Познавательно - исследовательский проект "Чудесная грядка" средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объёма информации, которая может ими быть воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад № 5 «Ромашка»

Познавательно - исследовательский проект

«Чудесная грядка»

Воспитатель: Трайц Н.Н.

2016 г.

Аннотация.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Проблема.

Как вырастить урожай в группе, на огороде  детского сада? Узнать, как появляются корни и ростки у будущего урожая.

Введение в проект.

Актуальность.

Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать -значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей  среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, и на огороде.

Задачи проекта:

  1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, томаты, огурцы);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, и на огороде в открытом грунте.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  8. Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  9. Развивать познавательные и творческие способности.

Методы проекта:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение;

наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования;

Принципы реализации проекта

Принцип развития – ориентация на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации – создание   условия для полного проявления способностей каждого

ребенка и его семьи.

Принцип диалогического общения – открытость, искренность,   взаимопонимание  всех субъектов творческого проекта.

Принцип доступности - организация работы с учетом   возрастных  особенностей, подготовленности, а также                  индивидуальных особенностей семейных отношений.

Принцип системности – решением комплекса задач   образовательной  и воспитательной направленности.

Формы реализации проекта:

  Формы работы с детьми:

   Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

 Формы работы с родителями:

  Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, приобретение земли, семян, емкости для рассады.

Время реализации проекта: долгосрочный  с 20 марта 2016г. – 30 мая 2016г.

Участники проекта: воспитатели,  дети средней группы «Звёздочка»,   родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными  и дикорастущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Знакомство с трудом  на огороде.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ёмкости с землей, семена,  рассада растений,  палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Этапы реализации проекта:

1 этап

-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения  экспериментальной работы.

-Составление плана работы над проектом.

-Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту

-Вспоминаем с детьми овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор, репа.
- Художественное творчество: дети рисуют любимый овощ.

2 этап: Основной:

1. Домашнее задание: ребёнок вместе с родителями делает свой "огород" (в ёмкость - прозрачную бутылку, набирают земли, украшают)

 2. Объявление для родителей:

"Маленькие огородники объявили конкурс на изготовление лучшей грядки!"

Конкурс проходит 1 неделю с 21  марта по 28 марта.

Подготавливаем почву для посадки.
3. Эксперименты с почвой, песком, камнями.

4. Приготовление семян для посадки: замачиваем семена в марле в стаканчике.

5. Посадка семян в почву, поливка почвы.
6. Ежедневные проверки огородов.
7. Дети делают зарисовки своих огородов на разных этапах роста растений в них.

3 этап: Заключительный

1.Подведение итогов

2. Высадка растений на грядки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно - исследовательский проект «Чудесная грядка» Воспитатель: Трайц Н.Н. 2016 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад № 5 «Ромашка»

Слайд 3

. Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, и на огороде. Задачи проекта: Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, томаты, огурцы); Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, и на огороде в открытом грунте. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков) Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Развивать познавательные и творческие способности.

Слайд 4

Методы проекта: п рактические (исследовательские): опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение; наглядные: тактильно–мышечная наглядность; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; технология моделирования;

Слайд 5

Принципы реализации проекта Принцип развития – ориентация на развитие личности. Принцип дифференциации и индивидуализации – создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи. Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта. Принцип доступности - организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений. Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

Слайд 6

Формы реализации проекта: Формы работы с детьми: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки. Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, приобретение земли, семян, емкости для рассады.

Слайд 7

Время реализации проекта: средне срочный с 20 марта 2016г. – 30 мая 2016г. Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Звёздочка», родители воспитанников.

Слайд 8

Предполагаемый результат: Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике. Знакомство с трудом на огороде. Активное участие родителей в реализации проекта. Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ёмкости с землей, семена, рассада растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Слайд 9

Этапы реализации проекта: 1 этап -Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата. - Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы. -Составление плана работы над проектом. -Определение времени в режиме для группы для реализации проекта. -Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту -Вспоминаем с детьми овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор, репа. - Художественное творчество: дети рисуют любимый овощ.

Слайд 10

2 этап Основной: 1. Домашнее задание: ребёнок вместе с родителями делает свой "огород" (в ёмкость - прозрачную бутылку, набирают земли, украшают) 2. О бъявление для родителей: " Маленькие огородники объявили конкурс на изготовление лучшей грядки!" Конкурс проходит 1 неделю с 21 марта по 28 марта. Подготавливаем почву для посадки. 3. Эксперименты с почвой, песком, камнями.

Слайд 11

4. Приготовление семян для посадки: замачиваем семена в марле в стаканчике. 5. Посадка семян в почву, поливка почвы. 6. Ежедневные проверки огородов. 7. Дети делают зарисовки своих огородов на разных этапах роста растений в них . 3 этап: Заключительный 1.Подведение итогов 2. Высадка растений на грядки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Младшая группа. Тема. «Овощи с огорода».

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема. «Овощи с огорода»....

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» / Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной  образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие» /  Познавательно-исследовательская деятельностьПодготовитель...

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...