«Правовое воспитание дошкольников» (из опыта работы)
статья (средняя группа) на тему

Коровецкая Оксана Сергеевна

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие, очень много детей с неадекватным поведением. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодня - это актуальная тема.  

Для  формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, а также для развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. 

В настоящее время я работаю в средней группе возраст детей 4-5 лет. Формирование правового воспитания в нашей группе ведется по следующим направлениям: это работа с детьми и работа с родителями. 

Организуя работу с детьми, я использую разнообразные формы и методы работы, такие как: организованная деятельность, игры (ролевые, театрализованные, дидактические и др.), беседы, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность (выставка рисунков, создание альбомов) и др. 

Начиная знакомить детей с их правами, я остановилась на тех, которые наиболее близки к их сознанию и пониманию. В первую очередь я рассказала детям о праве на собственное имя. Я проводила такие игры, как «Назови ласково», "Как растет имя", «Назови полное имя», «Угадай, чей голосок». Беседовали по теме «Что означает твое имя?».  Заучивали стихи о своем имени. Проводилась сюжетно – ролевая игра «Семья». 

 Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с нашим селом. Провела занятие на тему «Путешествие по селу». Затем ознакомила их с гербом. Дети узнали значение каждой детали герба. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет герба», «Раскрась герб» и др. Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера: «Угадай, чего не хватает в гербе?», «Найди ошибку в изображении герба?». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх.  С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.   

Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании, упомянула о том, что в нашем селе есть больница, в том числе и для детей. В детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей. Мы провели экскурсию в медицинский кабинет детского сада, где медсестра рассказала о своей работе. Провели сюжетно – ролевые игры «Больница», «Скорая помощь»; конструировали по теме «Больница для животных». Беседовали на тему «Если что у вас болит, вам поможет Айболит». 

Перед знакомством с правом на образование, я рассказала о том, что  в нашем селе две школы, и у каждой семьи есть право выбрать образовательное учреждение для своего ребенка. С воспитанниками группы  проводила беседу на тему «Школа моей мечты». После беседы детям было предложено составить рассказ о том, какой бы они хотели видеть свою будущую школу, у каких учителей хотели бы получать знания. Проводились такие сюжетно – ролевые игры, как «Детский сад», «Школа»; беседовали по теме "Ступеньки образования" .

Работа с родителями.

Но, тем не менее, всегда следует помнить, что первыми и основными воспитателями детей являются их родители, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.   

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной использую  разные формы  работы с родителями:  оформление информационного стенда «Для вас родители», где помещается теоретический материал по темам: «Права ребенка», «Права и обязанности родителей» и др.; памятки для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя», «Если ребенок провинился…», памятка по составлению родословной.  Широко используются в работе   папки-передвижки на тему: «Наказывая, подумай: зачем?»,  консультации «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».  

Наиболее  интересны такие  формы  работы как выполнение домашних заданий,  например, участие в детско – родительских проектах:  «Что означает мое имя», «Генеалогическое древо»;  участие в  организации  выставок: «Права детей». 

Важную роль в формировании основ правового сознания играет предметно – развивающая среда, организованная в нашей группе. 

  • Это уголок «Государственной символики», где находится карта, портрет президента, куклы в национальных костюмах, иллюстрации флага и герба России, государственные символы, такие как: самовар, матрешка, ложки. Кроме того, собран материал по ознакомлению с малой родиной: это природный ландшафт нашего района, фотографии родного села. 
  • В книжном уголке подобрана художественная литература, затрагивающая правовую тематику, это, в частности, русские и зарубежные сказки. Ведь многие из них ярко демонстрируют как нарушается то или иное право. Например: 

«Кот, лиса и петух» (лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка) 

«Заюшкина избушка» (грубое вторжение в личную жизнь, нарушено правило на неприкосновенность жилища зайца). Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросенка», «Зимовье зверей». 

«Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Колобок» - нарушение прав на жизнь и свободу персонажей. 

«Маша и медведь» - ограничение свободы человека, удержание его в неволе. 

«Айболит» на примере этой сказки можно объяснить, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую помощь; а в связи со сказкой «Буратино» - рассказать о праве на образование. 

  • В помещении группы есть место для хранения «собственного имущества» - стоящие отдельно два стола, – где дети охотно хранят принесенные из дома игрушки. 

Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по правовому воспитанию детей необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы и родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ « Верхнемамонский детский сад № 1» В ыступление на общем родительском собрании «Правовое воспитание дошкольников» ( из опыта работы) Подготовила: в оспитатель Коровецкая О. С.

Слайд 2

Направления работы по формированию представлений о правах человека. Работа с родителями. Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей, беседы, анкетирование, дни открытых дверей.

Слайд 3

Право на имя.

Слайд 4

Право на гражданство.

Слайд 5

Право на медицинскую помощь.

Слайд 6

Право на образование.

Слайд 7

Работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается ...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников» - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников" - из опыта работы выступление на секции форума в г. Геленджике...

Региональный компонент в эколого - эстетическом воспитании дошкольников.(Из опыта работы).

Посмотри , как всё красиво ,Посмотри , простор какой.Словно мать ,склонилась иваНад уснувшею рекой...ПРИРОДА ! Как много вмещает в себя это слово .И леса , и реки , и птицы...Можно перечислять до беск...

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

Использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)

О использование в работе разнообразных методов и всех доступных средств в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (из опыта работы на педсовете)...

Публикация "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: из опыта работы "

В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей на этапе дошкольного обучения в условиях детского сада. Раскрываются основные направления, содержание и формы работы с воспит...