Выступление на семинаре практикуме для сотрудников ГБУ ГППЦ ДОгМ
статья

Шульгина Александра Владимировна

Для того что бы ребенок развивался спокойно, в своем темпе, в гармонии со взрослыми, а родители чувствовали свою уверенность и правильность в своих действиях, необходимо своевременно направить родителей. Грамотно выстроенная работа с ребенком, правильно подобранные формы работы, учитывающие особенности конкретной семьи и возможности каждого конкретного ребенка способствует формированию гармоничной, самостоятельной и крепкой ячейки общества, в которой ребенок будет полноценно развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx19.8 КБ
Файл formy_raboty_s_roditelyami3.pptx689.35 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование форм работы с родителями в современных условиях

Шульгина А.В., педагог- психолог ГБУ ГППЦ ДОгМ

После рождения малыша и пережив 1 год жизни ребенка, устав от каждодневной рутины мамы направляют свой взгляд на развивающие занятия для малышей. Но, даже приходя на занятия со своими детьми, родители не всегда справляются с эмоциями, усталостью, и не до конца понимают, какова их функция в тот или иной момент занятия, как сделать так, что бы ребенок самостоятельно выполнял поставленные педагогом задачи.

Часто родители, сами того не осознавая, создают ребенку искусственную задержку в развитии из-за особенностей воспитания или незнания закономерностей развития.

Существуют несколько подходов к воспитанию: родители с гипоопекой или гиперопекой. Первые часто относятся к детям не слишком требовательно, но могут перегрузить заданиями и занятиями, ругать за невыполнение всех указаний, не обращая внимания на усилия, которые ребенок приложил. Или же вообще позволяют детям расти и развиваться самостоятельно, без активного участия взрослого, так называемые «дети индиго». При таком формальном отношении к воспитанию, дети в действительности предоставлены сами себе. У них нет режима дня и определенной системности и последовательности в воспитании и обучении. Существует и другая крайность, когда родителями руководят непроработанные страхи,  и они непроизвольно мешают развитию ребенка своей гиперопекой. Одни родители при этом всего боятся, другие - все контролируют, тем самым не давая шанса ребенку по мере своего взросления самому принимать решения и совершать ошибки.

Для того, чтобы избежать ошибок в воспитании своих детей, некоторые родители обращаются за помощью к педагогам, которые могут грамотно простроить индивидуальную программу работы  как для ребенка, так и для семьи в целом, учитывая особенности их взаимодействия. В Московском Городском психолого-педагогическом центре существуют различные формы работы с семьей. Одной из таких эффективных форм является работа с детьми в рамках  комплексных коррекционно-развивающих  программ для детей раннего и дошкольного возрастов. В рамках реализации программы педагогами проводится работа, как с детьми, так и с их родителями.

Для детей раннего возраста занятия проходят совместно с родителями, в детско- родительской группе. Это одна из форм работы с семьей, когда взрослый обучается взаимодействию со своим ребенком непосредственно в ходе выполнения совместных заданий, игр и так далее. Педагоги рассказывают,  на что направлены те или иные игры, объясняют, что и как  должен делать родитель во время занятия. Роль родителя постепенно изменяется в ходе реализации программы. После того, как у малыша будут сформированы и закреплены определенные навыки, помощь взрослого уменьшается или убирается совсем, контроль взрослого за результатом сохраняется до тех пор, пока дети сами не научатся доводить начатое дело до определенного результата, находить и исправлять ошибки. Контролирующая функция родителя постепенно снижается и убирается. Важной остается оценочная функция взрослого. Оценка родителя важна для ребенка на протяжении всей жизни. В результате такой последовательной работы родителя в формировании навыков формируется полная самостоятельность ребенка в ходе выполнения заданий.

Важным является распределение ролей педагога и родителя на занятиях: так педагог демонстрирует приемы и методы обучения детей раннего возраста, которым родитель обучается при взаимодействии с собственным ребенком.  В то время, как педагог предъявляет план работы на занятии и задает тон, родитель регулирует деятельность своего ребенка (помогает выполнять задания в его темпе и напоминает речевую инструкцию педагога).

Также существуют другие эффективные формы работы с родителями без их непосредственного участия в коррекционно- развивающих занятиях.

Проводятся совместные детско-родительские тренинги направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, принятие своего ребенка с его психофизиологическими особенностями, сплочение семьи.

Для родителей с особенными детьми, испытывающими одинаковые трудности, создаются группы самопомощи. В таких группах легче переносить тяжесть сложившейся ситуации. Объединение людей с одинаковыми проблемами обеспечивает возможность общения, обменом опыта, развития чувства сопричастности.

Среди современных  форм работы с родителями можно назвать мастер-классы, семинары, а также лекции для родителей. Тематика лекций и семинаров определяется как педагогами, так и родителями. Не самое последнее место в нашей жизни занимает интернет источники. В современное время родитель получаем огромный поток информации из социальных сетей и разнообразных сайтов. Разобраться во всем этом потоке, найти актуальную  информацию, направить на проверенный источник важная задача педагога. Также существуют образовательные интернет платформы например - Московская электронная школа «МЭШ», это уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. Педагог может размещать там домашние задания для детей, делать общедоступным статьи или лекции для родителей.

Для того что бы ребенок развивался спокойно, в своем темпе, в гармонии со взрослыми, а родители чувствовали свою уверенность и правильность в своих действиях, необходимо своевременно направить родителей. Грамотно выстроенная работа с ребенком, правильно подобранные формы работы, учитывающие особенности конкретной семьи и возможности каждого конкретного ребенка способствует формированию гармоничной, самостоятельной и крепкой ячейки общества, в которой ребенок будет полноценно развиваться.

Литература:

  1. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. Просвещение. 2017г. 128с.
  2. Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В. Консультирование родителей в детском саду, Генезис, 2017г., 36с.
  3. Шитова Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. ФГОС ДО. Учитель. 2017г. 169с.
  4. Московская Электронная Школа www.mod-edu.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные формы работы с родителями в рамках реализации комплексных программ» Шульгина Александра Владимировна, педагог-психолог …. ГБУ Городской Психолого-Педагогической Центр ДОгМ

Слайд 2

Программы комплексной коррекции для детей раннего возраста:

Слайд 3

Программы комплексной коррекции для детей стреднего и дошкольного возраста:

Слайд 4

Форма работы с детьми и их родителями

Слайд 5

Изменение роли родителя в ходе занятий Выполнение ребёнком задания с помощью взрослого (руки взрослого делают работу руками ребёнка). Включение помощи родителя частично (в той части задания, которую ребёнок не может выполнить самостоятельно в силу психофизиологических особенностей). Регуляторная функция взрослого. Оценочная функция родителя. Полная самостоятельность ребёнка в ходе выполнения задания .

Слайд 6

Распределение ролей педагога и родителя Педагог Родитель Демонстрирует приёмы и методы обучения детей раннего возраста Предъявляет план работы на занятии и задаёт тон Осуществляет индивидуальный подход к каждому ребёнку, создаёт индивидуальный план работы, учитывающий психофизиологические особенности данного ребёнка Учится налаживать отношения со своим ребёнком, принимая его, понимая его и обучая его Регулирует деятельность своего ребёнка (помогает выполнять задания в его темпе и напоминает речевую инструкцию педагога) Обучается предъявляемым приёмам и методам взаимодействия с собственным ребёнком

Слайд 7

Примерная тематика мастер-классов и семинаров для родителей: Ставим цели обучения и оцениваем эффективность. По материалам методики « Портаж » Игровые рутины Методы разрешения конфликтов Становление продуктивных видов деятельности Пособие по развитию малыша своими руками. Как играть с пособиями Психологическая помощь семье будущего первоклассника

Слайд 8

Примерная тематика лекций для родителей: Как ужиться со своим ребенком? Черты характера. Как их распознать и как построить взаимодействие Особенности психофизического развития детей младенческого и раннего возраста Взаимодействие между членами семьи и его влияние на поведение и развитие ребенка Двигательное развитие 0-3 Речевое развитие от 0 до 3-х Сензитивные периоды развития Обзор программ раннего развития (Васильева, Монтессори , Вальдорфовская педагогика, Доман , Зайцев и т.п.) Как преодолеть кризис трех лет

Слайд 9

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Консультация для воспитателей «Книга в восприятии ребенка в раннем возрасте» (выступление на семинаре-практикуме)

Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одно из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Выступление на семинаре-практикуме "Методы исследовательской деятельности"

Раскрываются вопросы: методы НОД по исследовательской деятельности, структура НОД, самостоятельная деятельность детей, уголки по экспериментированию....

Выступление на семинаре - практикуме для воспитателей «Изучаем правила дорожного движения».

Цель:- повысить  уровень профессиональной компетентности педагогов;-  познакомить педагогов с  системой планирования  и формами организации образовательного процесса по изучению ПД...

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...