"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
методическая разработка на тему

Федина Ольга Викторовна

Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

   Мы рады приветствовать Вас на районном семинаре для воспитателей дошкольных учреждений «Развитие дошкольников средствами музейной педагогики»

   На наш взгляд  использование «музейной педагогики» в воспитательно- образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.  

   В 2011 году стартовал  долгосрочный проект  «Я поведу тебя в музей…», цель  и задачи которого  были направлены на использование музейной педагогики в развитии и воспитании детей в ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми интерактивными формами, формирование у дошкольников представлений о музее, воспитание любви к родному краю и людям заботящимся о его процветании, развитие речи и расширения словарного запаса, развитие творческих и организаторских способностей воспитанников.

   В рамках этого проекта  были определены направления мини-музеев, место их расположения, педагоги объединились в творческие группы, осуществляющие руководство  работой мини-музеев.

   В процессе создания мини-музеев мы опирались на следующие принципы:

  • Интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы МДОУ и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей
  • Деятельности и интерактивности – мини - музеи предоставляют воспитанникам возможность реализовывать себя в различных видах детской деятельности ( использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д)
  • Природосообразности- мини-музеи созданы с учетом психофизических особенностей детей разного возраста и предусмотрены условия  для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Научности - представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках  выбранной темы научным и в тоже время доступным для детей языком.
  • Культуросообразности- мини-музеи ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям в ходе деятельности в музейном пространстве.
  • Динамичности и вариативности- экспозиции мини-музеев постоянно  дополняются и обновляются  с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Регионального компонента- мини-музеи предусматривают организацию работы с детьми по ознакомлению с их культурным наследием региона,  что способствует формированию чувств патриотизма.

В рамках данного  проекта  на базе нашего детского сада созданы:

  • этнографический мини - музей «Русская  изба»,
  • мини- музей «Картинная галерея»,
  • мини- музей «Город на Волге»,
  • мини- музей «Аллея боевой славы».

   Мини - музей «Русская изба» знакомит детей с историей и бытом русского народа, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, способствует формированию представлений о формах традиционного уклада,  развитию интереса к традициям и промыслам, развитию эстетического вкуса.

   Мы старались воссоздать основные детали и обстановку русской избы. Все предметы собранные в мини-музее вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого.

    Руководителями мини-музея  реализован познавательно-игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим о старине далекой».

По данному проекту при планировании работы со старшими дошкольниками один раз в неделю проводился «День русской народной культуры». В этот день дети погружались в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав.

В мини - музее  «Город на Волге» - происходит знакомство с историей родного города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками и т.д.

Мини - музей «Картинная галерея» направлен на художественно-эстетическое воспитание дошкольников, приобщение детей к искусству, знакомство с экспозициями художественного музея, формирование интереса к произведениям изобразительного искусства.

   Репродукции картин подобраны в соответствии с образовательной программой МДОУ благодаря тесному сотрудничеству с культурно-выставочным центром «Радуга» и реализации программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Внесём с свой мир красоту».

   Мини-музей включает в себя зал «Пейзажной живописи» и зал «Портретной живописи» по сказкам. Планируется создание зала «Натюрморты».

Целью мини - музея «Аллея боевой славы» является реализация интеллектуального, патриотического, нравственного развития дошкольников посредством формирования интереса и воспитания уважения к историческому прошлому своей страны и своего города, формирование представлений о героизме русского народа во время ВОВ, воспитание уважения к «старшему поколению».

   Руководителями  всех мини-музеев созданы паспорта, в которых представлены цели и задачи работы данных мини-музеев, описание атрибутов, содержание работы, перспективные планы и формы деятельности. Подобран методический материал по организации работы в мини-музее: конспекты экскурсий, бесед, досугов, посиделок, развлечений, разработаны и адаптированы для использования в мини-музеях дидактические игры.  Музыкальным руководителем создана аудиобиблиотека, в которой подобраны музыкальные произведения в соответствии с тематикой  мини-музея.

   Работа в мини-музеях включена в различные виды деятельности детей проводимую  в игровой форме: НОД, совместную со взрослыми и самостоятельную. Используются разные формы организованной совместной деятельности с детьми: экскурсии в музей, беседы, рассматривание, чтение художественной литературы, тематические досуги, фольклорные посиделки,  сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры, изготовление экспонатов

   Особое внимание уделяем специфичным для музейной педагогики приемам  и методам, таким как игры-экскурсии, рассказы детей-экскурсоводов, путешествие в историю предметов, выставки, где приоритетная роль и действия отводятся детям, где именно ребенок выступает главным лицом и персонажем, которые способствуют развитию речевого творчества, формируют духовно-нравственные ценности и социальные компетенции дошкольников.

   Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка - дошкольника. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она предста...

Развитие дошкольника средствами музейной педагогики

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »

В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля  организации работы в ДОУ по музейной педагогике...

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...

Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»

Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами  музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....


 

Комментарии

Кузнецова Екатерина Павловна

Ольга Викторовна, замечательный материал для педагогов, которые хотят всесторонне развивать своих воспитанников. Многие люди прожив в городе ни разу не побывали в музее, а чувство прекрасного надо прививать,а историю своего города изучать с детства!