Роль сказки в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бадмаева Соелма Сергеевна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Улюкчиканский детский сад»

Подготовила: Бадмаева Соёлма Сергеевна

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин.

Рассматривая  значение  различных  жанров  произведений  устного  народного  творчества  в  отдельности,  нельзя  не  раскрыть влияние  сказок  на  развитие  детей  дошкольного  возраста,  особенно  это  относится  к  нравственно – эстетическому  развитию.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

Сказка  вводит  ребенка  в  некоторые  воображаемые  обстоятельства  и  заставляет  пережить  вместе  с  героями  такие  чувства,  которые  оказывают  влияние  на  всю  его  последующую  жизнь.  Ребенок  с  самого  начала  сказки  встает  на  позицию  положительного  героя,  вместе  с  ним  решает  поставленные  задачи.  Все  это  возбуждает  творческую  активность  ребенка – дошкольника,  заставляет  делать  выводы,  которые  недоступны  для  него  в  других  обстоятельствах.  За  счет  того,  что  ребенок  входит  внутрь  изображаемых  обстоятельств,  мысленно  принимает  участие  в  действиях  героев,  переживает  их  радости  и  печали.   В  сказках  содержатся  правила  общения  людей  друг  с  другом,  правила  вежливого  обращения  друг  к  другу,   высказывания,  просьбы,  признаки   уважительного  отношения  к  старшим ( « поклонился  в  пояс »,  « ты  бы  меня  прежде  накормила,  напоила, в  бане  выпарила » ).

Сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берет верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили – были», а кончаются приговоркой: «Стали жить – поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму- разуму.

Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их, побеждать не только физической силой.

Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и д. р.), например: красна девица; ясный сокол; конь – волчья сыть; травяной мешок; встань передо мной как лист перед травой и т. п., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников. Усвоение подобных формул помогают ребенку самому творить, самому переделывать, а то и полностью создавать сказки.

У него формируется чувство меры и чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, выдающийся мыслитель И.А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовное состояние».

Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...

Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"

Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство...

Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Роль сказки  в нравственно-эстетическом дошкольников....

План по самообразованию воспитателя средней группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....