Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.
проект (младшая группа) на тему

Ефимова Вероника Викторовна

Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими народными традиционными музыкальными инструментами, озвучивают потешки с помощью  музыкальных инструментов, знакомятся с хороводными играми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24  «Пчёлка»

пчелка

Проект

по приобщению младших дошкольников

к истокам русской народной культуры.

«Дети в мире звуков»

pesni-russkie-narodnye-pesni.jpg

 Выполнила воспитатель:

Ефимова Вероника Викторовна 

2017 год

Паспорт проекта «Дети в мире звуков»

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид: краткосрочный, групповой, семейный.

Участники проекта: дети второй младшей группы 3-4 лет, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Формы работы: игровая, познавательная, творческая, продуктивная, работа с родителями.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,  речевое развитие, работа с родителями.

Возраст: вторая младшая группа детского сада

Сроки реализации: март 2017 года

                                                                       Наша-то хозяюшка сметлива была:

                                                                      Всем она работу к празднику дала….

2017-03-09 09-59-43.JPG

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать-

Старших братьев потешать.

2017-03-09 10-08-44.JPG

Пояснительная записка.

Проект направлен на развитие  творческих музыкальных  способностей детей младшей группы с приобщением к истокам национальной культуры через русские народные традиции. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими народными традиционными музыкальными инструментами, озвучивают потешки с помощью  музыкальных инструментов, знакомятся с хороводными играми.  Выступают перед мамами и бабушками с театрализацией потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку» на утреннике, посвящённом Женскому Дню 8 марта.(см.Приложение 1.1)

В результате проделанной работы у нас в группе с помощью родителей рождается и обогащается театрально-музыкальный уголок (в  том числе и с русскими народными инструментами),  картотека потешек, сказок-шумелок, детская литература по теме малых форм фольклора, картотека русских народных инструментов, картотека хороводных игр, уголок ряженья обогатился русскими народными костюмами для детей. Родители дополнили уголок музыкально-шумовыми инструментами, сделанными своими руками совместно с детьми: это и бубен-бубенцы, и барабан с палочками, балалайка расписная, ложки самописанные, погремушки большая громкая и маленькая тихая, трещотки самодельные, балалайки расписные. Всё это находится в прямой доступности детям, что способствует их разностороннему развитию, приобщению к русским народным традициям.  

 Актуальность.

 Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, обращается внимание детей на истоки народных традиций, обрядов,  обычаев, которые долгое время были в забвении. Потому что без знаний  традиций и истории своего народа не может быть и будущего народа.  Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Потому что именно в раннем возрасте дети очень восприимчивы к миру звуков, ритмов, колорита.

Работая с детьми младшей группы, необходимо держать в памяти и использовать большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.

У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек режимные моменты, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

Потешки были обыграны мною разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала  пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей, музыкальные аудиозаписи.

Для приобщения детей к русским народным истокам очень помог мне в работе с детьми организованный в нашем детском саду музей «Изба-рукодельница», придя в который можно погрузиться в атмосферу русской крестьянской семьи, познакомить наглядно с предметами русского старинного быта и его традициями.

Проблема:

в ходе моей деятельности было замечено, что особенно музыка и голосовое припевание потешек, припевок, песенок и других форм малого фольклора вызывает эмоциональный отклик у детей. И в этой связи мне необходимо было познакомить детей с музыкальными русскими народными инструментами, с извлечением из них звуков. Используя музыкальные русские народные инструменты в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки, приобщаются к национальной культуре, быстрее адаптируются к детскому саду, с радостью приходят в группу детского сада. Необходимо было привлечь и родителей: повысить их интерес, прежде всего, к интересам, увлечениям и деятельности  своих детей в детском саду; к обогащению предметно-развивающей среды в группе, приобщить родителей к совместному патриотическому воспитанию своих детей с целью их духовно-нравственного развития, как маленьких граждан своей страны.

Проблемные вопросы:

- как и на чём играли в старинные времена наши предки (бабушки и дедушки)?

- откуда рождается музыка?

- как влияет развивающая среда на развитие творческих способностей и на нравственно-патриотическое воспитание детей?

- какое влияние оказывает участие родителей на духовно-нравственное воспитание детей?

Цель проекта.

Развивать музыкальные и творческие способности детей, а также развивать  и обогащать новыми словами речь посредством приобщения детей и родителей к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными музыкальными инструментами, через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей и созданию русских народных костюмов для самостоятельной деятельности детей. Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки.

Вовлекать родителей в совместную творческую, музыкально-игровую деятельность.

Задачи проекта.

Образовательные.

  • Расширять кругозор детей через знакомство  с  шумовыми  и музыкальными инструментами.
  • Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить  зависимость качества звука от свойств используемых материалов.
  • Расширять представления детей о традициях русского народного быта.

Развивающие:

  • Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, умение слушать и слышать музыку, узнавать музыкальные произведения, узнавать звучание музыкального инструмента), тактильные ощущения.
  • Развивать навыки художественного творчества, цветовосприятия при создании коллективной художественной деятельности (рисовании на ткани)
  • Развивать коммуникативные навыки (работа в парах, группах) и желание использовать полученные навыки в совместной и самостоятельной деятельности
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка  в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
  • Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
  • Способствовать развитию речи через знакомство и разучивание потешек, расширять словарный запас с помощью малых форм русского фольклора;

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной  деятельности,

     умение взаимодействовать в коллективном  музицировании.

  • Воспитывать любовь к народной культуре, традициям, творчеству
  • Воспитывать уважение и любовь к Родине и семье.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • Дети познакомятся с русскими народными традиционными музыкальными инструментами, смогут извлекать из них звук.
  • Научатся узнавать по звучанию русский народный инструмент
  • Дети познакомятся с потешками, хороводными, театрализованными играми.
  • Научатся озвучивать и обыгрывать потешки, сказки с помощью музыкальных инструментов, соотносить звучание музыкального инструмента с персонажами сказок и потешек.
  • Обогатится речь детей за счёт образных выражений, активизируется словарь детей, усовершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, разовьётся эмоциональная выразительность речи.
  • У детей появится умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность в домашнем и музыкальном уголках
  • В совместной деятельности родителей и воспитателя в группе будет создан русский народный музыкальный уголок с мини-куклами в русских костюмах, с музыкальными инструментами, обогатится театральный уголок куклами Би-ба-бо, масками различных персонажей потешек и сказок, что позволит использовать эти предметы в самостоятельной деятельности детей.
  • Также музыкальный уголок обогатится ударно-шумовыми музыкальными инструментами, сделанными руками родителей и детей, вследствие чего будет организована выставка «Весёлый оркестр».
  • Появятся в группе картотеки игр, сказок-шумелок, русских народных музыкальных инструментов, загадок, потешек, музыкально-дидактических игр, конспекты занятий по данной тематике.
  • В совместной художественной деятельности детей и воспитателя появится панно «Музыкальная семья».
  • Также появится панно на тему «Русские народные инструменты», сделанное руками воспитателя.
  • Совместная деятельность родителей и детей будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
  • Проект будет способствовать любознательности детей, развитию их творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Повысится  интерес родителей к русским народным традициям, к занятиям и играм детей.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями

 Вопросы:

  •  Знакомы ли родители с русской народной культурой?
  •  Знакомили ли родители своих детей с русской народной музыкой?
  •  Знают ли дети как рождается музыка?
  •  Знают ли дети на чём играли их бабушки и дедушки, когда они были  маленькими?
  •  Знакомили ли родители своих детей с русскими народными инструментами?  С их звучанием?
  •  Как познакомить детей с русскими народными инструментами и их звучанием?
  •  Как можно организовать и чем пополнить групповой театрально-музыкальный уголок?
  •  Знают ли родители и используют ли в повседневной жизни с детьми потешки, приговорки, заклички и другие формы малого русского фольклора?
  •  Какие потешки можно выучить и как их можно обыграть с детьми?

 II этап – основной (практический).

 Содержание работы в процессе реализации проекта

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Ви

П ознавательно-исследовательская деятельность

- Беседа: «Что такое музыка?»

- Экскурсия в «Избу-рукодельницу» для знакомства с русским бытом

- рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей на музыкальных инструментах, пастушке, играющем на дудочке-рожке.

- НОД «В гости к бабушке»

- знакомство с русской игрушкой Петрушкой

- игра «Чудесный мешочек»-знакомство детей с русскими народными инструментами и их звучанием.

Социально-коммуникативная и речевая деятельность:

- Чтение сказок, потешек с опорой на иллюстрации;

- рассказывание сказок-шумелок с использованием музыкальных инструментов;

- заучивание потешек, стихотворений, разгадывание загадок о музыкальных инструментах;

- пальчиковые упражнения;

- д/и «Угадай что звучит?», «Громче-тише», «Кто как говорит?»

- сюжетно-ролевые игры «В гостях у бабушки», «В магазине музыкальных инструментов»

- театрализация потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку».

Художественно-эстетическая деятельность:

- коллективное рисование по ткани и создание панно «Музыкальная семья» - по мотивам дымковской игрушки.

- лепка «Дудочка-рожок для пастушка»

-рисование с применением нетрадиционных методов (штампование)  «Украсим балалайку»

Музыкальная деятельность:

- прослушивание русских народных мелодий «Комаринская», «Бубен», «Ах, вы сени, мои сени», «Светит месяц, светит ясный»,

-хороводные игры с использованием потешек «Заинька, попляши», «Ходит Ваня»,«Весёлые музыканты», «Кто у нас хороший?»;

- музыкально-дидактические игры «Барабанщики», «Кукла шагает и бегает»-развитие динамического слуха; «Кто в домике живёт?» «Угадай на чём играет Петрушка», -развитие тембрового слуха; «Весело-грустно»- различать характер музыки, «Кто как поёт», «Весёлый кубик»- повторение звукоподражания за взрослым; «Повтори»-развитие чувства ритма.

Самостоятельная творческая и игровая деятельность детей:

- раскрашивание изображений музыкальных инструментов;

- лепка из пластилина;

- дидактические игры «Определи по форме и цвету», «Найди пару», «Кто так говорит»

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

- Беседа «Знаете ли вы русские традиции»

- Консультация «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

- привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды: созданию музыкально-театрального уголка, пополнению народными костюмами в русском стиле уголка ряжения;

-организация выставки «Весёлый оркестр»-поделки музыкальных инструментов.

III этап – заключительный.

  1. Театрализация потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку» на весеннем празднике, посвящённом Международному женскому дню 8 марта.
  2. Демонстрация детских костюмов в русском народном стиле, сшитых родителями. (см. Приложение 1, приложение 1.1)
  3. Организация выставки творческих работ и поделок  детей и родителей «Весёлый оркестр», выставка панно «Музыкальная семья».
  4. Создание картотек: сказок-шумелок, потешек, русских-народных инструментов, дидактических музыкальных игр, хороводных игр.
  5. Создание панно по теме проекта «Мы играем и поём, очень весело живём!»

Результаты реализации проекта.

Дети:

  •  познакомились с культурой русского народного быта.
  •  познакомились, научились узнавать по звучанию, извлекать звуки из музыкальных русских народных инструментов:   балалайки, трещотки, деревянных ложек, бубна, барабана, свистулек, дудочки.
  •  познакомились с русской народной игрушкой Петрушкой.
  •  опробовали нетрадиционные методы рисования: рисование на ткани, штампирование, в результате художественно-творческой деятельности театрально-музыкальный уголок украсился панно «Музыкальная семья».
  •  познакомились с потешками, хороводными, театрализованными играми.
  • научились озвучивать и обыгрывать потешки, сказки с помощью музыкальных инструментов, соотносить звучание музыкального инструмента с персонажами сказок и потешек.
  • речь детей обогатилась образными выражениями, активизировался словарь детей, более усовершенствовались навыки диалогической речи, её грамматический строй, речь стала более эмоционально выразительна.
  • дети стали активнее играть в домашнем и музыкальном уголках, стали более самостоятельными в игровой деятельности.
  • дети удачно раскрыли свои артистические способности перед родителями на утреннике с театрализацией разученной потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку».

Родители:

  • в совместной деятельности родителей и воспитателя в группе создан русский народный музыкальный уголок с мини куклами в русских костюмах, с музыкальными инструментами, театральный уголок обогатился куклами Би-ба-бо, масками различных персонажей потешек и сказок;
  • уголок ряжения обогатился детскими костюмами в русском народном стиле;
  • повысился интерес родителей к русской культуре, к интересам и занятиям детей.
  • укрепились детско-родительские отношения.
  • Результатом совместной творческой деятельности родителей и детей стала выставка самодельных музыкальных инструментов «Весёлый оркестр».
  •  

     Воспитатель:

  • Составлен сценарий праздника по мотивам русских народных традиций и реализован на утреннике, посвящённом Женскому дню 8 марта (см. Приложение 1, 1.1.)
  • созданы картотеки потешек, сказок-шумелок, русских народных музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, хороводных игр(см. Приложение к проекту).
  • руками воспитателя было создано панно на тему «Русские народные инструменты».

Проект способствовал развитию любознательности детей, развитию их творческих и музыкальных способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

   

Список литературы:

  1. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. / М.: Детство-Пресс, 2011
  2. «Русская изба (внутреннее убранство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстр. энц./ Авт.-сост.: Д.А.Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др.- СПб., 2004.
  3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. 2014 г. Изд. «Сфера»
  4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. «Детство-Пресс», 2004 г.
  5. Тихонова М.В. «Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» - СПб «Детство-Пресс», 2004 г.
  6. Грибовская А.А.Народное искусство и детское творчество. 2-е изд.- М.:Просвещение, 2006
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2008
  8. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Акцидент, 1997
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Ю.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2011
  10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.:АРКТИ, 2000
  11. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001
  12. Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр. М.: ВЛАДОС, 1999
  13. Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983
  14. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Издательство: Сфера 2009
  15. Художественное творчество и ребёнок. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., Педагогика, 1972, 286 с.
  16.  Н. Г. Кононова, Обучение дошкольников игре на детских    музыкальных инструментах,М.: Просвещение, 2015
  17.  Л.Малахова, Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, Изд. Феникс, 2008
  18. Л. Гавришева "Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми. ФГОС", ред.Кожина Н.С., изд. Изд. «Детство-Пресс», 2016
  19.   "Потешки и песенки с нотами для малышей. ФГОС"
    Бурак Елена, Полетаева Светлана, Редактор: Зонова Наталия,          Изд.: Питер, 2015 г.
  20.  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года).
  21. «Учимся по сказке» Т. Большева
  22.   К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.
  23.    К о м а р о в а Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года).
  24.   О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей».-М.: Гуманит. Из. Центр ВЛАДОС, 1997
  25.   С.И. Бекина «Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей). – М.: Просвещение, 1984г.
  26.    Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь». М.: «Просвещение, 1986г.
  27.  Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». _М.: «Просвещение,1986г.
  28.  Зацепина М.Б. музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ М.Б. Зацепина.-М.: Мозаика-Синтез, 2008
  29.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001  г           
  30.  Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

    Интернет ресурсы:

     http://www.maam.ru/

     http://ped-kopilka.ru/

     http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...

«Потягушеньки, порастушеньки» проект, направленный на приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому в...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Результаты мониторинга по приобщению детей к истокам русской народной культуры за _учебный год во второй младшей группе

Результаты мониторинга по приобщению детей к истокам русской народной культуры  за ___учебный год  во второй младшей группе...

Проект во II младшей группе №9 «Улыбка» «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры».

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей...