"Стремимся познать окружающий мир"
статья на тему

Горячева Елена Михайловна

Практические советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stremimsya_poznat_okruzhayushchiy_mir.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Стремимся познать окружающий мир»

Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы

                                       скоро познакомитесь с добродетелью.

                                                  Из общения с природой вы вынесете столько

                                                     света, сколько захотите, и столько мужества и  

                                                      силы, сколько вам нужно.

                                                                                И. Зейме.

- Мам, кто кого поборет, слон или мышь?

- А почему курица плохо летает, она же птица?

- А как маленькие муравьи такой большой муравейник выстроили?

Таких вопросов можно услышать великое множество. Смысл их один – узнать то, что еще не известно, познать суть происходящих явлений, удовлетворить свой интерес.

Как же развивается познавательный интерес у детей дошкольного возраста?

Почему природа является важнейшим средством развития этого качества, так нужного для обучения в школе? Как добиться от маленького ребенка постоянного стремления к познанию, активности и самостоятельности в поиске знаний?

Ваш ребенок совсем маленький, он еще плохо говорит, но уже невероятно любознателен. Его внимание привлекает все яркое, незнакомое. Любопытство – это начало проявления будущего познавательного интереса.

Гуляя с малышом, старайтесь не пропустить ничего, что может заинтересовать ребенка, задержите его взгляд на разных предметах.

- Посмотри, какая важная птица ходит? Это ворона, она большая. А рядом прыгает маленькая птичка – это воробушек.

Простое любопытство переходит со временем в любознательность (любо знать). Дети начинают проявлять более устойчивый интерес (правда, еще ситуативный) и внимание. В три – четыре года они способны увидеть достаточное количество свойств, качеств предметов, сравнить эти качества.

Конечно же взрослые должны помочь заметить, обнаружить не столь заметное.

- У кошки есть коготки?

- А где они прячутся?

- Когда она их выпускает?

Становясь старше, дети стремятся обсудить ранее увиденное хотят узнать о нем еще больше, просят вас рассказать, почитать они пытаются проникнуть в глубь природных явлений, найти взаимосвязь заинтересовавшего их предмета с другими объяснить то, что поняли. Бывает так, что дошкольники многократно возвращаются к одним и тем же событиям, пристают к взрослому с расспросами, что иногда вызывает раздражение – неужели не надоело все об одном и том же? Но для него это не одно и то же, а проявление желания расширить свои познания.

Тут можно только порадоваться, у ребенка проявился познавательный интерес, который требует своего дальнейшего развития.

Природа многообразна, в ней столько яркого, красочного, что непроизвольно привлекает внимание детей. В ней так же много загадочного, редкого, диковинного, способного удивить.

Воспитывать интерес к познанию необходимо начинать на тех объектах природы, которые постоянно окружают детей, кажутся им хорошо знакомыми, а на самом деле непознанными. Прислушайтесь к советам:

- старайтесь добиваться активности ребенка при восприятии природы, учите его при этом использовать все органы чувств;

- возвращайтесь к одному и тому же объекту в разные сезоны;

- показывайте развитие растительного, животного мира, явлений неживой природы;

Ставьте перед детьми различного рода проблемные задачи («Что будет, если..?»; «Почему такое происходит?»;  «В чем причина?»), которые способствуют активности и самостоятельности мышления, развивают умение делать предположения и выводы, одним словом, учит рассуждать.

А еще важно помнить, что основой интереса дошкольника являются положительные эмоции (красота, новизна) и элементарные трудовые действия в природной среде (покормить животное, почистить клетку, полить, разрыхлить землю комнатных растений, прополоть грядки и т.д. Это позволит ребенку узнать, как живет природа). Чаще используйте для чтения художественные тексты таких авторов, как В. Бианки, М. Пришвин, Ю. Дмитриев и др.

Стимулируют активность детского мышления и загадки, которые дети рано начинают отгадывать, но если ребенок затрудняется с ответом, не торопитесь сразу подсказывать ему. Пусть малыш подумает.

Родители должны умело использовать в воспитании ребенка технику. Надо помнить, что это мощное средство воздействия на ребенка. Краски, звук, профессионально выстроенный сюжет – все это вызывает у ребенка чувства и эмоции (как положительные, так и отрицательные. Из телепередач, например,  можно узнать о том, чего малыш не может увидеть непосредственно в самой природе.

К сожалению, детских передач о природе не так много, поэтому можно использовать те, которые предназначены для школьников и взрослых. («Диалоги о животных»). По ходу просмотра комментируйте и поясняйте происходящее на экране. По окончании поговорите об увиденном, выясните, что ребенок понял, и если есть необходимость, еще раз объясните то, что считаете наиболее важным и нужным для него. Кроме телевизионных передач, можно использовать слайды. Для детей младшего дошкольного возраста демонстрируются несложные и короткие сказки, при этом текст не читается, а пересказывается взрослым.

Ребенок постарше способен воспринимать сказки и познавательные рассказы таких авторов как Г. Скребицкий, Г. Снегирев и др. эти произведения дают возможность познавать природный мир, обогащают опыт детей и повышают познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ваш ребенок познает окружающий мир

представлен материал консультации для родителей (в виде стендовой распечатки)...

Познаем окружающий мир! Южный и Северный полюса.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познанию окружающего мира для старшей группы.Данная работа- совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста, с использв...

Презентация проекта "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

Наверное, каждый воспитатель за свою педагогическую практику не раз слышал от детей интересующие вопросы: «А откуда появляются сосульки? Откуда появилась лужа? «Почему качаются  деревья?»  Д...

Малыш познает окружающий мир

Статья о развитии детей раннего возраста...

Малыш познает окружающий мир

Статья о развитии детей раннего возраста...

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

"Малыш стремиться познать окружающий мир"

Малыш стремиться познать мир...