При ознакомлении детей с предметным миром мы знакомим их с признаками предметов, учим объединять предметы по общему существенному признаку, группировать предметы по назначению; расширяем представления детей о целесообразности создания предметов быта и истории их создания; побуждаем детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, кресло-более удобная для отдыха мебель, чем стул). Эта работа проводится в форме игр-занятий, игр-экспериментов (например, «Узнай о себе, воздушный шарик», «Волшебное  стекло», «Какого цвета снег?»), интегрированных занятий, например, знакомимся со стеклом при знакомстве с объёмом, или знакомим с глиной и деревом в процессе освоения народных промыслов «Дымка» и «Городец».

игры-путешествия (например, «Путешествие в прошлое предмета», «Чем был, чем стал»).  Такая форма занятий помогает активизировать и занять свободную позицию нерешительных детей.                                                                                                                                            При знакомстве с социальным окружением я использую следующие методы: познавательные беседы, рассказ воспитателя, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, использование магнитной доски, создание специальных ситуаций, включение игровых и сюрпризных моментов. В средней группе мы знакомимся с такими темами: «Моя семья», «Моя  улица», «Общественный транспорт», «Профессии», «Мой любимый детский сад», «День Матери», «Мой город», «Страна-Россия», «День защитника , Отечества», «Женский день 8 Марта».

Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой (в том числе и городской), поэтому большое внимание я уделяю наблюдению на прогулке и экспериментированию. На прогулке мы знакомимся с неживой природой и средой обитания «земля». Эти зоны входят в проект «экологическая тропа» и помогают нам изучать свойства песка, земли и глины, а также расширяют знания об их обитателях, что позволяет детям сделать вывод о том, что «земля (включая почву, песок и глину)»   является средой обитания живых организмов. Свойства песка и глины дети изучают, знакомясь с керамикой, дымковской игрушкой.. Наблюдения и эксперименты проводим в разные сезоны. На своих занятиях по экологическому воспитанию я знакомила со стихией «Воздух», используя опыты; со стихией «Вода» - использовала презентацию «Вода даёт жизнь»; а со стихией «Огонь» - использовала занятие-путешествие в прошлое «Как огонь появился». Наблюдения в природе служат богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания. Умение видеть и слышать природу вызывает глубокий интерес к ней, помогает воспитывать правильное отношение к объектам природы, не нанося вреда окружающему миру. В средней группе мы используем следующие темы: «Дары осени», «Сезонные изменения» и способы приспособления животных к ним, «домашние животные», «зимующие» и «перелётные птицы», «Живая и неживая природа», «Растения», «Рыбы», «Насекомые». Чтобы вызвать у детей живой интерес, я использую сюрпризные моменты (например, пришёл в гости сказочный герой или прилетела ворона   Развитию познавательной активности детей помогают также совместные проекты с родителями: «Моя семья», «Как я провёл лето?», «Что умеют наши мамы?», «Герб семьи», «Мамины помощники», «Папина профессия», «Природа и фантазия», «Новогодняя игрушка», создание мини-музея старинного предмета; и мастер-классы совместное оформление а

трибутов к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Доктор», «Моряки», «Парикмахерская»; совместные досуги, посвящённые Дню Матери, и мастер-классы по народному творчеству.                                            Использование личностно-ориентированной модели и передовых педагогических технологий помогают развитию познавательной активности у детей в формировании предметной компетенции.

Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему?» и «Как?».

Список литературы:

Байдина Е.А. Формируем предметно-развивающую среду.-М. Справочник старшего воспитателя ДОУ №2, 2013г., изд.ЗАО «МЦФЭР».  

 Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М.:Мозаика-Синтез, 2014г.- С.10-17.                                                                                                                                                                                      Макарова Р.И. Приобщение младших дошкольников к фольклору. М. Воспитатель ДОУ №6 2009г., ТЦ СФЕРА.

Рыжова Н.А.Наш дом – природа. М. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005г.- С.12.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.

Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мо¬заика-Синтез, 2006, 208 с.

Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспита¬ние дошкольника», 2005.

Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.

ГризикТ.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.

Богднец Т. И. Экология для самых маленьких. Книга для родителей и детей 4-5 лет. – М. Дрофа, 2008. – 16 с.

Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М. «Мозаика-Синтез», 2007. – 52 с.

Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. Дом педагогики, 1998. – 56 с.

Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 80 с

Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство        дошкольников с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценко С. С. 2008. – 202 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)»

    Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей дейст...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболееобщих способностей, которые по мере  того, как взрослеет  ребенок,  будут совершенствоваться идифференцироваться. Одна из сам...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС»

Дошкольный возраст- возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере того, как взрослеет ребёнок, будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из самых важных способн...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

На современном этапе , в условиях динамичного ра звития общества повышаются требования к самостоятельн ым , инициативным , творческим людям . Между тем психологи , педагоги и социологи разных стра н о...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средней группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Основная задача по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности...