Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста""
статья на тему

Ландейс Татьяна Сергеевна

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста очень высока. С одной стороны, современная цель образования – это всестороннее гармоническое развитие человека. А это невозможно без развития творческих способностей, поэтому игнорирование или формальный подход к творчеству в дошкольном возрасте чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

С другой стороны, согласно федеральному закону «об образовании в рф» от 29 декабря 2012г. Обучающийся имеет право на развитие своих творческих способностей и интересов, а дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.

Согласно приказу министерства образования и науки российской федерации (от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного мира природы); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей[15 гл.2 п. 2.6].   Образовательная программа должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования способствуют эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Практические наблюдения показывают, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это:

- толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности;

-  применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным;     

-   проявление  фантазии, так как, анализируя и сравнивая свои рисунки, в следующий раз пытаются сделать свой рисунок более интересным;

-  обучение планированию, так как нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий;

-  развитие мелкой моторики.

Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Цель исследования: изучить  теоретические и практические аспекты проблемы.

Объект исследования:  процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения.

Гипотеза: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста будет эффективно при следующих условиях, если:

 - педагог владеет методикой обучения нетрадиционными техниками изображения.

 -проводит педагогическую диагностику, учитывает индивидуальные особенности детей.

 - создает развивающую предметно–пространственную среду по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник изображения.

Задачи:

1.Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Выделить педагогические условия развития творческих способностей.

 

Анализ  психолого-педагогической литературы  по исследуемой проблеме

      Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Отечественные  психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.)  доказали,  что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные, прежде всего с анализом продукта деятельности.

Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, сти­хотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.   

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).При  всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Наблюдение показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Осуществление в нашей стране идеи всестороннего развития подрастающего поколения, наряду с другими задачами, ставит задачу эстетичного воспитания подрастающего поколения. Среди средств эстетичного воспитания большое место занимает воспитание средствами изобразительного искусства. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвует не какая-либо отдельная функция (память, внимание, мышление и т.д.), а личность человека в целом. Окружающее отражается в рисунке ребенка не механически, ребенок отражает реальность в своем рисунке, активно выбирая одни черты и отбрасывая другие. Слово «искусство» - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, концентрирующий в себе главные, типичные стороны действительности. Многообразие этих сторон, воплощаемых различными средствами, привело к возникновению отдельных видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры.

Таким образом, задача педагога по изобразительной деятельности состоит в том, чтобы показать красоту окружающего мира, раскрыть тайны природы, показать взаимоотношения людей в этом мире, развить творческие способности детей. Главной задачей педагога по изобразительной деятельности является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать их творческую активность. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.

Большинство исследователей, такие как В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина, А.П. Тряпицина и др. отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно: положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями, сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений.

Для создания собственных художественно – выразительных образов ребенку – дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из – за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета, поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при четком контроле за выполнением работы.

В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребенка. В ребенке заложено очень много предпосылок, составляющих огромный творческий потенциал в области изобразительного искусства. Но для того чтобы весь «пассив», которым обладает дошкольник, перешел в «актив», необходимо целенаправленное обучение основам изобразительной грамоты с исторически сложившимися правилами и законами. Это становится возможным только в том случае, если взрослый объективно подойдет к оценке детских работ. В каждом рисунке необходимо видеть возможную перспективу роста и показывать ребенку, что в этой работе можно внести изменения, чтобы привести ее к большей выразительности. Еще одна педагогическая модель организации детского изобразительного творчества заключается в том, что педагог стремится добиться внешней эффектности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции, рисунка. Как правило, такая ситуация возникает, когда неклассические техники используются как самоцель. Для достижения цели в развитии детского изобразительного творчества необходимо определить условия, при которых становится возможным не только повысить творческий потенциал ребенка, но и раскрыть, активизировать его резерв, заложенный природой.

При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий, игр ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое для себя, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, – активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление или развитие. Интерес и способность удивляться – движущие силы творческого становления. Воспитателю необходимо всячески поддерживать у ребенка интерес к самостоятельному творчеству, ненавязчиво и корректно руководить им.

Прежде всего, следует создать условия для проявления интересов детей. В каждой группе должно быть выделено удобное для изобразительной деятельности место, где дети всегда могли бы найти необходимые материалы. Можно заинтересовать детей деятельностью, рассмотрев с ними наиболее удачные рисунки, выполненные детьми самостоятельно, или организовать небольшую выставку этих рисунков. Педагог должен следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей. Начиная со старшей группы необходимо побуждать детей к выполнению коллективных работ по рисованию, использую ситуации, складывающиеся в игре, в быту.

Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей.

Окружающая действительность – основной источник, влияющий на развитие детского изобразительного творчества. Формируя нравственные качества личности ребенка, родители должны помнить, что в творческой деятельности для этого есть все необходимые условия. Очень важно, чтобы родители заботились о накоплении у детей художественных впечатлений, которые ребенок получает в повседневной жизни. В процессе руководства изобразительной деятельностью детей родители должны сочетать их обучение некоторым умениям с развитием самостоятельности при выполнении своего замысла. Родители должны бережно относиться к результатам детского творчества и такое же отношение воспитывать у детей.

Таким образом, если родители внимательны к детям, если привлекают их внимание к различным сторонам действительности, родной природе, искусству, – все это способствует обогащению изобразительной деятельности дошкольников. Научиться рисовать может каждый ребенок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребенка большого труда. Очень важно, чтобы каждый ребенок испытал радость творчества.

 

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения

      В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Все дети любят рисовать и рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не принуждаю, а стимулирую и поддерживаю малыша, открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

В  дошкольном учреждение  в детских работах наблюдалось одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Традиционные программы не развивают воображения, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Для решения этой проблемы  углублённо изучалась методическая литература.  Обозначились критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому, в основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения.  Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Работа с детьми строится так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. Так же предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у меня и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают в дальнейшем приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. По мере накопления опыта повышаю уровень актуальности использования нетрадиционных техник рисования в деятельности дошкольников, ориентированным на социальный запрос и образовательные интересы детей и взрослых.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, педагоги: П. П. Блонский, А. В. Луначарский и др. Опираясь на их опыт, лучшие педагоги во главе с Н. Л. Гродзенской и др., продолжали теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Вот такое творческое начало художественная, изобразительная деятельность и искусство воспитывают в ребенке, и в этой своей функции они ничем не могут быть заменены. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.

В связи с этим перед нами встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

 Сущность опыта состояла в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей мы узнавали и учитывали реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., мы с научным руководителем нашли много интересных идей, соединили со своими, ставя перед собой следующие задачи:

        - сформировать у детей технические навыки рисования;

       - познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

       - научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;

      - привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.

В основу опыта положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за группу, за детский сад.

Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.

Работа с детьми начинается от простого к сложному.

Использую принцип наглядности для развития наглядно-образной памяти, зрительного восприятия.

С помощью принципа индивидуализации  вовлекается каждый ребенок в воспитательно-образовательный процесс.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Рисовать можно на полу, на кусочке дерева, на листе… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.

Учёными изучено и освоено более 30 различных техник рисования:

        - техника тычка,

       - рисование пальчиками,

        - рисование ладошкой,

        - оттиск пробкой, печатками, ластиком,

        - оттиск поролоном, пенопластом,

        - оттиск смятой бумагой,

       - обрывание бумаги,

        - скатывание бумаги,

        - рисование восковыми мелками и акварелью,

       - рисование свечой и акварелью,

        - монотипия приоритетов,

        - монотипия пейзажная,

        - кляксография,

       - набрызг,

        - тиснение,

       - тычкование,

        - цветной граттаж,

        - чёрно- белый граттаж,

        - рисование акварельными мелками,

        - рисование нитками,

        - рисование с помощью мыльных пузырей,

        - рисование пластилином,

        - рисование солью,

        - рисование опилками.

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Мой опыт, с применением нетрадиционных материалов и техник в изодеятельности, способствует развитию у ребёнка:

        - мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

       - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

       - внимания и усидчивости;

        - изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

        - кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

        Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище…

     Отличительной особенностью нашего опыта является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.) . Наш начинающий опыт универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.

    Результативность опыта: выставки рисунков.

    Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время.  Работая самостоятельно, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея небольшой  опыт рисования различными способами, они уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных особенностей детей и темой занятий .Постепенно происходит его усложнение . Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, физминутки, рассматривание иллюстраций.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

 

       Мы считаем не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

 

 

Рисование мыльными пузырями.

                                                           

Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.

Материалы для работы: вода,  жидкое мыло, гуашь, коктейльные трубочки, ложки, плотная бумага. Сделать раствор для мыльных пузырей. Для этого смешать воду и мыло  примерно в отношении 5:1. Добавить гуашь. Коктейльной трубочкой взболтать раствор, а затем, не вынимая из раствора трубочку, подуть в нее, чтобы раствор начал пузыриться. Рисовать можно, прикладывая бумагу к пузырящемуся раствору или выкладывая его на бумагу ложкой .На одном и том же листе можно рисовать мыльными пузырями разных цветов так, чтобы они накладывались друг на друга, или создавая  отдельные отпечатки на расстоянии друг от друга.    Полученную разноцветную бумагу с необычными узорами можно использовать как отдельные  рисунки, как фон для открыток, рисунков, аппликаций.

 

 

 

Рисование полосками картона.

Такой вид творчества подойдет не только детям, но и взрослым. Работы получаются необыкновенной красоты за счет самопроизвольного смешивания красок. Помимо красивого смешивания гуаши, в работах привлекает выпуклость изображения. Благодаря этой технике картины можно и потрогать.                                                                                                                                                                                                          Материалы для работы:   Баночка с водой, тряпочка или салфетка, кисточки № 1,картонные полоски разной ширины, краска гуашь. Краска должна быть свежая, не сухая и не жидкая (консистенции очень густой сметаны), белая бумага, желательно плотная. За место кисточек используются полоски картона с нанесенными на них необходимыми цветами гуаши. Мазки наносятся горизонтальными, вертикальными, зигзагообразными линиями и пересекаются в необходимой  плоскости, в зависимости от задумки.
При пересечении одних линий с другими могут получаться совершенно неожиданные цвета, так что каждая картина получается неповторима и в единственном экземпляре. В завершении рисунок можно прорисовать кистью.                                                                                                                     

Рисование нитками (ниткография).

 

Картины, выполненные с помощью «ниткографии»  всегда получаются очень яркими и красочными. Кроме того им можно придать дополнительный объем, использовав «кудрявые» или «мохнатые» нити для их создания.

Материалы для работы: бумага, гуашь или акварель,  кисть, нитки разной толщины, салфетки.                                                                                                   Технология выполнения "ниткографии" необычайно проста:                                   Берём белый лист бумаги и сгибаем пополам . Набираем краску на нитку с помощью кисти или  нить опускаем  краску. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.                                                                                                                             После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.                                                                         

Рисование ватными палочками (пуантилизм).

 

Суть техники пуантилизма достаточна проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой, не создается переходов от одного цвета к другому. Это происходит лишь оптически, при рассматривании рисунка на расстоянии. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Так в технике пуантилизма создаются переходы от темного к светлому.

Материалы для работы: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, карандаш,  картонка для использованных палочек. Карандашом создаются контуры будущего рисунка. Рисунок должен быть крупным. Затем мы берем ватную палочку и окунаем её кончик в краску и точками обрисовываем контур предмета. Также можно рисовать и без карандашного контура.

 

 

Кляксография с трубочкой.

 

         Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат...  Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). 

Материалы для работы: альбомные листы, гуашь или акварель, трубочка для напитков или можно использовать пипетку, вода в баночке.      Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими.    Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные  капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее.

 

 

Набрызг зубной щеткой.

 

Зубная щетка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь “ситуации успеха”, т.к. хорошие результаты получатся у каждого ребенка, даже если он умеет рисовать не достаточно хорошо. Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски.                                                                                                             Материалы для работы: гуашь, зубная щётка, лист бумаги.          

 При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.  При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета.

Монотипия.

 

Монотипия- это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при котором лист бумаги покрывают краской, а потом делают с него отпечаток на листе. Отпечаток получается только один и создать две одинаковые работы невозможно.                                                                                       

  После этого полученные изображения оставляют в первоначальном виде или дорисовывают недостающие детали . Поэтому занятия развивают у детей воображение.                                                                                                        Акварель и гуашь лучше всего подходят для этого вида творчества. Если акварель не сильно разбавлять водой и использовать специальную бумагу получится очень красиво. Гуашь непрозрачна, из нее получаются красивые разводы.                                                                                                         

 Материалы для работы: гуашь или акварель, кисть, лист плотной бумаги.

Как сделать монотипию: Нарисовать что-нибудь красками(можно одним цветом, можно использовать несколько цветов)  на одной половине листа бумаги, а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, сложить лист пополам и пригладить рукой, чтобы получился отпечаток.   Интересное изображение получится если рисовать на фактурной поверхности.                                                                                                                Необычность монотипии в её непредсказуемости, которая и вносит в занятие ожидания чуда. Это техника простой живописи.

 

Граттаж.

  

Граттаж- это способ процарапывания заостренным предметом загрунтованного листа. Многим он известен как «Цап-царапки». Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику.

Материалы для работы: лист картона, восковые карандаши, гуашь и стек. Выполнение работы: необходимо взять плотный лист белого картона и закрасить его восковыми мелками( разных цветов). Затем закрасить лист тёмной гуашью (черной или синей). Пока гуашь подсыхает, с детьми можно провести физкультминутку или поиграть в пальчиковые игры.После высыхания гуаши берём стек и начинаем процарапывать рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии, штрихи. Техника «граттаж» развивает детское воображение.

 

 

Рисование свечей и акварелью.

 

    Рисование с помощью свечи и акварели вызывает интерес у детей. Результат не всегда предсказуем, но с помощью проб и ошибок вырабатывается навык изображения. Детям особенно нравится сам процесс неожиданности проявления скрытого изображения. Такая техника способствует развитию интереса к свойствам материала, формирует навыки работы с акварелью, способствует воспитанию наблюдательности и интересу к родной природе. 

 Материалы для работы: лист А-4, акварель, кисть, свеча.                          Техника заключается в том, что ребенок свечой или белым восковым мелком рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской и вдруг перед ребенком "ниоткуда" появляется рисунок.    Дети называют технику рисования свечей и акварелью

 

 

Отпечатки листьями.

 

Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.                                                                                                      

Материалы для работы: гуашь, лист А4, кисточка плоская широкая ,опавшие листья с разных деревьев.

Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.

Этап 1. Осенние листья деревьев и кустарников собирают родители с детьми на осенней прогулке. Отбираются листья разных форм и размеров.

Этап 2. Придумывается сюжет из собранных элементов – листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев, используя их как элементы мозаики для создания узора или сюжета? На что они похожи? Что можно будет дорисовать чтобы оживить картину? Ребенок выкладывает из  листьев на бумаге «эскиз» -  свой будущий сюжет. Может что-то дорисовать простым карандашом. Продумайте сразу же, какой нужен будет фон, чтобы он соответствовал сюжету и был контрастен цвету осенних листьев.

Этап 3. Начинаем на фоне творить — создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге». Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью.

Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу. Для этого:Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши. Краска должна быть густой. На кисточку нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово.  Далее всё повторяем со следующими листьями.  Дополняем получившееся изображение деталями.

 

 

Рисование пробками.

 

 В качестве одного из способов рисования используются пробки. Материалы для работы: гуашь ,пробка , бумага.            

Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).

 

Оттиск смятой бумагой

 

 

Рисование мятой бумагой – это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Берем несколько листов бумаги и сминаем в комочки.

Обмакиваем комочки в тарелки с краской и прижимаем комочки к листу бумаги, оставляя отпечатки. Можно заранее нарисовать контуры желаемого изображения, а потом его запечатать. 

Материал: листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

Рисование по мокрому.

 

 При рисовании на мокром листе вовсе не обязательно рисовать что-то определённое.  Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками.                                                                                                                     Материалы для работы: баночка с водой, акварель, кисть и плотный лист бумаги.   Альбомный лист для рисования по мокрому фону нужно брать очень плотный, можно использовать тонкий белый картон или разрезать ватман. Рисовать нужно только акварельными красками. Понадобятся беличьи или колонковые кисточки разных размеров.                                     Самое главное в технике рисования по мокрому листу правильно смочить лист. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу. Лист можно смачивать толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой.

 

 

Рисование ладошкой или пальчиками

 

Для рисования руками краску следует развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить на плоскую тарелку. Затем макните ладошку ребенка в тарелку или нанесите краску с помощью широкой кисточки непосредственно на ладонь малыша. Помогите правильно расположить ладонь на листке бумаги и сделать отпечаток. С помощью отпечатков пальцев можно довести рисунок до задуманного образа.

Рисуя ладошками и пальцами ребенок может изобразить вполне узнаваемые незамысловатые предметы. Это могут быть различные животные — например жираф, осьминог или верблюд, кроме того, из отпечатков рук может получиться солнышко, цветок или елка.
    Эта техника не требует особых приготовлений и умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_risovanie.docx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного ри...

Нетрадиционные техники рисования, влияющие на творческие способности детей дошкольного возраста.

Развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют  занятия по изучению различных техник. Они способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильног...

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…Э. Успенский...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших задач которые решаются в рамках дошкольного образования является согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования раскрытие творческого поте...