Детская литература — произведения, предназначенные для детей различных возрастов.
статья на тему

Храмова Елена Валерьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_literatura.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Детская литература — произведения, предназначенные для детей различных возрастов. Наряду с художественной литературой в число этих произведений входят и научно-популярные книги, и справочные издания для детей. Видное место в детской литературе занимают те произведения художественной литературы, которые в силу своих передовых идей, героичности и человечности образов, увлекательности сюжета, простоты и ясности художественной формы прочно входят в детское чтение (народные сказки и былины, сказки и другие произведения А. С. Пушкина, многие произведения А. М. Горького, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко и др.). Любимыми детскими книгами стали также сокращённые издания многих произведений мировой литературы, первоначально написанные для взрослых («Дон-Кихот» М. Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Робинзон Крузо» Д. Дефо и др.).

Критерий — это мерило, признак. Исходные положения (принципы) должны быть фундаментальными, признаки могут меняться.

Важными критериями отбора произведений для чтения детям должно быть:

1. качество текстасодержание (в котором отражены универсальные ценности человеческой жизни) и его художественноеисполнение (которое свидетельствует о мастерстве и таланте писателя, о понимании им природы детства).

В КДЧ (круг детского чтения) должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Это должны быть идеи нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она должна говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что — ложные. Она должна научить ребенка думать ад происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.

2. Книга должна давать не только повод для размышлений, но и быть показателем качества текста, степени принадлежности его к настоящей литературе, которая должна быть одинаково интересна читателю любого возраста, ищущему и находящему для себя то, что удовлетворит его ум и душу.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "В.ч." получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.

Средства выразительности

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегория

лекс.

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где 
льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) 
                                                   (А. Пушкин)

Аллитерация

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В 
шёлковом шелесте снежного шума...
                                                 (С.Есенин)

Анафора

синт.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)

Антитеза

синт.

Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления

"Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Ассонанс

звук.

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во вс
е пределы.
Св
еча горела на столе,
Св
еча горела...                     (Б.Пастернак)

Гипербола

лекс.

Художественное преувеличение

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация

синт.

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости

Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)

Именительный темы

синт.

Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия

синт.

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле... (А.Пушкин)

Ирония

лекс.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел 
бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов...      (А.Пушкин)

Композиционный стык

синт.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты... (Н.Сладков)

Лексический повтор

лекс.

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Литота

лекс.

Художественное преуменьшение

"мальчик с пальчик"

Метафора

лекс.

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия

лекс.

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам 
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие

синт.

Намеренное использование повторяющегося союза

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. 
                                               (В.Инбер)

Окказионализмы

лекс.

Индивидуальные авторские словообразования

...В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон

синт.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение

лекс.

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль, 
И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)

Парцелляция

синт.

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз

лекс.

Замена слова (словосочетания) описательным оборотом

"люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение

синт.

Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов) 

Ряды, парное соединение однородных членов

синт.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

...Удивительное сочетание простоты и сложностипрозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)

Сарказм

лекс.

Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха

лекс.

Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

Швед, русский колет, рубит, режет... (А.Пушкин)

Синтаксический параллелизм

синт.

Сходное, параллельное построение фраз, строк

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сравнение

лекс.

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовский)

Умолчание

синт.

Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить... (И.А.Крылов)

Эллипсис

синт.

Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет

лекс.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, 
чудно смешанный шум... 
(Н.Некрасов)

Эпифора

синт.

Одинаковая концовка нескольких предложений

Весну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано 
зиму провожати.


Детский фольклор — специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.

Отношение к игре

Типы по функции

Жанры

 

 

 

Неигровой фольклор

Поэзия пестования

Колыбельные песни Пестушки Прибаутки Докучные сказки

 

 

Потешный фольклор

Потешки Скороговорки Дразнилки, поддевки Мирилки Небылицы Перевертыши

 

 

 

 

^ Игровой фольклор

Заклички, присказки Считалки Игровые песни, припевки, приговоры Молчанки Уловки


Колыбельные песни – одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами над колыбелью ребенка с целью его успокоить, усыпить; часто заключает в себе магические (заклинательные) элементы.

Спи, сыночек мой, усни 
Люли, люшеньки, люли 
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет. 
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Пестушки – коротенькие приговоры взрослых, имеющие назначение успокоить ребенка

. Ах ты, деточка.

Золотая, цвéточка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка!

Когда младенец проснулся:

Потягунюшки, потягунюшки!

Поперёк толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки хватунюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок!

Прибаутки – произведения шуточного характера, представляющие собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме.

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

 В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл,

 — Сидит, грызёт.

Ай, кто-то идёт!

Туру-туру-туру-ру!

Во сыром тёмном бору

Сидит филин на дубу

Да играет во трубу.

Во трубоньку, во трубу: Бу-бу-бу-бу!

Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с насмешливым или издевательским содержанием.

 Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

***

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

***

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

***

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

- Скажи.

- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

- Скажи.

- Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

***

- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?

- Расскажи.

- Вот она и вся.

***

- Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи.

- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Не надо.

- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.

Потешки – небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру.

Малютка

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.

Скороговорки – народнопоэтические произведения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов, иногда имеющее смысл поговорки. Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Дразнилки – своеобразный жанр детского фольклора, шутливые, часто обидные стишки, высмеивающие участника ссоры.

Вображала хвост поджала 
И под печку убежала, 
А под печкой крокодил 
Вображалу проглотил.

В нашем классе есть Затор – 
Вместо носа – гвоздодер!

Повторюшка - дядя хрюшка, 
А по имени Индюшка. 
Все тарелки облизал, 
А спасибо не сказал!

Жадина-говядина 
Сосисками набита, 
На меня сердита.

Поддевка – разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. 2.
- Скажи: "Арбуз"!
- Арбуз!
- Твой папа - карапуз!
  ***
- Скажи: "Баба - яга"!
- Баба - яга.
- У тебя костяная нога!
*** 

- Скажи: "Ватрушка"!
- Ватрушка.
- У тебя в руках лягушка!
 ***
- Скажи: "Веревка".
- Веревка.
- У тебя мать воровка!

Небылица – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой небылицы является оксюморон – стилистический прием, состоящий в соединении несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество. Небылицы

Чтоб чуть-чуть повеселиться,
Расскажу вам небылицы:

К нам вчера забавный слон
Приземлился на балкон.
Залетел на огонек
Как огромный мотылек.

***
Слышу в полночь в дверь звонок.
«Кто?» спросил. В ответ молчок
Я в глазок, а там вампир!
Я от страха завопил.

***
Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В школу чуть не опоздал.

***
На урок вчера у нас,
В класс заходит Фантомас!
«Если ваш учитель строг,
Можно мне вести урок?»

***
Мимо нашего квартала
Бабка в ступе пролетала.
Курс взяла, наверняка,
В Сочи бабушка Яга!

Перевертыш – пришедшая в детский фольклор из скоморошьего, ярмарочного фольклора разновидность прибауточного жанра. Отличительной чертой перевертыша является перверсия – перестановка субъекта и объекта, а также приписывание субъектам, явлениям, предметам признаков и действий, заведомо им не присущих. Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пуголо пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.

Заклички – короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

 Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!

***

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,
Блошке утопиться!

***

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

***

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым поволокам!

Приговорки – стихотворные обращения к живым существам, имеющие заклинательный смысл и уходящие своими корнями в древний обрядовый фольклор взрослых.

 Погодка-ягодка, 
Коли хочешь, так лети, 
А не хочешь, так сиди — 
Вот твоя дорога! 
Завтра дождь или погода? 
— Погода, погода, гу-у-у! 

***

Мария-солнышко, 
Полети на облышко! 
Принеси нам с неба 
Меда и хлеба, 
Плюшек, преснушек, 
Сладких ватрушек!

***

Божья коровка, 
Что завтра будет: 
Дождь или погодка? 
Как теперь — то лети! 
Как в четверг — то сиди!

Считалки – короткие, часто шутливые стихи, которыми начинаются детские игры (прятки, салки, лапта и т.д.).

КОШКА
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
Села кошка на такси,
А котята
Прицепились
И бесплатно
Прокатились!


ЗАЙЧИК
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
- Пиф-паф!
- Ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его домой,
Оказался он живой.


ПЛЫЛ ПО МОРЮ ЧЕМОДАН
Плыл по морю
Чемодан,
В чемодане
Был диван,
На диване
Ехал слон.
Кто не верит – 
Выйди вон.

Игровые песни, припевки, приговоры – стишки, сопровождающие детские игры, комментирующие их этапы и распределение ролей участников. Солнце обогрело, 
Лето повелело: 
Трижды окунуться, 
Нырком пройти, 
Из-под воды вон уйти. 

Вылейся, водичка, 
Да по рукавичку: 
Под пень, 
Под колоду, 
К лягушкам, к болоту. 

Раз, два, 
За борта! 
Три, четыре, 
Подхватили 
Да поплыли! 

Ветер-ветерцо, 
Не дуй мне в лицо, 
А дуй мне в спину, 
Что идти было в силу. 

Молчанки – стишки, которые произносятся для отдыха после шумных игр; после стишка все должны замолкнуть, сдерживая желание засмеяться или заговорить. 

*. "Ехали татары, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто засмеется, тот крови напьеться, кто промолвит, тот и съест."

* " Ехали бояре, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест."

* "Чок, чок, чок, зубки на крючок, кто слово скажет, тому в лоб щелчок."

 "Чок, чок, чок, зубки на крючок, кто заговорит, тому щелчок."  

"Шел Молчан по крутым горам. Кто не молчал - того за уши драл!"

 "Шел Молчан по всем городам: кто стукнет-брякнет, за волосы драть, до слез добивать, последнее слово - тпру.

Страшилки – устные рассказы-пугалки.

 Однажды семья, где были папа, мама, мальчик и девочка, решила купить шторы. А у них недавно умерла бабушка. Перед смертью она говорила: 
- Покупайте какие угодно шторы, только не желтые. 

Семья ходила, ходила по рынку, но ничего, кроме желтых занавесок, там не было. Тогда они подумали, подумали и купили эти занавески. Пришли домой и повесили их в детской комнате. 

На следующую ночь родители спали и дети спали. Вдруг Желтые Шторы разбудили мальчика: 
- Мальчик, вставай. - Мальчик встал. 
- Мальчик, пойди умойся. - Мальчик умылся. 
- Мальчик, иди позавтракай. - Он позавтракал. 
- Мальчик, подойди к окну, посмотри, как во дворе играет твоя сестра. - Он подошел. Тут Желтые Шторы схватили его и выбросили в окно. 

На следующую ночь Шторы разбудили девочку: 
- Девочка, девочка, вставай. - Девочка встала. 
- Девочка, девочка, умойся. - Она умылась. 
- Девочка, девочка, подойди к окну. Посмотри, не играет ли там твой брат. - Девочка подошла, тут же Желтые Шторы схватили ее и выбросили в окно. 

Тогда родители утром пошли в милицию. Милиция пришла и стала исследовать Шторы. От них нельзя было отрезать ни кусочка. Они выскальзывали из-под ножниц как живые. И родители вспомнили про старуху на базаре, которая продавала эти Шторы. Ее поймали, и она сказала: 

- Эти Шторы не простые. Их можно разрезать скальпелем, который внутри кремлевской звезды. 

Тогда милиция залезла на кремлевскую башню, достала из звезды скальпель. Только им дотронулись до Штор - произошел взрыв и Шторы, и нож исчезли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию  первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...

Конспект спортивно-досуговой деятельности в группе старшего дошкольного возраста по теме: «Надо знать с рождения правила движения» предназначен для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

       Познавательная   деятельность направлена на обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм...

Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственно – патриотическое  воспитание  сегодня – одно   из  важнейших  звеньев системы   воспитательной  работы с дошкольниками. В последнее...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО, РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из  важнейших движущих сил...