План Познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Абраменкова Ирина Викторовна

Планирование на год для детей 4-5 лет. Наблюдения, исследования, экспериментирование, познавательная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

Месяц

Наблюдения

Экспериментирование, исследования (*)

Проектная деятельность, решение проблемных ситуаций.

Сентябрь

Наблюдения  за деревьями и кустарниками.

Наблюдение за погодой. Наблюдение за  комнатными растениями.

Растения цветника. Труд взрослых. Ознакомление с трудом плотника, загадки  об инструментах.

Домашние животные.

 (*)Тема: «Человек. Звук и слух»

Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Тема «Человек. Звук и слух»

Беседа- игра: «Почему все звучит?»

Игра: «У кого какие детки?»

Опыт: «Какая бывает земля?»

--------------------------------

Беседа «Детский сад».

Экскурсия в музыкальный кабинет.

Ознакомление с трудом плотника, инструментами.

Загадки об инструментах.

Игровая ситуация «Печем хлеб».

Отгадывание загадок об овощах и фруктах, грибах.

Опыты: что любят растения? Где живут зернышки? Игра: с какого дерева листок?

Игровые упражнения:

«Найди отличия», «Сравни ленты»,

«Поможем Винни-Пуху разложить картинки»,

«Домики».

Октябрь

 Растения в природе  и комнатные растения ,их питание.

Что растет – фрукты, ягоды, грибы.

Ядовитые растения.

Опасные предметы вокруг нас.

Наблюдения за работой мастера по зданию.

Перелетные птицы.

Одежда людей.

Долгота дня.

Наблюдение за листопадом.

Осеннее убранство растений.

Наблюдение за дождем и лужами, ветром, небом и облаками.

(*)Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Занятие: «Волшебная водица»

Опыт: «Делаем мыльные пузыри»

Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи.

Тема: «Вещество. Камни»

Занятие: «Домики для камешков»

Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»

Опыт: «Где вода?»

-----------------------------

Игровая ситуация «Необыкновенный зоопарк».

Игра «Составь портрет своей семьи».

Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Игра «Приходите в гости».

Составление моделей строения растений и животных.

Игры  с сосудами и флаконами «Подбери крышку».

Чьи инструменты,?

Игра «Кто что делает?»

Игровое упражнение «Неразбериха».

Игра «Кто где работает?»

Игровые ситуации:

«Найди домик»,

«Угости»,

«Поможем Буратине посчитать»,

«Разложи по образцу»,

«Найди пару»,

«Наоборот».

Игра «Научи нас, светофор».

Ноябрь

Профессии и инструменты.

Мой город , улица.

Приметы осени.

Экскурсии по кабинетам дошкольного  отделения- медицинский, прачечная…

Домашние  дикие животные , их детеныши.

Сезонные изменения в природе. Погода, небо, птицы, растения…

Осенний тру людей.

Фигуры и формы вокруг нас.

Мир книг.

Подарки  зимы.

(*)Тема: «Измерение. Вес»

Занятие: «Зачем нужны весы?»

Тема: «Вещество. Бумага»

Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»

Опыт: «Волшебное сито»

Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»

-----------------------------

Рассматривание картинок и комнатных растений. Беседа о пользе комнатных растений.

Изучение аквариума.

Игровое упражнение «Сосчитай, сложи в коробки».

«Летает – не летает».

«Живое – не живое».

Посадка лука и фасоли.

Большое и маленькое.

Что из чего? (Целое и части.).

«Летят снежинки белые.»

Дидактическая игра «Что нужно для ремонта?»

Игра «Кто что любит».

Игровые упражнения:

«Не ошибись»,

«Сосчитай»,

«Когда это бывает?»

Декабрь

Наблюдения за транспортом.

Снегоуборочные машины.

Зимние дороги, почва…

Неживая природа зимой, зимнее явление. Наблюдение за небом и солнцем.

Зимующие птицы.

Комнатные растения зимой.

Зима в лесу (по картинкам).

Размер, цвет, форма.

Вода- снег – лед.

Наша одежда и  здоровье.

Русская природа.

Домашние животные и уход за ними зимой.

(*)Тема: «Вещество. Резина»

Занятие: «На чем полетят человечки?»

Тема: «Вещество. Дерево и его свойства»

Занятие: «Почему дерево плавает?»

Беседа: «Приключение карандаша».

-----------------------------

Игра «чудесный мешочек».

Изучение зимних видов спорта.

«На чем  покатаемся?»

Части. Половинки.

Уход за комнатными растениями, условия их роста.

Что из чего сделано (материалы).

« Цвет вокруг».

Игровые упражнения:

«найди пару»,

«Поставь также»,

«Что лишнее?»,

« Разложи картинки»,

«Разложи по домикам»,

«Игрушки для мишки».

Январь

Зима в природе. Живая . неживая природа, рукотворный мир. Дикие звери и птицы зимой.

Мороз и оттепель. Снег и лед.

Зимний день, утро, вечер,зимнее небо, долгота дня , части суток.

Следы на снегу.

Многозначные слова.

Звук вокруг.

Что на что похоже.

Что есть в детском саду. Труд людей в саду.

Работа лесничего.

(*)Тема: «Свет и цвет»

Занятие: «Разноцветные шарики»

Занятие: «Свет вокруг нас»

Опыты: «Волшебный луч», «Тень»

Опыт: «Что отражается в зеркале?»

Тема: «Вещество. Жидкость. Вода и ее свойства»

Опыт: «Изготовление цветных льдинок».

---------------------------

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Эксперименты – «лед и вода», «Откуда берутся снежинки».

Отгадывание загадок о характерных признаках предметов.

Зимние узоры на окнах.

Игра  «Найди ключ (ручку …) « (Многозначные  слова.)

Игровые упражнения:

«Когда это бывает?»,

«Отгадай»,

«Строим дорожки».

Февраль

Внешний вид и строение человека.

Наше здоровье.

Вредное и полезное.

Ниши эмоции, настроение, поведение.

Часть , целое.

Цвет, форма , размер.

Цвета спектра.

Наше дыхание.

Голоса и звуки.

Дела и действия, движения.

Признаки предметов.

Место вещей, предметов.

Февральские явления природы – оттепель и мороз, метель и вьюга…

Повадки птиц.

Наблюдение за снегоуборочными машинами и дворниками.

Военные профессии  и т.п. (по картинкаи).

Наши папы (дяди,  дедушки).  

Деревья в серебре.

(*)Тема: «Твердое тело. Материалы»

Занятие «В мире стекла»

Тема: «Твердое тело. Материалы»

Занятие: «В мире пластмассы»

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Опыт: «Взаимодействие воды и снега».

-----------------------------

Игры и конструирование на армейскую тематику.

Игровая ситуация «Зарядка».

Беседа о костюмах богатырей, рыцарей, военных и т.п.

Дидактическая игра «Собери рыцаря в дорогу».

Предметы вокруг.

«Что кому нужно, для чего».

«Чей, чья, Чье?»

«Узнай по голосу».

«Какое, какая, какие ?»

«Чей домик ?»

«Что, куда ?»

Март

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?» (*)

Наблюдение за черепахой. (*)

-------------------------

Наши мамы (тети, бабушки).

Одежда людей.

Природа просыпается.

Неживая природа, явления природы.

Весна в лесу. (По картинкам.)

Фигуры и формы вокруг.

Части и целое.

Вода – снег – лед.

Безопасность дома и на улице.

Профессии. ( Условно женские.)

Голоса и звуки.

Звуки весны.

Настроение и эмоции в будни и праздники.

Признаки предметов – что какое, к чему, из чего.

Мебель. Игрушки. Посуда. Что для чего?

Профессии, связанные с транспортом.

Температура воздуха и воды.

Ветер, сила и направление.

Погода, описание погоды.

Вечер. Долгота дня.

Запахи.

Магазины.

Форма и размер. Величина.

(*)Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Тема: «Движение. Инерция»

Занятие: «Упрямые предметы».

---------------------------

Игровое упражнение «Накроем стол».

Игровые ситуации: «Цветы вдоль дорожки», «Елочки в ряд».

Игры с матрешками.

Конструирование «Терема».

Дидактические игры с беседами: «Украшения из бересты», «Дымковские красавицы» и т.п.

Игры на признаки и классификацию.

Игровые упражнения «Собери кубики и шарики в коринки».

Апрель

Животные и их детеныши весной.

Наше поведение и поступки.

Небо и космос.

Приметы весны.

Живая – неживая природа – рукотворный мир.

Одежда людей весной.

Птицы перелетные и зимующие.

Голоса и звуки.

Человек. Органы чувств.

Цветение весны – деревья, кустарники, цветы. Цветы лесные, садовые, луговые.

Изучение работы сотрудников детского сада.

(*)Тема: «Растительный и животный мир»

Занятие: «Посадим фасоль»

Тема: «Вещество. Ткань»

Занятие: «Такая разная ткань»

Опыт: «Тепло-холодно».

---------------------------

Игровая ситуация «Весна пришла».

Рассказ воспитателя «Птичьи гнезда».

Наблюдения за трудом взрослых.

Дидактические игры на тему живой и неживой природы.

Игры и опыты на тему : «Человек. Органы чувств».

Май

Наблюдение за насекомыми.  «Где живут насекомые?» (*)

----------------------

Цвет – форма – размер.

Все о воде.

Мыльные пузыри.

Признаки предметов.

Красота русской природы.

Небо. Явления природы в конце весны.

Долгота дня, части суток.

Насекомые.

Предметы вокруг. Что, кому, зачем.

Творческие профессии. «Что такое красота?»

Приметы весны и лета.

Кто и что летает?

Движение. (Глаголы).

Порядок и беспорядок.

Цветная природа. Цветы.

Огород и клумбы.

Скорость.

Свет и тень.

Труд в природе.

(*)Тема: «Вещество. Материалы»

Занятие: «Курочка Ряба»

Тема: «Вещество. Материалы»

Занятие: «Незнайкин клад»

Опыт: «Испарение воды»

Опыт: «Зачем растениям нужен корень?».

-----------------------------

Коллаж «Наша Родина».

Выставка «Портреты героев».

Беседа «признаки лета».

Изучение летних видов спорта.

Отгадывание загадок о лесе, насекомых, природе и т.п.

Дидактические игры и опыты по темам наблюдений.

«Тонет – не тонет» и другие эксперименты с водой.

Признаки и классификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ»

Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.)...

Познавательно - исследовательский проект Для детей средней группы «Веселый огород»

Познавательно - исследовательский проектДля детей средней группы «Веселый огород»...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект "Чудесная грядка" средняя группа

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объёма информации, которая может ими быть воспринята. Этот детский исследовательский проект о...

Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»

Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...