Консультация для педагогов "Мотивирование детей к выполнению требований".
консультация на тему

Литвинова Светлана Ивановна


План консультации:

1. Формирование мотивов.

2. Этапы организации деятельности.

3. Изучение педагогом личности ребёнка.

4. Виды воздействий.

5. Активизация познавательной деятельности.

6. Дидактогении.

В конце указана литература, используемая для составления консультации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«МОТИВИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ»

План:

  1. Формирование мотивов
  2. Этапы организации деятельности
  3. Изучение педагогом личности ребёнка
  4. Виды воздействий
  5. Активизация познавательной деятельности
  6. Дидактогении.

  1. Формирование мотивов.

Слово «мотивация» выделяет область науки, в которой исследуются психологические причины поведения и средства управления им. Мотивационные процессы отличаются от познавательных. Специфика познавательных процессов состоит в сборе, переработке и отборе информации, необходимой человеку. Восприятие, внимание, воображение, мышление и речь как познавательные процессы не могут служить первопричинами поведения человека, так как они отвечают на вопрос «как?» и «обслуживают» поведение тогда, когда оно уже возникло. Мотивационные же процессы, напротив, объясняют поведение, отвечая на вопрос «почему?».

Наряду с понятием «мотивация» в психологии пользуются терминами «потребность», «мотив», «цель», «желание», «намерение». Все они относятся к внутренним, психологическим причинам поведения и отличаются друг от друга следующим образом. Потребность – это состояние нужды организма в чём-то, что не обязательно осознано. Мотив – это осознаваемый источник поведения человека. Он не всегда точен (соответствует правильному объяснению поступков), так как далеко не всё в своём поведении человек на самом деле осознаёт. Цель – это, как правило, конечный, осознаваемый результат какого-либо фрагмента поведения. Желание и намерение – это непосредственные, внутренние побудители поведения.

Среди мотивов и потребностей человека прежде всего выделяют биологические и социальные. К первым относятся состояния нужды, связанные с самосохранением и развитием организма человека. Это – потребность в пище, в воде, в кислороде, в продолжении рода и ряд других. Ко вторым относятся такие потребности и мотивы, которые позволяют и развиваться человеку как личности, как полноправному члену современного, цивилизованного человеческого сообщества. Это – разнообразные нужды в предметах материальной и духовной культуры, в человеческих видах трудовой, творческой деятельности, в определённых условиях подлинно человеческого существования.

Социальные потребности и мотивы поведения, как и другие особенности личности, начинают формироваться и развиваться с младенческого возраста. Но мы вкратце остановимся только на дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются мотивы общения – деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребёнка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а под личными – мотивы, связанные с волнующими ребёнка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение). К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых и сохранить добрые отношения с людьми является для ребёнка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребёнок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нём одержать победу. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребёнок, зачастую, не ждёт такой оценки, а активно сам добивается её, стремится получить похвалу, очень старается её заслужить. Всё это свидетельствует о том, что ребёнок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Следует иметь ввиду, что мотивация, определяемая главным образом социальной ролью ребёнка, не может поддерживать в течение долгого времени его учебную деятельность и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование мотивов, придающих занятиям значимый смысл является одной из главных задач педагога. Надеяться на то, что мотив обучения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится, т.к. мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной, устойчивой мотивации являются:

  • Содержание материала
  • Организация деятельности
  • Коллективные формы деятельности
  • Оценка деятельности
  • Стиль педагогической деятельности воспитателя

Содержание материала (учебного)

Содержание обучения выступает для детей в первую очередь в виде той информации, которую они получают от педагога, из литературы, телевизионных передач и т.п. Однако, сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к деятельности. Поэтому при подаче материала нужно учитывать имеющиеся у детей данного возраста потребности

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении; потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает силой и не способствует пробуждению интереса к обучению.

Стремление некоторых педагогов до предела упрощать материал, «разжёвывать» сложные вопросы и понятия, хотя и приводит к сиюминутному успеху, но делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим всякий интерес к обучению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Важно показать, что имеющийся у каждого ребёнка жизненный опыт часто обманчив, противоречит научно установленным фактам; объяснение наблюдаемых явлений природы придаст новому материалу значимый смысл, разовьёт потребность в научном познании мира.

Однако, пробуждая интерес к обучению, не следует излишне эксплуатировать приёмы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость полученных знаний и умений в настоящее время и в будущем (старшие дошкольники – дети подготовительных групп).

Коллективная (групповая)форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных детей, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Оценка результатов деятельности.

Мотивирующая роль оценки результатов деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание может привести к тому, что получение хороших оценок со стороны взрослого становится для ребёнка самоцелью. Происходит сдвиг мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на положительную оценку, которая иногда может быть получена ребёнком нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно познавательной деятельности и к деформации развития личности дошкольника.

Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ деятельности, подчёркивались положительные моменты, сдвиги, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Стиль деятельности воспитателя.

На формирование мотивов оказывает влияние стиль педагогической деятельности воспитателя, различные стили формируют различные мотивы.

  • Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивнкю0 мотивацию, мотив избегания неудачи, задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации.
  • Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации, а
  • Попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию.

  1. Этапы формирования (учебной) деятельности.

А.К.Макарова с соавт. Отмечают, что изученик каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционнально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап.

- это сообщение, почему и для чего детям нужно знать данный раздел программы, какова основная задача данной работы. Этот этап состоит из следующих учебных действий:

  1. Создание проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приёмов: а) постановка перед воспитанниками задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б) рассказ педагога о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в) рассказ о том, как решалась эта проблема в истории науки или общества.
  2. Формулировка основной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача является для детей целью их деятельности на данном занятии.
  3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы; выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего ребятам не хватает, чтобы решить данную задачу. Таким образом, создаётся установка на необходимость подготовки к изучению материала.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе дети усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с её содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к деятельности будет зависеть от того, ясна ли дошкольникам необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т.е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности («понравилось») и доступного результата. Поэтому важно не рассуждать об учёбе, её важности и пользе, а добиться того, чтобы учащийся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап.

Он связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы дошкольники испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познанию нового. Это приведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным подкреплением мотивации, что приведёт к формированию её устойчивости.

3. Изучение педагогом личностей воспитанников.

Составить правильное представление о личностях воспитанников можно, только используя различные методы – наблюдение, беседу, анкетирование, моделирование определённых ситуаций (естественный эксперимент).

Метод наблюдения.

Он заключается в целенаправленном сборе фактов поведения и деятельности воспитанника с целью их последующего анализа и истолкования. Для большей объективности получаемых с помощью наблюдения сведений оно должно быть постоянным, целенаправленным и заканчиваться научным объяснением психологической природы наблюдаемых особенностей поведения и деятельности ребёнка.

При изучении личности ребёнка методом наблюдения педагог должен соблюдать следующие правила:

  1. Изучать воспитанника надо в естественных условиях обучения и воспитания. Однако при этом процесс не должен быть односторонним: надо не только изучать ребёнка, воспитывая и обучая, но и воспитывать, изучая.
  2. Следует прежде всего находить главные черты воспитанника, «основные оси и пружины», как говорил А.С.Макаренко.
  3. Отдельные особенности личности ребёнка должны рассматриваться на фоне всей личности в целом. Например, нельзя анализировать настойчивость в отрыве от направленности личности ребёнка, так как настойчивость может быть направлена и на достижение негативной цели.
  4. Важно выявить положительные черты дошкольника, на которые надо опираться при его воспитании и обучении (не упуская из вида и отрицательные черты).
  5. Педагог не должен торопиться с оценками учащегося, допуская предвзятость и субъективизм в интерпретации данных наблюдения. Он должен помнить, что интуиция – плохой союзник, когда речь идёт о вынесении заключения о том или ином учащемся.
  6. Важно вскрывать причину проявления негативных черт личности учащегося (например, почему он проявляет упрямство – как протест против грубого с ним обращения или вследствие избалованности).
  7. Необходимо выяснять тенденцию в развитии той или иной черты личности – прогрессирует она или исчезает.
  8. Изучать ребёнка нужно в коллективе, ибо в группе его поведение может отличаться от того, какое он демонстрирует, будучи один. Нужно выявлять детей, которые оказывают на него наибольшее влияние.
  9. Для полноценного изучения личности ребёнка его нужно наблюдать в разных ситуациях, планомерно и систематически. Это даёт возможность наблюдать эффективность применённых к нему воздействий.
  10. Необходимо понять мотивы (побудительные причины) действий и поступков ребёнка, так как внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам.

Метод беседы.

Является вспомогательным и используется со строго определёнными целями: педагог должен чётко представлять себе, что он хочет узнать из беседы, и соответственно этому строить её план.

Метод анкетирования.

Может использоваться педагогом для выяснения взаимоотношений детей, для выявления уровня сплочённости группы и т.д. Выявление социально-психологической обстановки в группе связано с методикой социометрии. Она основана на подсчёте числа письменных выборов всеми членами учебной группы того или иного учащегося для совместной деятельности или проведения досуга.

Естественный эксперимент

Проводится в привычных для ребёнка, т.е. в реальных условиях, но экспериментальному воздействию подвергаются (моделируются) сами условия. Например, педагог для выявления у ребёнка морально-волевых качеств моделирует в каком-либо виде деятельности трудные условия.

Метод тестирования.

Связан с выполнением детьми стандартных заданий.

  1. Виды воздействий.

Виды воздействия педагога на воспитанников определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства педагога. У воспитателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у воспитателей низкого уровня – дисциплинирующего, тогда как организующие воздействия занимают последнее место. В общем, это понятно: если педагог не уделяет должного внимания организации деятельности дошкольников, то приходится тратить время на поддержание дисциплины, так как одной из причин её нарушения является плохая организация деятельности.

В.Г. Казанская (2003) делит все виды воздействия педагога на воспитанников на две группы – сближающие контакты:

  • Одобрение
  • Поощрение самостоятельности
  • Похвала
  • Просьба
  • Юмор
  • Совет
  • Предложение

 и разделяющие контакты:

  • Замечания
  • Насмешки
  • Ирония
  • Упрёки
  • Морализирование
  • Повышенная интонация
  • Угроза
  • Оскорбления
  • Придирки.

Её исследование показало, что чаще всего педагоги воздействовали на детей, прибегая к повышенной интонации, окрику, морализировани, насмешкам. Реже всего использовали поощрение самостоятельности и одобрение.

Вообще у опытного педагога количество воздействий за одно занятие в четыре раза меньше, чем у преподавателя низкого уровня, так как вследствие высокой организации деятельности в них нет большой необходимости. У воспитателей низкого уровня в течение занятия практически ни на мгновение не прекращаются замечания, указания и т.д. В то же время репертуар воздействий у опытного педагога разнообразней, чем у педагога низкого уровня. Следовательно, воздействия последнего более стереотипны, однообразны, что ещё больше усугубляет их негативный эффект. Воздействия такого педагога превращаются в назойливость.

Воздействие педагога на сознание и волю ребёнка может осуществляться в форме проявления внимания к ребёнку, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки.

  1. Активизация познавательной деятельности дошкольников.

Выделяют следующие приёмы активизации мыслительной деятельности:

  • Сравнение
  • Наглядности и иллюстративности
  • Самостоятельная работа детей
  • Проблемные ситуации
  • Эвристические беседы
  • Постановка чётких целей
  • Связывание изучаемого материала с жизненным опытом детей, с окружающей действительностью.
  • И др.

Факторы, снижающие познавательную активность дошкольников

  • Порицания педагога, выраженные в грубой или нетактичной форме.
  • Неправильная постановка задач на занятии.
  • Насмешки над ребёнком.

Способы поддержания устойчивого внимания дошкольников.

  • Интонационная выразительность педагога.
  • Прямое требование внимания
  • Занимательность преподнесения материала.
  • Чёткая и конкретная постановка задач.
  • Выбор оптимального темпа работы
  • Планирование оптимального объёма работы.
  • Разнообразие работы с введением соревновательных элементов, игр, но не допускать сильного эмоционального перевозбуждения.
  • Постепенное раскрытие в учебном материале всё новых и новых нюансов, что будет создавать у детей эффект новизны и оживлять их внимание.
  • Устранение причин отрицательного отношения ребёнка к изучаемому материалу

Учебное взаимодействие педагога и детей, которое способствует развитию познавательной активности и комфортному эмоциональному состоянию.

  • Партнёрские отношения педагога и детей
  • Проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала
  • Эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы детей и положительное оценивание любого продвижения в усвоении.
  • Адекватное содержательное отношение к ошибке; использование её не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации.
  • Направленность педагога в отношениях с ребёнком на его развитие и личностный рост
  • Побуждение к работе, опирающееся на доброжелательные, шутливые замечания, эмоциональность и неформальность разговора с детьми.

  1. Дидактогении.

Неправильное отношение педагога к ребёнку может привести к возникновению у него невротических состояний. Это явление называется дидактогенией. Например, педагог накричал на ребёнка, позднее тот был обнаружен на улице в состоянии полной дезориентировки, рассеянности. Родители вынуждены были обратиться за помощью к психоневрологу. У детей наблюдаются также дидаскогенные неврозы, связанные с вызовом к доске, индивидуальными ответами и т.п. и сопутствующим им эмоциональным напряжением. Как отмечает А.Л. Гройсмаш, чаще всего эти неврозы возникают у замкнутых, застенчивых, тревожно-мнительных, неуравновешенных и инертных детей. У них появляется состояние отропелости, растерянности, тревоги и забывчивости. Заявления педагога в присутствии других о неспособности ребёнка, критика его ошибок, подчёркивание невыполнимости для него «такого простого» задания, придирчивое внимание на людях, ведущее к покраснению, смущению, дрожи, заиканию и другим явлениям нервной напряжённости, способствует ещё большей их фиксации и в ряде случаев переходу в затяжные невротические расстройства.

У дошкольников психогенные состояния выражаются в страхе разлуки с матерью, опасности трудностей в детском саду, боязни воспитателя.

Среди факторов, невротизирующих ребёнка, Н.Ф.Маслова (1973) выделяет авторитарный стиль руководства педагога, которому она приписывает следующие недостатки: педагог работает не с группой в целом, а один на один с ребёнком, отталкивается от своих особенностей и общих шаблонов, не учитывает индивидуальности ребёнка; оценивает личность ребёнка с позиций функционально-делового подхода, учитывая лишь непосредственный результат сиюминутной деятельности ребёнка и исходя из своего настроения. Педагог с авторитарным стилем имеет заведомо негативные установки, которые увеличиваются со стажем работы. Отношения к мальчикам и девочкам, успевающим и неуспевающим дошкольникам у него сильно различаются. За внешним благополучием, часто достигаемым таким педагогом, скрываются изъяны, невротизирующие ребёнка.

Материал данной консультации составлен на основе следующей литературы:

  1. Немов Р.С./ Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  2. Немов Р.С. / Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.: ил.
  3. Ильин Е.П. / Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение требований СанПиН, физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.

Справка по результатам тематического контроля содержит анализ выполнения требований СанПиН. Имеет практическую ценность для руководящих работников ДОУ при подведении итогов контроля....

Выполнение требований СанПиН

Методические рекомендации с конкретными критериями и позициями анализа выполнения требований СанПиН. Материал имеет практическую ценность при определении недостатков в выполнении предъявляемых требова...

Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"

Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля....

Справка по выполнению требований к реализации ООП.

Анализ выполнения требований реализации общеобразовательной программы в ДОУ. Материал полезен в котролирующей деятельности ДОУ....

«Основные направления работы по выполнению требований ФГОС ДО к развивающей предметно- пространственной среде».

«Основные направления работы по выполнению требований ФГОС ДО к  развивающей предметно- пространственной среде»....

Аналитическая справка по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

В справке представлены требования к речи воспитателя и анализ соответствия речи воспитателей требованиям, а также даны рекомендации воспитателям по данной теме....