Проект "Тряпичная кукла" в подготовительной группе
проект (подготовительная группа) на тему

Григорьева Татьяна Энгельсовна, Нагаева Екатерина Александровна

Проект разработан с целью развивать интерес к тряпичной кукле у детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области

среднего профессионального образования

«Мурманский педагогический колледж»

(ГАОУ МО СПО «МПК»)

ПРОЕКТ

по профессиональному модулю

ПМ.04. Взаимодействие воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ

Тема: «Народная тряпичная кукла»

Нагаева Екатерина Александровна

Специальность 050710

Специальное дошкольное образование

Курс 4, группа Е

Форма обучения: очная


Оглавление

Введение        3

Этапы реализации проекта        4

План-график мероприятий реализации проекта        5

Оценка результатов и отчетность        6

Приложение        7


Введение

У современных детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле. Многие дети не знают истории возникновения тряпичной куклы. В развивающей среде отсутствует ознакомление с тряпичной куклой и ее изготовление. Проект призван вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа, через изготовление тряпичной народной куклы.

Цель: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Задачи:

  • Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы;
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т.д.;
  • Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, подвести к пониманию ее назначения.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный (1 нед.).

Методы проекта: беседы, выставки, опрос.

Формы работы: групповые, коллективные.

Ожидаемый результат: способствовать приобщению детей к народной культуре через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Проект реализовывался на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Мурманска детского сада комбинированного вида № 131 в подготовительной группе (6-7 лет).

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Обдумывание идеи проекта;
  • Составление планов конспектов занятий;
  • Подготовка материалов, литературы по теме проекта.
  1. Основной этап:
  • Беседа «Народная тряпичная кукла»;
  • Выставка мини-музея, буклеты «Народная тряпичная кукла в жизни ребенка»;
  • Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»;
  • Проведение игры-хоровода «У Маланьи бабушки»;
  • НОД по аппликации «Сестрица Аленушка»
  1. Заключительный этап:
  • Изготовление куклы «Колокольчик».


План-график мероприятий реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Участники проекта

I.

Подготовительный

Понедельник

Обдумывание идеи проекта; составление планов конспектов занятий; подготовка материалов, создание мини-музея «народная тряпичная кукла»,  литературы.

Воспитатель

II.

Основной

Вторник

Беседа по презентации «Народная тряпичная кукла»; выставка мини-музея в группе «Тряпичная кукла».

Воспитатель

Родители

Дети

Среда

Буклеты «Народная тряпичная кукла в жизни ребенка»; Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»;  Проведение игры-хоровода «У Маланьи бабушки».

Воспитатель

Дети

Четверг

НОД по аппликации «Сестрица Аленушка».

Воспитатель

Дети

III.

Итоговый (заключительный)

Пятница

Изготовление куклы «Колокольчик»

Воспитатель

Дети

Оценка результатов и отчетность: ознакомление с народной тряпичной куклой способствовало приобщению детей к народной культуре.


Приложение



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Беседа «Народная тряпичная кукла»

Цель: формирование у детей интереса к истории народной тряпичной куклы.

Задачи:

  • Знакомить детей с традициями русского народа;
  • Дать представление о разнообразии видов тряпичных кукол;
  • Развивать умение внимательно слушать новый незнакомый материал;
  • Воспитывать интерес к народной игрушке.

Оборудование: компьютер (презентация), мини-музей «Народная тряпичная кукла».

Участники: воспитатель, дети.

Ход:

Вводная часть:

Чтение стихотворения Галины Заславской «Стихотворение про куклу»

Есть иголка у меня, ножницы, наперсток,

Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пестрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое кукла?

Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, пластика и других материалов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о народной тряпичной кукле. Есть ли у вас дома тряпичные куклы?

Беседа по презентации «Народная тряпичная кукла»

1 слайд

«Народная тряпичная кукла».

2 слайд

Воспитатель: Кукла пришла к нам из древности, она являлась магическим предметом. В древние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

3 слайд

Изображение народных кукол (чучело масленицы, чучело огородное).

Воспитатель: Ребята, какие народные куклы вам знакомы?

Масленица – этой куклой провожают зиму, встречают весну.

Чучело огородное – отпугивает птиц и зверей от огорода.

4 слайд

Воспитатель: Существует народный обычай – дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду и творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

5 слайд

Воспитатель: Материалы для кукол брали разные: мох, бересту, прутья, тряпки, солому, золу и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считая, что так сохраняется родовая сила. Крест на груди куклы делали, чтобы отгонять злых духов, отсутствие креста означало – вселение духов.

Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки, сделанные своими руками?

6 слайд

Картинка с куклами.

Воспитатель: В каждом доме кукол было очень много. И дети начинали вертеть (делать) кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. По отношению детей с куклами судили о будущем семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме счастье, если небрежно и бросали где попало, то жди беды.

7 слайд

Кукла безлика

Воспитатель: Тряпичная кукла без лица – безлика. Лицо у всех кукол оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения злых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести здоровье и радость. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

8 слайд

Воспитатель: Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

9 слайд

Воспитатель: Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались по наследству, от бабушек внукам. Так куклы и техника их изготовления  сохранилась до наших дней.

10 слайд

Воспитатель: Куклы были разные. По значению их делили на три группы.

11 слайд

Пример картинок игровых кукол.

Воспитатель: Такие куклы служили развлечением для ребенка.

  • Кукла «Отдарок на подарок» (кукла вежливости);
  • Кукла «Зайчик на пальчик» (одна из первых игровых кукол ребенка);
  • Кукла «Столбушка» (кукла для беседы и игры);
  • Кукла «Утешница» (с помощью этой куклы утешали ребенка, и последние слезы с его лица вытирали юбкой куклы).

12 слайд

Пример картинок обрядовых кукол.

Воспитатель: У каждого народа есть свои обряды. Кукол использовали при проведении сезонных праздников, свадеб, рождении ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

  • Кукла «Вербница» (обозначает пробуждение природы весной, куст вербы);
  • Кукла «Пасха» (ее делают к празднику «пасха», символ развития и возрождения, можно выставлять вместе с куличами и крашеными яйцами, можно дарить друзьям и родным);
  • Кукла «Неразлучники. Парочка» (это свадебная кукла, ее дарили молодоженам, кукла хранилась всю жизнь, как оберег брака и семьи).

13 слайд

Пример картинок обереговых кукол.

Воспитатель: эти куклы призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.

  • Кукла «Колокольчик» (кукла добрых вестей; даря колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие вести, поддерживать хорошее настроение, прогонять тоску);
  • Кукла «Пеленашка» (куклу подкладывали к младенцу в колыбель, чтобы сбить с толку злых духов);
  • Кукла «Вепсская» (оберег женщин, помощница).

14 слайд

Пример картинок обереговых кукол.

Воспитатель:

  • Кукла «На здоровье» (кукла-целитель, помогает человеку справиться с болезнью);
  • Кукла «Берегиня» (охраняет и приносит благополучие дому: -Злых людей не пускает, а добрых – встречает);
  • Кукла «Лихоманка» (это злые демоны болезни в облике женщин-систер, представляются злыми девами. Их делали очень яркими. Они висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. В конце года их сжигали в печи и на новый год делали новых кукол).

15 слайд

Воспитатель: Русская народная поговорка гласит – «Кто в куклы не играет, тот счастия не знает!».



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вопросы к беседе с родителями «Как мы играем с детьми»

  1. Как вы выбираете игры и игрушки для своего ребенка (просто так, с определенной целью, ориентируясь на цену, производителя)?
  2. Как часто вы покупаете игрушки своему ребенку?
  3. Покупаете ли вы своему ребенку игрушки народных промыслов (дудочка, глиняная свистулька, матрешка)?
  4. В какие игрушки больше всего любит играть ваш ребенок?
  5. С кем он играет дома?
  6. Убирает ли ваш ребенок игрушки (сам, вместе с вами)?
  7. Играете ли с ребенком в подвижные и народные игры?
  8. Играет ли ваш ребенок в настольные игры? Какие (кубики, пазлы, лего)?


Предварительный просмотр:

Приложение 4

Игра – хоровод «Бабушка Маланья»

Цель: формирование творческой активности, находчивости, умения сосредоточиться.

Правила: выбирается ведущий, он должен встать в центр круга. Участники говорят слова и все движения повторяют за ведущим.

Участники: воспитатель, дети.

Ход:

Выбирается водящий, дети встают в круг, водящий в центр круга. Дети  движутся по кругу, держась за руки, говорят вместе с водящим такие слова:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Дети останавливаются и показывают движения:

Все без бровей (закрывают руками брови).

С такими глазами (делают большие глаза),

С такими ушами (растопырить ладони поднести к ушам),

С такими носами (раздуть ноздри),

С такими усами (показать усы растопыренными пальцами),

С такой головой (покачать головой),

С такой бородой (показать руками бороду).

Дети садятся на корточки и одной рукой подпирают подбородок и покачиваются:

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На него(нее) глядели,

Делали вот так (повторяют за водящим любое движение).



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по аппликации «Украсим наряд» геометрическими фигурами»

Цель:  познакомить детей с историей русского народного костюма.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
  • Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре;
  • Совершенствовать технику вырезания из бумаги сложенной вдвое, геометрические фигуры из бумаги сложенной «в гармошку», работы с ножницами.

Материалы:

Наглядный: книга русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», иллюстрации одежды, Аленушка (пример аппликации).

Раздаточный: нарисованный на А4 силуэт девушки в сорочке, цветная бумага, ножницы, заготовки из бумаги кокошников и сарафанов, клей, клеенка, салфетка, карандаши.

Ход:

Вводная часть:

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. А интересно ли вам, как жили наши предки в давние времена? Во что одевались? Какие праздники отмечали?

Основная часть:

 Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такие предки?

(это люди, которые жили раньше: бабушки, пробабушки и дедушки).

Какие народные праздники вы знаете?

  • Ярмарка – съезжаются торговые организации для оптовых продажи покупки товаров, сезонная распродажа;
  • Масленица – традиционный праздник, проводы зимы, встреча весны;
  • Рождество – один из главных христианских праздников, в честь рождения Христа;
  • Пасха – самый главный церковный праздник у христиан, он посвящен воскрешению Христа.

Воспитатель: Дети, где можно узнать, как жили наши предки?

(книги, музеи, фильмы).

Сейчас я прочитаю вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пока я буду вам читать, обратите внимание на одежду людей в книге.

Воспитатель: А вот и Аленушка (пример аппликации).

Воспитатель: В Древней Руси в основном шили одежду сами.

Повседневная (рабочая) женская одежда выглядела так: сарафан, платок и лапти (показываю иллюстрации одежды).

Повседневная мужская – так: рубаха, порты, кушак (им подвязывали рубаху), лапти (показываю иллюстрации одежды).

Как вы считаете, почему она называлась повседневная? (одежда, которую носят каждый день, свободная, в которой удобно работать).

Праздничная  одежда – так: сорочка, сарафан, кокошник и сапоги.

Как вы считаете, почему – праздничная? (ее одевали на праздники, одежда была украшена различными вышивками, бисером, драгоценностями и кокошник одевали на праздники).

Воспитатель: Ребята, Аленушка, просит нас помочь ей. Надо украсить сарафаны девушек к празднику. Поможем?

Аппликация «Украсим наряд» геометрическими фигурами»

Пальчиковая гимнастика (делаем 2 раза):

Клеить мы сейчас начнем.

(круговые движения кистями рук в кулаках)

Наши пальчики проснулись, потянулись,

(распрямляем кисти рук, вытягиваем пальчики)

Потянулись и встряхнулись.

(вытягиваем пальчики, встряхиваем руки)

По дорожке побежали, побежали.

(указательный и средний палец бежит по ладошке)

И устали, и устали.

(кладем кисть руки на ладошку и двигаем пальцами)

А теперь хотят опять с нами пальцы поиграть (сгибаем и разгибаем пальцы рук ритмично).

 Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, из чего состоит наряд Аленушки (пример аппликации).

(сарафан, сорочка, кокошник)

Воспитатель: надо одеть девушку и украсить ее наряд.

Объясняю и показываю как работать (напоминаю технику работы с ножницами, как правильно приклеивать):

  1. Берем сарафан, намазываем клеем и приклеиваем на девушку, начинаем с лямок сарафана.
  2. Берем кокошник, намазываем клеем и приклеиваем к голове девушки.
  3. Беру листок цветной бумаги, складываю его «гормошкой», со стороны сгиба карандашом рисую геометрические фигуры (треугольник и круг) и вырезаю по контуру.
  4. Выкладываю узор из геометрических фигур на сарафане и кокошнике, приклеиваю все детали.
  5. Рисую лицо девушке и волосы.

Воспитатель: Можете приступать к работе. Помогаю детям, если нужна помощь.

Заключительная часть:

Посмотрите, какие получились красивые наряды!

Что вы сегодня узнали?

Что мы делали?

Молодцы ребята! Все справились хорошо!



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Мастер-класс

на тему «Кукла-берегиня «Колокольчик»»

Цель: приобщение детей к русской культуре.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение работать с тканью и нитками: сворачивание, наматывание ниток для закрепления детали, завязывание узелков для закрепления нити;
  2. Развивать мелкую моторику, инициативу, самостоятельность;
  3. Развитие индивидуальных творческих способностей с помощью изготовления куклы-берегини «Колокольчик».

Участники: дети, воспитатель.

Материалы:

Три разноцветных лоскута ткани круглой формы (диаметром 22 см, 18 см, 16 см), лоскуток ткани треугольной формы (размером 20х6 см), лоскуток голубой ткани (размером 23х15 см), кусок ваты, нитки, образец куклы.

Ход:

Вводная часть:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами обратимся к нашему мини-музею русской народной куклы. У нас в мини-музее есть куклы-обереги, такие как «Пеленашка» (оберегает малыша от злых духов), «Вепсская» (оберег женщин, помощница), «На здоровье» (целительская кукла, задача: помочь человеку справиться с болезнью) и игровая кукла «Утешница» (с помощью этой куклы успокаивали (утешали) ребенка и последние слезы на лице ребенка вытирали юбочкой этой куклы).

Воспитатель: Тряпичные куклы защищали человека от злых сил, поддерживали хорошее настроение в доме, оберегали его от плохих вестей. Отсюда и название большинства тряпичных куколок – обереги, берегини. И сегодня мы с вами пополним наш музей еще одной тряпичной куколкой-берегиней. А называется она – «Колокольчик».

– Как вы думаете, почему она так называется?

Основная часть:

Пальчиковая гимнастика:

Это чья рубашка –

(сжимать и разжимать пальцы)

Белые горошины?

(показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась,

Шила для Алешеньки.

(делать движения напоминающие шитье иглой)

Это чей сарафрн

С белыми ромашками?

(сжимать и разжимать пальцы)

Бабушка старалась,

Шила для Наташеньки.

(делать движения напоминающие шитье иглой)

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно на ее наряд. Он состоит из трех юбочек, которые по форме своей напоминают колокольчики. Отсюда и название нашей куколки.

– Кукла «Колокольчик» - это оберег хорошего настроения. Она следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости.

Воспитатель: Нам понадобится: 3 кружочка разного размера из разноцветной ткани на юбки, прямоугольник голубой ткани для головы, кусок ваты, треугольник для косынки, нитки.

Пошаговый процесс изготовления куклы (показываю, делают дети и т. д.):

1. Начнем с изготовления головы для нашей куклы. Для этого возьмем большой круглый лоскуток ткани и положим его на стол перед собой  изнаночной стороной вверх. Возьмем кусочек ваты, скатаем из него шарик. Положим его на середину лоскутка.

2. Обтянем центром лоскутка вату и перевяжем ниткой под ватой. У нас получилась голова куклы и первая юбка.

3. Теперь возьмем средний лоскуток круглой формы и положим на стол  перед собой изнаночной стороной вверх. В него вложим то, что получилось в начале (голова – первая юбка), обтянем центром лоскутка голову и снова перевяжем ниткой. У нас получилась голова куклы и вторая юбка.

4. Возьмем маленький лоскуток круглой формы и положим на стол  перед собой изнаночной стороной вверх. Вложим полученное (голова – две юбки) и снова обтянем центром лоскутка голову и перевяжем ниткой. У нас получились голова и три юбки.

5. Теперь возьмем наш прямоугольный голубой лоскут ткани и положим в его середину голову с юбочками. Обтянем голову куклы и завяжем ниткой под головой.

6. Делаем руки. Для этого выравним свободные концы голубой ткани. Скручиваем один из свободных концов ткани, с краю отступаем место и перевязываем ниткой – получилась рука куклы (тоже самое повторяем с второй стороной).

7. На голову кукле повяжем косынку. Закрепляем косынку на голове.

8. Наша куколка готова.

Заключительная часть:

Какие вы молодцы! Все хорошо справились с работой!

Ребята, какую куклу мы сегодня делали?

Сколько юбок у куклы?

Что одето на голову куклы?


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

Слайд 2

В древности кукла являлась магическим предметом. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Слайд 3

Какие народные куклы вам знакомы?

Слайд 4

Существует народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

Слайд 5

Наиболее ранними куклами считаются зольная кукла и кукла “полено’’. Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, тряпки, солома и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

Слайд 6

Традиционная тряпичная кукла без лица. Лицо у всех кукол оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье и радость. Кукла без лица.

Слайд 7

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Слайд 8

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления сохранилась до наших дней. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!»- гласит русская народная поговорка

Слайд 9

Куклы были разные. Их можно разделить на три группы.

Слайд 10

Куклы игровые Девка-баба Зайчик на пальчик Отдарок на подарок

Слайд 11

Кукла "Столбушка" Кукла с косой

Слайд 12

Куклы обрядовые Масленица «домашняя» Кукла «Вербница»

Слайд 13

Куклы обереги Кукла «Берегиня» Кукла «Кубышка-травница»

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русской народной куклой (подготовительная группа)

Дети знакомятся с русскими народными промыслами и традициями.Научаться изготавливать простейшую куклу – скрутку....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Возьмемся за дело дружно, кукле помочь нам нужно» (бусы для куклы)

Цель: Создание социальной ситуации развития посредством художественно-творческой деятельности детейЗадачи: Создание условий для:- участия в ситуациях речевого общения;- вступления в диалог и участия в...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» (подготовительная группа).

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·...

План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]       [[{"type":"media"...

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....