Деловая игра "Люби и знай свой край"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Зайцева Виктория Евгеньевна

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей «Люби и знай свой край»

Описание работы: Предлагаю вам деловую игру для воспитателей «Люби и знай свой край»

Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель
Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в Учреждении.
Задачи
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

Актуальность: 

Ведущий: 

    В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.

    В Конституции РФ  и в проекте «Национальной доктрины образования  РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

     Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому  воспитанию подрастающего поколения.

     Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на «высоко нравственного патриота своей Родины».

     В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

      На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».

     Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.


Атрибуты игры: Эмблемы команд, листы бумаги, ручки, фишки.

Правила игры: Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Не оспаривать оценку жюри.
Соблюдать культуру речи и тактичность.

Ход

Распределение по командам. Представление жюри, ведущего.
Команда  Умники

Команда Знатоки

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

     

Ведущий:     Разминка  Задания для обеих команд

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

1 Команда

Что такое воспитать патриота своей Родины?

Воспитать патриотов России – 
это значит…

(Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.)

2 команда

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. 

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Ведущий:

 - А сейчас слушаем  ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)

Ведущий:

- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию  многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное  направления.

Ведущий:

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаю словесную игру  «Какой он, наш город Оленегорск?»

Задание:

- Придумайте слова-признаки (прилагательные)  о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города

Например:

О –  оригинальный, образцовый…

Л – любимый, ласковый

Е – единственный…

Н – необыкновенный, новый…

Е – единственный…

Г – гордый

О – отличный,

Р– родной, радостный, развивающийся…

С– спортивный, солнечный, современный…

К – красивый, комфортный…

Ведущий- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры, с ознакомления с  городами и достопримечательностями Мурманской области.

Презентация Города Мурманской области

 Ведущий:

- С чего начинается Родина… С нашей малой Родины, с родного края, с истории Мурманска и области

1 команда

«География Мурманской области»

1.Самое большое озеро на Кольском полуострове. (Комсомольское, Пермус, Имандра, Кахозеро).

2.Какие моря омывают Кольский полуостров? (Белое, Баренцево).

2 команда

1.Горы, расположенные в Кировске? (Кандалакшские, Ловозерские, Кировские, Хибины).

2.Самая длинная река в Мурманской области? (Куренга, Кола, Поной, Нива).

Презентация  История Мурманска

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.  

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Ведущий:

  1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
  2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
  3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
  4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
  5. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)

Загадка:

 Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

 (Родник)

  1. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

2    Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

3    Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)

4    Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)

5     Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Загадка:

             

В неё льется, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

        (Река)

 Ответы команд

 Ведущий:

- С чего начинается Родина…  С любви к родной природе, с любви к живому.

Вопросы первой команде:

— самое удивительное явление природы, которое бывает только на севере? (северное сияние).

— из чего муравьи строят свой дом? (из сухих хвоинок и веток).

— Как отличить подберёзовик от подосиновика? (у подосиновика ножка на срезе синеет).

— Какой цветок на севере зацветает самый первый? (мать-и-мачеха).

Вопросы второй команде:

— Какая птица не ходит по земле? (воробей, он всегда прыгает).

— почему медведя называют медведем.

— как ещё называют северное сияние? (сполохи).

— самое глубокое озеро на Кольском полустрове? (Умб-озеро).

"Животные нашего края"

1. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать;

б) чтобы не перегреваться;

в) для торможения на поворотах

ответ б)- для того чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующего при обмене веществ.

2. Зачем звери зализывают раны?

а) от боли;

б) чтобы быстрее заживали;

в) с гигиенической целью

ответ- б) чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих

микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

3. У кого уши на ногах?

а) у бабочек и жуков;

б) у мух и комаров;

в) у кузнечиков и сверчков

ответ -в)  У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьёв, бабочек "уши" на усах, у саранчи - на животе. У волосатых гусениц "ушами" являются волоски.

4. Чем может быть полезен комар?

а) служит пищей рыбам и птицам;

б) опылением растений;

в) только вред.

ответ а)

Презентация Животный и растительный мир

Обеим командам

"Закончи пословицу"

В родном краю жизнь как (в раю).

Человек без родины, что птица без (гнезда)

Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду)

Кто умеет трудиться, тот умеет и (жить)

Доброе дело добром (оплачивается)

От злости стареешь, от доброты (молодеешь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай свой край родной"

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ.  ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...

"Люби и знай свой край"

Чувство патриотизма_ это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины.И прививать эти чувства необх...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «Люби и знай свой край» СТИХОТВОРЕНИЕ.

Мы на Севере живем и расскажем  вам друзья о нём!...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....