Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия для детей - эффективный способ воспитания"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Широких Наталья Юрьевна

 

Любите ли Вы сказки? Читаете ли их своим детям, воспитанникам? Есть ли у Вас любимые сказки?

Почему то я уверена, что на все эти вопросы практически каждый человек ответит "ДА!" Сказки любят все!!!

Неважно, сколько Вам лет,  во что одеты и где живете. Сказка - это то, что пришло к Вам в таком раннем возрасте, когда, возможно, Вы и себя еще не помните. А сказки Вам уже рассказывала мама. Или бабушка.

 

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, люди рассказывали своим малышам сказки. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» - потому и «сказ», «сказание», «сказка». 

Мы все любим сказки, потому что сказка - это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Сказка - это кроме всего прочего , отличный шанс научить ребенка  говорить, мыслить, думать, сопереживать и сочинять. Об этом и пойдет речь на мастер-классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.odp1.3 МБ
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov_dou.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия для детей – эффективный способ воспитания. Воспитатель Серова Н.Ю. ГБОУ школа 2120 Детский сад №2

Слайд 2

Сказкотерапия для детей – эффективный способ, который можно и нужно использовать для воспитания малышей и детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Сказкотерапия для детей – выдумка или реальность?

Слайд 4

При помощи сказкотерапии можно: Избавить ребенка от различных фобий: страха высоты, темноты, воды, врачей и прочего. Развить творческие навыки и даже – открыть таланты. Объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Выявить причины тех или иных его поступков. Растолковать, что обижать других детей / брать без просу чужие вещи / лгать родителям (подчеркните или допишите нужное вам) нельзя. Избавить дитя от расстройства поведения с физическими проявлениями, например, отсутствия аппетита, писанья в постель и т.д. Пережить потерю родственников, друзей или домашних животных. Справиться с агрессией и гиперактивностью детей. Объяснить многие вещи, которые кажутся маленькому человеку несправедливыми. Научить малыша принимать самостоятельно правильные решения, подготовить его к взрослой жизни и многое другое

Слайд 5

Как правильно использовать сказкотерапию для детей?

Слайд 6

Существует два наиболее распространенных способа использовать сказкотерапию: 1. Рассказывая известную сказку, тематика и герои которой вам подходят Для решения вашей проблемы. 2. Придум ывая свою сказку с главным героем, который бы походил на ребенка и совершал бы те же поступки или имел бы те же недостатки.

Слайд 7

ПРАВИЛА

Слайд 8

Сказка должна быть идентичной проблеме малыша. Однако не иметь прямого сходства с ней. В сказке должна быть зона безопасности — герои должны быть не только реальными, но и вымышленными. Сказка должна иметь замещающий опыт , для того, чтобы малыш смог сделать свой выбор САМ или при помощи педагога. Сказочный сюжет должен идти последовательно. «Жили- были...» , « В тридевятом царстве, тридевятом государстве....» « На море океане, на острове буяне» ...или «Эту сказку мне рассказала моя бабушка, а ей ее рассказала ее бабушка, а той бабушке ее бабушка и та бабушка уже и не помнила где слышала»... и далее само действие.

Слайд 9

Рисование сказки ЦЕЛИКОМ Создание КНИЖКИ Рисование СЮЖЕТА Изготовление КУКОЛ ( из доступных материалов) Драматизация — ПОСТАНОВКА СКАЗКИ



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов.

Сказкотерапия для детей – эффективный способ воспитания

        Сказкотерапия для детей – эффективный способ, который можно и нужно использовать для воспитания малышей.

Еще наши предки знали, что сказка – невероятно мощный инструмент в формировании сознания у  детей.

С помощью короткой истории с выдуманными героями можно добиться большего, чем системой наказаний и поощрений, криками, подарками и многим другим.

        Но почему-то далеко не все  понимают, что такое сказкотерапия для детей и насколько она важна для гармоничного воспитания маленького сокровища.

Пробелы в познаниях об этом чудесном методе психологической работы с детьми мы и будем сегодня устранять.

Сказкотерапия для детей – выдумка или реальность?


Все мы родом из детства.

А еще оттуда родом все наши комплексы, страхи, дефекты воспитания, поведенческие патологии и многое другое. Дети, которые чего-то не дополучили от родителей, страдают во взрослой жизни.

        Именно поэтому основное задание родителей и педагогов – не только воспитывать и обучать детей, но и корректировать их поведение,  мотивировать на успех.

        И делать это нужно не криком, наказаниями и даже – не долгими и нудными разговорами, а способом наиболее понятным и приятным самому малышу: рассказом сказки.

        Современное развитие детей мне иногда напоминает соревнование родителей: чье чадо быстрее научиться сидеть, ползать, ходить, говорить, читать.

        Иногда мы встречаем такие крайности, как стремясь вырастить вундеркинда, родители начинают мучить крошечного карапуза занятиями, которые он не способен осилить и, если, не дай Бог, соседская Машенька уже умеет складывать пирамидку из кубиков, а Ванечка – еще нет, то занятия возобновляются с удвоенной силой. Часто мы видим и противоположную картину.

        Если малыш совершил проступок (взял без спроса чужую игрушку, соврал, стукнул друга в песочнице), то родители пытаются его вразумить различными способами: криком, объяснениями, наказанием, игнорированием, но почти никогда – при помощи сказки.

        Сказка многими  воспринимается, как способ развлечь детей, но им даже в голову не приходит, что это мощный метод психотерапии, который успешно используют  по всему миру.

Что такое сказкотерапия для детей: научная трактовка.

        Чтобы вы не думали, что сказкотерапия – выдумка заграничных психотерапевтов, которая не подходит для наших детей, я расскажу вам немного о научных исследованиях данного вопроса.

        Если говорить о научной трактовке термина, то наиболее распространенное определение звучит так: «Сказкотерапия для детей – это метод психотерапии, цель которого – воздействие на человека с целью лечения его фобий, коррекции его поведения, развития его творческого потенциала, расширения его сознания».

        Исследованием сказкотерапии для детей занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследования, то много этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и прочие. Мы с Вами не врачи, лечить не будем. Будем использовать этот метод для  коррекции  поведения детей, развития  творческого потенциала ребенка и  расширения его сознания.

Чего можно добиться с помощью сказкотерапии для детей?


        Основное преимущество
сказкотерапии перед другими методами в том, что ее легко использовать в домашних условиях.

В принципе , не нужно специального образования психолога или длительного теоретического изучения, чтобы воспитывать своих детей при помощи сказки.

        И все же, используя сказкотерапию, вы должны понимать, для чего вы это делаете и чего с его помощью хотите добиться.

При помощи сказкотерапии можно:

  1. Избавить кроху от различных фобий: страха высоты, темноты, воды, врачей и прочего.
  2. Развить творческие навыки и даже – открыть таланты.

Наиболее верный способ – написание сказок совместно с родителями.

  1. Объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Выявить причины тех или иных его поступков.
  3. Растолковать, что обижать других детей / брать без просу чужие вещи / лгать родителям (подчеркните или допишите нужное вам) нельзя.
  4. Избавить дитя от расстройства поведения с физическими проявлениями, например, отсутствия аппетита, писанья в постель и т.д.
  5. Пережить потерю родственников, друзей или домашних животных.
  6. Справиться с агрессией и гиперактивностью детей.
  7. Объяснить многие вещи, которые кажутся маленькому человеку несправедливыми, например, почему папа не живет с вами или почему Васе родители могут купить новый велосипед, а ему – нет.
  8. Научить малыша принимать самостоятельно правильные решения, подготовить его к взрослой жизни и многое другое.

-Как Вы думаете, как правильно можно использовать Сказкотерапию? (Варианты ответов)

Как правильно использовать сказкотерапию для детей?

        Существует два наиболее распространенных способа использовать сказкотерапию:

  1. Рассказывая известную сказку, тематика и герои которой вам подходят.

Например, сюжет известной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно использовать, чтобы объяснить сыну или дочери, что нужно слушаться старших, ведь с теми, кто не прислушивается к советам родителей или старших братиков/сестричек, могут случаться неприятности. Для детей 3 лет можно использовать «Репку», «Теремок».

  1. Придумать свою сказку с главным героем, который бы походил на ребенка и совершал бы те же поступки или имел бы те же недостатки.

Например, чтобы научить детей убирать за собой игрушки, можно рассказать сказку о ленивой девочке, которая ничего не хотела делать, поэтому на Новый год Дед Мороз решил не приносить ей подарка.

И лишь в следующем году, когда девочка начала складывать свои игрушки, чистить утром и вечером зубы, заправлять свою постель (формируйте ситуацию в зависимости от того, чего хотите от детей добиться), то нашла подарок под елочкой от Деда Мороза.

        Важно не только рассказать сказку, но и обсудить ее с детьми, чтобы убедиться: они поняли, в чем ее мораль.

Для того, чтобы сказкотерапия приобрела силу  оказала помощь, следует придерживаться некоторых правил:

  • сказка должна быть идентичной проблеме малыша. Однако не иметь прямого сходства с ней. В сказке должна быть зона безопасности — герои должны быть не только реальными, но и вымышленными.
  • она должна иметь замещающий опыт ( например , как в сказке про морозко) , для того, чтобы малыш смог сделать свой выбор с помощью педагога
  • сказочный сюжет должен идти последовательно ( «Жили- были...» , « В тридевятом царстве, тридевятом государстве....» « На море океане, на острове буяне» ...или «Эту сказку мне рассказала моя бабушка, а ей ее рассказала ее бабушка, а той бабушке ее бабушка и та бабушка уже и не помнила где слышала»... и далее само действие)

Примеры СКАЗКОТЕРАПИИ для детей.

        Сказка выступает методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочная история может начинаться так: «Жил был ребенок. Который был очень похож на тебя....» Таким образом можно моделировать для ребенка ситуации, которые его беспокоят: первые визиты в детский сад, боязнь темноты и пр...Следует учесть, что способность отделять сказку от реальной жизни малыши приобретают к 4 годам.

        Сказкотерапия в возрасте 5 лет эффективна, если ребенка подключают к продолжению сказки, а также завершению сюжетной линии . Например : «Продолжи сказку...» т. е. Вы предлагаете самому ребенку придумать конец. Спасти героя, найти выход из ситуации , часто дети этого возраста ассоциируют себя с животными -  . Можно сочинять короткую сказку для каждого ребенка и его ответ слушают остальные дети.( На групповых занятиях) Главное, не требовать анализировать и делать выводы, а дать выговориться!

        Для освобождения от напряжения , а также приобретения новых способов реагирования подойдут и страшные сказочные истории «с нечистой силой и пр.» Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию малыши снимают напряжение.  Для повышения стрессоустойчивости такие сказки можно рассказывать в группе начиная с 6 лет. Но делать это нужно соблюдая 2 правила: историю рассказывать не своим голосом, постоянно менять интонацию , а конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным!!!

        После прорабатывания сказочных смыслов — с детьми до 6 лет выводы  делает воспитатель ( акцент делается на приобретение знаний) , после 6 лет участвуют дети , можно использовать  формы работы:

  • рисование сюжета
  •  рисование сказки полностью
  •  создание книжки
  •  изготовление кукол ( из доступных материалов)
  • драматизацию — постановка сказки.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Создать сказку из предложенных героев.

В шляпе ( коробке) спрятано 10 скрытых билета с номерами 1 или 2. По 5 билетов, на каждый номер. Вытянувшие билеты делятся на 2 команды. Получают конверты с заданием.

Пример:

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Способ воплощения: «Кукольный театр»

Мораль сказки: «Взаимовыручка»

Задание:

  1. Вспомнить\придумать сказку с заданной моралью.
  2. Распределить роли, подобрать реквизит ( из предложенного)
  3. Воплотить проект в жизнь

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей на тему: "Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей"

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»...

Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...

Мастер - класс для педагогов «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»

Этот материал вам поможет провести мастер - класс по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»...

Мастер-класс «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы пробл...

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...

Мастер класс: «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления».

План:Вступительное слово, понятие «Синдром эмоционального выгорания».Тест на профессиональное выгорание.Личность педагога и профессиональное выгорание. Теоретический блок. (буклеты)Об эмоц...

Мастер - класс «Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»

В данном материале содержится информация для педагогов о внедрении в образовательную деятельность игрового набора "Мир головоломок смарт - тренинг для дошкольников"...