Особенности создания развивающей среды в группе детского сада для детей с различными психотипами.
статья (старшая группа) на тему

Кривенко Елена Николаевна

В статье рассматриваются особенности создания предметной развивающей среды в групп при работе с тетьми сангвиниками, меланхоликами, флегматиками, холериками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к детям

Создание условий в группе для детей с различными типами темперамента 

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности я рассматриваю как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном 
этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в воспитании. Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.

.        Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности, энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

Свойства темперамента образуют типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. У моих воспитанников сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

  • у сангвиника – распыленность интересов;
  • у холерика – несдержанности, резкости;
  • у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
  • у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

При создании в группе развивающей предметно-пространственной среды я стараюсь учесть индивидуальные особенности воспитанников их интересы и потребности. Знание типов темперамента детей помогает правильно найти индивидуальный подход к воспитанникам разработать индивидуальный маршрут развития.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для  детей холериков.

Дети с преимущественным холерическим типом темперамента, как правило, быстро возбуждаются, часто бывают не сдержаны, агрессивны.  Воспитывая таких детей, необходимо поддерживать и направлять их энергию на полезные дела, исключать из обстановки все, что возбуждает нервную систему, строго соблюдать режим дня, развивать и укреплять процессы торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, знакомить с правилами поведения, принятыми в обществе, добиваться сдержанного поведения, учить управлять собой.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сосредоточенного внимания: настольные игры (но не те, где соревнуются!), любые виды конструкторов, рисование, лепка, ручной труд - словом, все то, что требует усидчивости. В группе есть в наличии  конструкторы разные по размеры деталей и по материалу, схемы построек к ним.

  • бумага разного размера, цвета и фактуры;
  •  алгоритмы последовательности выполнения работ
  • раскраски, кисти разного размера;
  • трафареты, шаблоны;
  •  бросовый материал (губки, печатки, тряпочки,  крупы, природный материал, и др.);
  • палитра;
  • фланелеграф;
  • поролоновые тампоны «топталочки», ватные палочки-одинарные и в связке, клеевые кисти различного размера;
  • Альбомы и отдельные схемы последовательности рисования по темам: животные, птицы, растения, транспорт, человек.
  • Настольно-печатные игры, направленные на развитие художественных способностей, знакомство с различными народными промыслами, знакомство с видами изобразительных искусств, знакомство с жанрами живописи.

Я разработала и выполнила для воспитанников настольные игры по развитию художественных способностей: «Укрась квадрат», «Красивая бабочка», « «Магазин красок», «Картинная галерея». Эти игры не содержат соревновательного элемента и прекрасно подходят легковозбудимым детям. 

Для привлечения возбудимых детей к совместной деятельности я широко использую изготовление различных макетов, при выполнении которых используются различные виды детской деятельности,  конструирование, рисование, лепка, раскрашивание, рисование.

В группе создан и Кпостоянно обогащается физкультурно-оздоровительный  центр, который способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и реализации задач гармоничного развития каждого ребенка. Использование разнообразных физкультурных и ведет к развитию координации  движений

Возбудимым детям полезны подвижные игры с правилами,  игры на развитие слухового внимания, правила которых предусматривают внезапную остановку, без права продолжать движение , игры, в которых ведущий отдает команды, а ребята должен четко их выполнять. Я создала картотеки  игр, направленных на развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработку быстроты реакции, релаксационных игры, физкультминуток, подобрала атрибуты  к подвижным играм, а так же коллекцию звучащих по-разному предметов (колокольчики, бубны, свистки) для игр на развитие слухового внимания.

Для возбудимых детей очень хорошо иметь постоянные трудовые обязанности и выполняет их не от случая к случаю, а систематически - это воспитывает умение управлять собой. Для воспитания умения управлять собой полезно, когда дети имеют постоянные трудовые обязанности, выполняют их систематически, а не от случая к случаю. Возбудимых детей я учу правилам общения: говорить спокойно, не перебивая других; просить, а не требовать; извиняться, в случае если нагрубил; починить, в случае если сломал. Всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Сдержанность к детям приходит не сразу. Широко использую сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Путешествия», «Магазин», «Парикмахерская» и другие, где дети учатся спокойному, вежливому общению.

В группе создана игротека, содержащая множество настольных игр, не содержащих соревновательных элементов:

1.Пазлы

2.Мозаики

3.Головоломки,

4. Игры типа «Сложи узор»

5. Разрезные картинки.

Эти игры способствуют концентрации внимания, развитию усидчивости.

Игры в театрально-музыкальном центре так же могут оказать положительное влияние на детей-холериков.

 Полезны игры с эмоционально-развивающим смыслом: участие в театрализованных постановках, игры с элементами актёрской игры, игры, требующие копирования или воспроизведения эмоций, т.к. холерики часто имеют проблемы с эмоциональной сферой.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для  детей меланхоликов.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность - основные недостатки ребёнка меланхолика. В то же время он имеет такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость на воздействия, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

В воспитании ребенка меланхолика необходимо, прежде всего, придерживаться принципа постепенности. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в учреждении. Детям-меланхоликам особенно полезно заниматься спортом: это не только развивает движения, но и учит преодолевать трудности, проявлять упорство, стойкость. По возможности советую родителям  разнообразить жизнь таких детей: ходить с ними в гости, в зоопарк, на детскую площадку с аттракционами. Привлекая к участию в делах не очень-то приятных, с точки зрения ребенка, необходимо вызывать у детей положительные эмоции (иначе любая полезная деятельность или занятие окажутся бесполезными для воспитания).

Для воспитания работоспособности очень хорошо, если взрослый вовремя приходит на помощь ребенку, помогает действиями и советами: «Ты устал? Теперь буду строить я, а ты посмотри. Подай вон тот кубик! Помоги, я здесь никак не удержу!» Постепенно, незаметно для себя, ребенок вновь включается в совместное дело и вместе с педагогом доводит его до завершения. Воспитывая ребенка со слабой нервной системой, необходимо развивать у него стремление к активности (активность движений, речи, чувств), привлекать к общему со взрослыми труду, развивать общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности, поддерживать положительные эмоции, проявлять по отношению к ребенку доброжелательность, чуткость. Деток-меланхоликов я стараюсь привлекать к общим творческим работам, хвалю их и поощряю, когда они помогают товарищам. Лепка, рисование, конструирование привлекут таких детей, если создать у них положительную мотивацию, пригласить их сделать подарок для кого-то. 

Для меланхоликов подходят конструкторы и милитаристические игрушки. К конструкторам нужно сначала пробудить интерес – эта деятельность поможет меланхоликам научиться сосредотачиваться на одном деле. А игрушки милитаристической направленности (танки, роботы, солдатики) помогают воспитывать твёрдые и мужественные черты характера, особенно, если ребёнку приходится «воевать» с другими детьми.В группе есть наборы солдатиков, игрушечные наборы военной техники, конструкторы «Крепость», схемы и  зарисовки построек.

Я стараюсь  привлекать этих детей к сюжетно-ролевым играм, предлагая им роли по желанию и показывая, объясняя важность и необходимость всех ролей в игре. 

Настольные игры не соревновательного характера я предлагаю детям для игры в паре, это способствует их общительности, появлению дружеских отношений с товарищами. Подвижные  игры с малым количеством участников, игры малой подвижности, направленные на развитие координации движений. В группе созданы картотеки подвижных игр, учитывающих разное количество участников. В театральном центре есть наборы р:азличных театрализованных игр, направленных на развитие речи, передаче эмоций, обучению взаимодействию.

  1. театры игрушек,
  2. театры-фланелеграфы.
  3. разные виды театра: настольный, , плоскостной, би-ба-бо,  пальчиковый,
  4. ширма;
  5. театральные декорации;
  6. аксессуары для сказочных персонажей; 

Для поддержания положительного эмоционального фона детей-меланхоликов важно избегать в общении приказного тона., обязательности шумных подвижных игр, эти дети часто выступают лишь свидетелями общих игр. В группе созданы места уединения, хранятся альбомы «Моя семья», «Наша группа», «Моё любимое домашнее животное», так как деткам с меланхолическим складом темперамента нужно иногда отдохнуть от общества сверсников.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей-сангвиников.

В воспитании спокойных детей есть свои сложности, к ним также требуется особый, индивидуальный подход. Сангвиник быстро устает от однообразия.  Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, (а они неизбежны в любой деятельности) он стремится прекратить эту деятельность. Необходимо напоминать ребёнку о важности его дела, о значимости для всех детей. Таким образом, воспитывая ребенка сангвиника, нужно формировать у него устойчивые привязанности и интересы, приучать доводить до конца начатое дело, обращать особое внимание на качество деятельности, постоянно контролировать поступки и действия ребенка.

Полезны настольные игры, развивающие устойчивое внимание, чтение книг, собирание конструкторов, необходима частая смена деятельности. Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности. В группе есть картотека игр на развитие звукового внимания , эти игры любимы детьми, часто присутствуют в свободной игровой деятельности.

         Хороша для такого ребёнка экспериментальная  деятельность, ведение дневника наблюдений. Я с детьми организовала в группе Центр экспериментирования и наблюдений, регулярно ведутся дневники наблюдений. Весной при посильной детской помощи мы посадили семена цветов на рассаду, семена тыквы, арбуза, подсолнечника, пшеницы. Так же посадили в землю картофель, морковь, лук и капустную кочерыжку., наблюдаем за развитием растений. Дети с удовольствием отмечают любые перемены во внешнем виде наших питомцев, поливают и рыхлят землю по мере необходимости. Уход за посадками приучает детей к аккуратности, к ответственности за своё дело. 

Для выработки привычки доводить дело до конца хороши конструкторские игры, пазлы, мозаики, раскрашивание раскрасок.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей-флегматиков.

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные- вялость, низкая активность, замедленный темп действий. Важно набраться терпения и с самого малого возраста учить медлительного ребенка правильным приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. Полезны любые игры соревновательного характера, типа «Кто быстрее?» (соберет, сложит, рассыплет, донесет), но и тут взрослый иногда должен проигрывать малышу, а если игра идет с более быстрыми детьми, помочь медлительному ребенку победить. Игры на развитие фантазии, занятия в музыкальном, в театральном центре, центре художественного творчества.

 Беседуя с родителями таких деток, я рекомендую побуждать к движениям, заниматься с ними гимнастикой, разучивать подвижные игры, учить ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, бегать. Для развития умения приспосабливаться к непривычным условиям полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, связанные с необходимостью пойти, например, к соседям, знакомым, а когда станет постарше – в магазин, в интерактивный музей, в клубы по интересам.

Вывод: учёт индивидуальных особенностей развития, различных типов темперамента необходим для разработки индивидуального маршрута развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разработки по созданию развивающей среды в группе детского сада"

В данной презентации содержатся фотоматериалы, отражающие возможности создания различных развивающих пособий в группе детского сада....

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...