Трудовое воспитание дошкольника.
статья на тему

Кулькова Елена Алексеевна

Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.Основной задачей трудового воспитания в дошкольном возрасте является формирование положительного отношения к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnika.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 компенсирующего вида  Калининского района

 Санкт-Петербурга

Воспитатель - Кулькова Е.А

Трудовое  воспитание дошкольника

        Трудовая деятельность является очень важным средством развития личности дошкольника, становления его самостоятельности, осознания и понимания ценности труда в жизни современного человека. Значение труда дошкольника состоит в его воспитательном влиянии на ребенка, как указывал крупнейший отечественный психолог Б.Г. Ананьев, что именно простейшее самообслуживание обеспечивает развитие самостоятельности как стержневого личного качества.

        В дошкольном возрасте дети знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся доводить начатое дело до конца, оказывать помощь другим, взаимодействовать с партнерами, оценивать результат деятельности свой и других. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет огромное значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессии в жизни общества.

        Труд дошкольника своеобразен, его особенностью является  отсутствие значимости результата, имеющего материальную ценность, продукты детского труда имеют ценность для самого ребенка или группы детей.          Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Дети, часто выполняя трудовую задачу, переключаются на игру, но труд в отличие от игровой деятельности имеет ясно выраженный конечный результат. Труд дошкольника носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие структурных компонентов деятельности, они находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого.

        Становление элементарной трудовой деятельности дошкольника происходит в процессе взаимодействия с взрослым. Так, например, в младшем дошкольном возрасте  активизируем любознательность к трудовой деятельности взрослых, поощряем, эмоционально поддерживаем инициативу и самостоятельность, в самообслуживании. В среднем дошкольном возрасте взаимодействие и сотрудничество направленно на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде. Как и в младшем возрасте хвалим, ребенка за проявления инициативности, ответственности, активности, добросовестности выполнения трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечить опыт вхождения в естественные трудовые связи со сверстниками и взрослыми в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями данного возраста.  Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, полив растений), так и целостные виды труда (уборка группой комнаты, дежурство в уголке природы), постепенно развивать  умение осознанно принять задачу от взрослого по необходимости самостоятельно  отыскивать варианты решения, по необходимости попросить помощь, проявлять усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности.    

        Социализация  детей проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный вид деятельности и строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями  детей. Интегративный подход дает возможность  развивать  в единстве познавательную, эмоциональную и практическую  сферы личности ребенка. Данная работа организуется через следующие виды деятельности:

  • Совместная деятельность взрослого и детей: через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной.
  • Образовательную деятельность в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривания иллюстраций, чтение художественной литературы, а также игровой деятельности – сюжетно – ролевые игры, дидактические, настольно – печатные)
  • Самостоятельную деятельность детей
  • Взаимодействие с семьей

        Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. Основные задачи трудового воспитания:

  • Формировать трудовые навыки, культуру труда, совершенствовать их; умение пользоваться инвентарем, оборудованием, рационализировать труд; трудится в среднем темпе, не отвлекаться от работы.
  • Формировать трудовые взаимоотношения  между детьми и взрослыми, трудится в большом коллективе сообща, осознавать свою деятельность как часть общего дела, направленного на общий результат, старательно выполнять порученное дело, проявлять в труде доброжелательность, уважение к работе других.
  • Формировать обобщенные представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей. Воспитывать интерес и уважение к труду людей, к результатам их деятельности (бережное отношение к предметам и вещам.
  • Развивать умения оценивать общий труд, свою долю участия в нем труд других детей с позиции  достижения общего результата.
  • Развивать положительное отношение к физическому труду.

        Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовывать совместный труд, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

        Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В  процессе труда у детей укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Труд для детей должен быть посильным, но уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей, с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей дошкольного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.

    Дети 4-5 лет  примерно могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 5-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля  над состоянием здоровья дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать  внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное  для будущего строительства место.

Трудовое воспитание  немыслимо без активного ручного труда, когда ребенок занимается подготовкой материалов к работе,   подклеивает порвавшееся книжки, пособия для игр. Это воспитывает стремление поддерживать порядок в «своем хозяйстве». Педагогам необходимо включать ручной труд в разные формы организации детей, в поручения, коллективный труд, совместный труд детей и взрослых.

        Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, привлекать к сотрудничеству родителей.

        Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Используемая литература:

  •  Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПБ.: Питер, 2013
  • Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3 – 7 лет -   М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования. По ред.  Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез.2014.
  • Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. – СПБ.: ООО «Издательство» Детство – Пресс;2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...