«Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Дубоносова Наталья Анатольевна

 

       Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний".

      Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры Последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственное воспитание дошкольников.

    Отсутствие нравственных качеств - знак невоспитанности, неблагополучия детей. Именно поэтому ФГОС ДО ставит перед образовательными учреждениями задачу  обучать формированию культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

        Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Велико культурное наследие России. Люди вкладывали в свои творения труд, душу, мечты, радости, надежды. Терялось многое, но то, что сохранилось, что дошло до нас - открывает нам лик народа-творца. Одним из таких творений и являются былины.

       В своей работе мы используем былины в обработке И. В. Карнауховой - они близки детям, доступны их пониманию; а это способствует чувствам удовлетворения, радости, что дает эмоционально благоприятную для детей обстановку. Дети отвлекаются от обид, грустных мыслей. Все это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, ощущение радости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx66.34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МБДОУ №14 Г. ШАХТЁРСК.

Методическая разработка.

«Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

 

Выполнила:
                                              Дубоносова Наталья  Анатольевна.
                             Воспитатель МБДОУ№14
    г. Шахтёрск
               ул. Мира д24 кв24.
                    Телефон: 89241846024

Шахтёрск
2015

Содержание.

 Введение …………………………………………………………………..       3 - 4

                                                                                                             

 Глава 1 Конспекты образовательной деятельности по ФЦКМ, развитию литературной речи.  …………………………………………………                5 - 26

1.1. Конспект ООД в старшей группе.  Речевое развитие. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»…………………..                                  5 -9    

 1. 2.Конспект ООД в старшей группе. Познавательное развитие.
ФЦКМ.  «Русь богатырская»                                                                             10 - 20

1. 3.Конспект ООД в старшей группе.  Речевое развитие. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова. «Три богатыря»…………………………          21 -26

Выводы……………………………………………………………………..       27                                                                                                      

Список использованной литературы…………………………………….        28                                                  



Введение.

                                                                                 Чем дальше в будущее входим,

Тем  больше прошлым дорожим.

                                                                      И в прошлом красоту находим,

                                                                         Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

Актуальность.

       Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний".

      Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры Последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственное воспитание дошкольников.

    Отсутствие нравственных качеств - знак невоспитанности, неблагополучия детей. Именно поэтому ФГОС ДО ставит перед образовательными учреждениями задачу  обучать формированию культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

        Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Велико культурное наследие России. Люди вкладывали в свои творения труд, душу, мечты, радости, надежды. Терялось многое, но то, что сохранилось, что дошло до нас - открывает нам лик народа-творца. Одним из таких творений и являются былины.

       В своей работе мы используем былины в обработке И. В. Карнауховой - они близки детям, доступны их пониманию; а это способствует чувствам удовлетворения, радости, что дает эмоционально благоприятную для детей обстановку. Дети отвлекаются от обид, грустных мыслей. Все это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, ощущение радости.

Научная обоснованность методической разработки.

Моделируя и отлаживая технологию работы по формированию устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России, мы опиралась на энциклопедические источники историко-культурологического, этнографического содержания и достижения педагогической науки последних лет.

Целью ознакомления старших дошкольников с былинами является обес-печение нравственных и этических качеств - воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Глава.1. Конспекты образовательной деятельности по ФЦКМ, развитию литературной речи. 

 

  1. Конспект ООД в старшей группе.  Речевое развитие. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Интеграция областей: художественно- эстетическое, физическое, социально- коммуникативное, познавательное развитие.

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально - художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

 Программное содержание:

развивать интерес к русскому народному творчеству; развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг от взрослых; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Активизация словаря: 

обогатить словарь детей словами: пуд, межа, соха, дары.  

Предварительная работа:

 1.Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
         2. Чтение отрывков о былинных богатырях.

3. Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

4. Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».

Материалы и оборудование:

иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», макеты деревьев, камня; игрушка – Змей Горыныч, подушечки – камни, стрела, ноутбук для показа слайдов; клей, кисточки, салфетки.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Введение игрового момента.

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу, тогда присядьте и закройте глаза,  и  Ветер Перемен перенесет нас (звучит спокойная мелодия).

Ну, вот Ветер Перемен опустил нас в сказочный лес. Смотрите, камень какой –то?

          Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного узнаешь.

Воспитатель: Дети, куда же пойдем?  (Направо).

Воспитатель: А где правая сторона? Дети показывают правую сторону.

Воспитатель: Ну, что же, в путь!

Воспитатель: Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камни и оглядимся вокруг.

- Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу:

1. Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А (Соловей – Разбойник).

2. И –за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем.

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву. (Змей Огненный) .

- Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья – Разбойника? (Богатырь). А каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение.

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину) .

- Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка».

2. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

1. Кто главный герой сказки?

2. Кто украл принцессу?

3. Какое животное помогало принцессе?

4. Кто сильнее змея?

5. Что делал Никита Кожемяка, когда к нему пришел царь за помощью?

6. Почему рассердился Никита?

7. Кто еще просил о помощи главного героя?

8. Можем ли мы назвать Никиту Кожемяку богатырем? Почему?

9. Что делили Змей и Никита?

10. Как победил Никита Змея? Что он с ним сделал?

3. Динамическая пауза.

Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Дружно встали – раз, два, три,

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из - под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Влетает стрела со свитком. В нем просьба о помощи Ильи Муромца.

4. Коллективная аппликация «Соберем богатыря в дорогу».

Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться

нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?

(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами) .

Дети выполняют задание.

5. Рефлексия.

- Какую русскую народную сказку мы читали?

- Что вы узнали о Никите Кожемяке?

Кого мы собирали в дорогу? Интересно было вам в сказочном русском лесу? А теперь настала пора возвращаться нам к себе в группу. Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. Я предлагаю вам присесть и закрыть глаза и Ветер Перемен перенесет нас обратно.

1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие, в отличии от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.

3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельско хозяйственных культур.

4. Пуд – русская мера веса, равная 16, 3 киллограмма.

  1. Конспект ООД в старшей группе. Познавательное развитие. ФЦКМ.  «Русь богатырская"

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Программное содержание:  формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;  помочь детям воспринять образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу; обобщить знания детей о былинном творчестве русского народа;  воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок; оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче; познакомить детей с оружием богатырей.
          
Активизация словаря:
    Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,  топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
          Предварительная работа:
 Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Рисование на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
            Материалы и оборудование:

 Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент.
    Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Оказывается,  в разных странах  по – разному здороваются. Хотите узнать как?  Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку значит приветствовать, а не сломать пальцы.

Давайте с вами поприветствуем друг друга по – разному как вам запомнилось. А я тоже пройду по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов в нашем путешествии.

  1. Слайд-шоу «Россия»

Воспитатель:  Ребята,  в какой стране мы с вами живем? Много  чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.
А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
А как называлась наша страна раньше? (Русь).  (Слайд Древняя Русь). Кто защищал землю русскую? (Богатыри). 
Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой. 
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотри,  кто изображен на картине?  (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? ( Богатыри - это люди,  которые защищали нашу Родину от врагов).

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
        Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? ( «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», и т.д.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем).

  1. Дорожка с препятствием.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу).

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

         Пойдёшь направо
        Деньги и слава,
        Пойдёшь налево
        Друзей потеряешь и будешь не смелым.
        Двинешься прямо -
        Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу? ( Дорогу, которая идет прямо).

Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними дуб с листьями.

Воспитатель: Кто знаете, что это за дерево?  Ребята, а вы не догадываетесь,  почему именно на нашем пути стоит дуб? Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Давайте мы сорвём листик и посмотрим, что нас ждет впереди.

Срываем листик и читаем задание (звучит музыка)

Задание 1.

Для начала разомнитесь,
         По верёвочке пройдитесь,
         Со ступать с неё нельзя
         Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Воспитатель: Молодцы с первым заданием справились.
Срывают второй лист и читают следующее задание.

Задание 2.

Вот преграда на пути
         Её так просто не пройти.
         Надо быстро вспоминать,
         И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

1.Смелость силе воевода.
2.Тот герой кто за Родину горой.
3.Кто смел тот на коня сел.
4.За край свой насмерть стой.
5.Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
6.Сам погибай, а товарища выручай.
7.С родной земли умри, не сходи.
8. Жить - Родине служить.
9.Счастье - Родины дороже жизни.
10.Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
11.Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель: Второе задание вы выполнили блестяще. Давайте посмотрим , что нам нужно сделать дальше

Задание 3.

Вот и речка на пути
         Не проехать, не пройти
        Соловей - разбойник злой
        Мост сломал здесь над рекой.

Игра. «Пройди и не замочи ноги».
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Воспитатель: Молодцы! И здесь вам нет равных. Давайте прочитаем следующее задание.

 Задание 4.

Здесь преграда, здесь Кощей
         Ест он много-много щей
        Чтобы дальше вам пройти
        Нужно доказать, что вы богатыри.

Динамическая пауза. «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:
                                          (Показывают силача)

Он силён, он здоров,
         Он из лука стрелял,
                                         (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,
         На границе стоял,
         Зорко - зорко наблюдал,
         Подрастём, мы и, смотри,
                                            (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Вот и последнее задание .
          Задание 5

Все преграды покорились
        Дальше в путь вы все пустились
        Но, увы, не тут - то было,
        Вихрем всё вдруг закружило!
        Змей Горыныч трехголовый
       Повстречался на пути,
       Тут спасенья не ищи!
       Но ребята не зевай
       И оружие скорее выбирай!
Дидактическая игра. « Оружие богатырей и оружия современных воинов». (Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

  1. Встреча с богатырями.

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик – гусляр (под музыку).

Воспитатель: Кто ты?

Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель: А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

         Богатырь, силён как вольный ветер,
        Могуч как ураган.
        Он защищает землю
        От злобных басурман!
       Он силой доброю богат
       Он защищает стольный град.
      Спасает бедных и детей
       И стариков и матерей!

Воспитатель: Вот кто такие богатыри.

Гусляр: Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьиному,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.

Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Кланяются друг другу.

 А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

 Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх). 
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (
наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (
развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (
руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (
медленно поднимают сцепленные руки вверх
На ветру ты, дубок, скрипуч. (
покачивание руками
Дай мне силы, отваги, добра, (
правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, знаете какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам?

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.  Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительным.

  1. Конспект ООД в старшей группе.  Речевое развитие. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова. «Три богатыря».

Интеграция областей: художественно - эстетическое, физическое, социально -  коммуникативное, познавательное развитие.

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально - художественная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

 Программное содержание:

Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря;  обогащать словарь (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава); учить подбирать слова близкие по значению.;  узнавать значение новых слов.

 Развивать связную  речь, мышление , речевой  слух, общую  моторику (координация речи с движениями); Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;  Воспитывать патриотические  чувств, уважение  к защитникам отечества, интереса к изобразительному творчеству.

Оборудование. Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему; просмотр мультфильмов; чтение книги «Былины» в обработке А. Н. Нечаева; рассматривание иллюстраций к сказкам; разучивание стихотворения «Богатыри»; прослушивание фрагмента «Богатырской симфонии» А. Бородина , произведений П. И. Чайковского ; русские народные мелодии, «Моя Россия» К. Калкера.

  1.  Организационный момент.

Под музыку «Моя Россия» К. Калкера дети входят в группу и становятся полукругом. Воспитатель становится в центре.

Дидактическая игра « Подбери слово» (подбор слов близких по значению).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина. ( Большая, огромная, красивая, богатая).

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. И даже тогда на Русь нападали враги. Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена? (Богатыри).

Воспитатель: Правильно. О богатырях мы с вами сегодня и поговорим.

  1. Рассматривание картины.

 Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»

Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину.

Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.

Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он сильный и могучий. Славный богатырь. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли. Рыжий конь Алеши: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Игровое упражнение: «Кто больше слов скажет? »

Воспитатель: Кто такие богатыри? ( Воины, борцы, защитники).

Воспитатель: А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие).

Воспитатель: А что они делали? ( Защищали, охраняли Русь).

Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях? ( Из былин, русских народных сказок, поэм).

Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Было).

Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.

 Динамическая пауза:  «Богатыри».

 Воспитатель: А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?

Богатырь - вот он каков: Показывают силача

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, Имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх

Станем, как богатыри!

 Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!» речевого слуха.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

1.«Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут». Кольчуга.

Воспитатель: Правильно. А как вы догадались? (Кольчуга сделана из колечек).

2.«Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом». (Шлем)

3.«Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же…».(Меч)

4.«Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький..». (Щит)

  1.  Составление небольшого рассказа по картине.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём: Кто это? (Это богатырь Илья Муромец).

Воспитатель: Какой он? ( Он сильный, храбрый, смелый).

Воспитатель: Какие у него доспехи? ( У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем).

Воспитатель: Какой у него конь? (У него черный большой конь).

Воспитатель: Как он вооружён? (В руках у него копье и булава).

Воспитатель: Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей).

Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём? (Ответы детей).

Воспитатель: Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?

В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Вспомните, как называется картина? Кто её написал? Кто из богатырей вам больше нравится

Сценарий утренника в старшей группе на 23 февраля.

Тема: «Как богатыри Кощея Бессмертного победили». 

Цель: формирование положительных эмоций, вызвать чувство радости от участия в празднике.

Задачи: привлечение интереса к истории; формирование сознания необходимости защищать Отечество.

Развивать в детях желание быть смелыми, сильными, ловкими, активными, готовыми к защите Отечества.

 Воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к защитникам Родины.

Действующие лица:  Ведущий.
Царь Горох.
Баба Яга.(взрослые).
Кикимора.
Кот Баюн.
Богатыри —7 мальчиков.
Дочь царя Гороха — девочка. 

Ход утренника:
Все дети одеты в русские национальные костюмы.
Музыкальная заставка — звучит музыка М. И. Глинки «Славься!». Дети входят в зал, садятся. Звучит фонограмма песни «Богатырская сила». (группа Стаса Намина). 
Ведущий. Сегодня, ребята, мы собрались в этом зале, чтобы вместе со всей страной отметить день защитника Отечества.
Дети говорят слова:

1. В феврале завьюжном зимнем день особый, важный есть – 
Всем защитникам России воздаём хвалу и честь!

2. Защитников Отечества любит весь народ!
Защитникам Отечества – слава и почёт!

3. Сколько сильных и отважных сыновей Отчизны
Охраняют землю нашу ради мирной жизни!

4. Родная армия сильна, в боях непобедима,
На страже Родины она стоит несокрушимо!
Музыкальный фон:  минусовка русской народной песни «Вижу чудное приволье». 
Ведущий:  «Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия... Много есть на свете кроме России других государств и земель, но одна у человека родная мать — одна и Родина».
1. Танец девочек 

«Во все времена русские люди любили свою Родину и храбро защищали её от врагов... да... Русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. 
А случилось это давным-давно, ещё при царе Горохе... 
Жили русские люди 
При царе Горохе 
Ни хорошо, ни плохо. 
до седьмого пота трудились, 
А в праздники пели да веселились. 

2. Русская народная игра «Плетень» или «Гори, гори ясно». 

Ведущий. Так бы всё и продолжалось, если бы не пришла на русскую землю большая беда... 

Звучит музыка из симфонической фантазии М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». 

Ведущий: Напал на неё Кощей Бессмертный. Пожёг деревни и сёла, порушил города. А у царя Гороха похитил единственную дочь, унёс её в своё Тридевятое царство и заточил в замке в самую высокую башню. А охранял башню пятиголовый дракон. 
День горевал царь Горох, два горевал, а на третий день созвал он во дворец богатырей... 
Открывается занавес. На тропе сидит царь Горох. Звучит песня «Богатырская сила». Входят мальчики — богатыри, выстраиваются у боковой стены. 

Царь Горох: Ой, вы, добрые молодцы! Сослужите вы мне службу. Защитите землю русскую от злого Кощея, дочь мою единственную освободите. 

Богатыри (по очереди). 

Славу защитников не посрамим!
Царь, мы на помощь тебе поспешим
Со старых времён, века за веками,
Отечество славится богатырями.
И в двадцать первом веке тоже 
Мы на защиту встать дружно сможем!

— Родина любимая, что мать Родимая. 
— Жить — Родине служить. 
— За народное дело бейся смело. 
— Смелость города берёт. 
— Если дружба велика, будет Родина крепка. 
— для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. 
— Родина — мать, умей за неё постоять.

3. Звучит песня «Богатырская сила».

 Мальчики, выполняют движения с мечами и щитами занимают места команд. Занавес закрывается. 

Ведущий. Вот и отправились богатыри в путь - дорогу искать Кощеево царство —государство. День идут, два идут, а на третий день пришли они на топкое болото. 

Звучит музыка А. Лядова «Кикимора». Занавес открывается. Появляется Кикимора

Кикимора. А это ещё кто на моё болото пожаловал? Сейчас всех в лягушек превращу. Будете до конца дней своих квакать на болоте, меня веселить. 

Богатыри (по очереди). 
Мы — русские богатыри. 
Мы ищем дорогу в Тридевятое царство Тридесятое государство к Кощею Бессмертному. 
Надо нам дочь царя Гороха освободить. 

Кикимора. А вы повеселите меня сначала, тогда помогу через болото перебраться. А то скучно мне здесь одной. 

4. Богатыри исполняют частушки (по очереди 2 команды).
Дети исполняют на музыкальных инструментах «Камаринскую». Кикимора пляшет.

Кикимора. Вот спасибо! Потешили вы меня! Идите по болоту вот по этим кочкам (даёт богатырям дощечки).

 
5. Богатыри «переходят» через «болото». 

Кикимора. А ещё дарю вам этого лягушонка (игрушка), куда он поскачет, туда вы за ним  и идите.(занавес закрывается).

Ведущий. И пошли богатыри дальше. Один день идут, два идут, а на третий день забрели они в чащу лесную. 

Занавес открывается. На сцене избушка на курьих ножках, в ней сидит Баба Яга. 

Ведущий. Ой, смотрите-ка, избушка,
А в избушке той старушка.
Эй, избушка, не ленись
Передом к нам повернись.

Б.Яга (в избушке).  Отвернись от них, изба!
Видишь, здесь хозяйка я!

Ведущий. Эй, избушка, не ленись,
Передом к нам повернись. (баба Яга выходит из избушки).
Б.Яга Опять в лесу покоя нету!
Вас что, не учат ЭТИКЕТУ?
Ох, как много здесь ребят
Все они шумят, голдят.
Прежде чем в окно кричать,
Нужно здравствуйте сказать

Богатырь. Здравствуй, Бабушка Яга, 
Как здоровье, как нога?

Баба Яга. Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Сто лет русского духа видом не видела, слыхом не слыхивала, а тут русский дух сам пожаловал. Кто же вы такие, голубчики, будете? Откуда и куда путь держите? 

Богатыри. А ты, бабушка, сначала нас накорми— напои, а потом и спрашивай.

Баба Яга. Сейчас я вас, милочки мои, картошечкой накормлю. Вот только помогите мне чугунок картошкой наполнить.

6. Богатыри по очереди бросают картошку в чугунок. 

Богатыри (по очереди). 
Ищем мы, бабушка, царство Кощея Бессмертного. 

 Надо нам дочь царя Гороха освободить. 

Баба Яга. Знаю я, где смерть Кощея. Она на конце иглы, 
а игла — в яйце, 
а яйцо — в утке, 
а утка — в ларце, 
а ларец — в мешке, 
а мешок — на высоком дереве, 
а охраняет то дерево Кот Баюн. 

Только Кот Баюн никогда не спит, а сам всех сказками усыпляет. Дам я вам коней волшебных. Все они — красавцы быстроногие. Да необъезженные они. Кто из вас сумеет сесть на этого коня, тому он и достанется. 

7. Богатыри должны «оседлать» коня. Две команды – эстафета на конях.

Ведущий. Попрощались богатыри с Бабой Ягой, сели на коней и в путь-дорогу отправились. Занавес закрывается. 

Ведущий. Долго ли, коротко ли ехали богатыри, а добрались они до огромного дерева. На самой верхушке дерева мешок висит, а под деревом Кот Баюн сидит.  Занавес открывается. 

Ведущий. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Кот Баюн. А ну-ка, послушайте мои загадки и отгадайте. А если не отгадаете, заснёте вечным сном. 

8. Загадывает богатырям загадки

Ведущий (детям) Давайте все вместе споём коту колыбельную, может, он и заснёт?! 

9. Дети поют колыбельную «Котя, котенька-коток» или «Баю-баюшки-баю». 
Кот Баюн «засыпает» под деревом. 
10. Эстафета: «За иглой» - бежим и приносим по одной вещи из сундука, по порядку – 1 – открывает сундук, 2 – берет зайца, 3 – утку, 4 – яйцо, 5 – иглу – ломаем. Чья команда быстрее.

Звучит музыка М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе». 

Ведущий. Вот и пришла смерть Кощеева. А теперь надо вам царевну из башни освободить. Замок Кощея Бессмертного со всех сторон окружён глубоким рвом, заполненным водой. А пройти к нему можно только по узенькому мостику. 

11. Богатыри «идут по мостику» (верёвка, лежащая на полу или скамейка). 

Ведущий. А вот и огромный пятиголовый дракон, охраняющий башню (головы дракона — воздушные шарики). 

12. Эстафета: Богатыри добегают до «головы дракона» и лопают по одному шару. Последний из богатырей «выводит» царевну из башни.  Занавес закрывается.

13. « Красный сарафан» - игра «ручеек».

Ведущий. И отправились они все вместе в обратный путь.  Долго ли, коротко ли они добирались,  до дворца царя Гороха.  Занавес открывается.

Царь Горох сидит на троне. 
Царь Горох: Что ж, ребятушки, спасибо, храбрые богатыри!,
Моё царство, мою дочку от Кощея спасли вы!
А когда вы подрастёте, защищать страну начнёте,
Вот тогда «спасибо» скажет вся Россия!

Ведущий. Очень обрадовался царь Горох возвращению своей единственной дочери и на радостях устроил пир на весь мир. А богатыри были самыми почётными гостями на этом пиру.

Выводы. 

Целью образовательной деятельности по ФЦКМ, развитию литературной речи по  является обеспечение нравственных и этических качеств: воспитывать любовь к родной земле, ее истории, чувство гордости за ее героев на основе текстов былин и сказок, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

         В результате проведённой работы с детьми поставленная перед нами цель и поставленные задачи были выполнены.

Дети стали ориентироваться в содержаниях знакомых былин, называют героев и оценивают их поступки, готовы слушать рассказы о богатырях, сказителях, писателях, которые для нас собирали былины в далеких деревнях Севера. Делятся своими впечатлениями дома, со сверстниками.

В поведении детей  появилась любознательность, доброжелательность, уравновешенность, стали более терпимыми по отношению друг к другу, к родителям и воспитателям.

Малые фольклорные жанры стали постоянными спутниками детей. Они с удовольствием пользуются ими в играх и в общении со сверстниками.

Воспитанники охотно играют в дидактические и настольно - печатные игры историкокульторологического и этнографического содержания, например:  "Русские былины", "Собери богатыря в дорогу".

       В ролевых играх появились новые сюжеты: игра в "Илью Муромца и Соловья разбойника", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч".

      Ребята стали сами передавать увиденное и услышанное в поделках, создавая рисунки, аппликации, работая с разными материалам.

     Творческие работы "Три богатыря охраняют русскую землю", "Путешествуем по русским былинам" продемонстрировали уровень эмоционального воздействия на внутренний мир каждого ребёнка.

 

Список использованной литературы.
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
2. Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
3. «Всемирная история в лицах» (раннее средневековье), В. Бубромеев, Москва "Олма-пресс.", 1999.
4. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5 - 6 лет. М. 2012.
5. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. М., 2013.
6. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000. 7.Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ., 2000.
7. «История» - справочник дошкольника, С.В. Новиков, филологическое общество "Слово" НСТ, Москва, 1998.
8. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей/ Авт. – сост.:Ю. Е Антонов, Л.В.Левина, О. В. Розова. М., 2003.
8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979.
9.Лапатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. М., 2008.
10. Маханева М. Д., Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб. – метод. Пособие. СПб., 1998.
11.  «Почемучка», А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.
12. «Пословицы русского народа», В. Даль, Москва, 1984
13.«Русское народное поэтическое творчество», Ю.Г. Круглов, Москва "Высшая школа", 1986.
14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988
15.  Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.  
http://pedagog.eparhia.ru/.

16."Энциклопедия дошкольников", С.В. Новиков, Москва, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству.

Консультация для родителей по преобщению детей к устному народному творчеству(для чего это нужно)....

Методическая разработка. «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

     Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять р...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

Развитие связной и образной речи у детей старшего дошкольного возраста через устное народное творчество (отчёт о проделанной работе)

Благодаря речи, ребёнок развивается всесторонне, потому что она является основным средством общения. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развити...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...