"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
методическая разработка на тему
Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на районном семинаре для воспитателей дошкольных учреждений «Развитие дошкольников средствами музейной педагогики» На наш взгляд использование «музейной педагогики» в воспитательно- образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. В 2011 году стартовал долгосрочный проект «Я поведу тебя в музей…», цель и задачи которого были направлены на использование музейной педагогики в развитии и воспитании детей в ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми интерактивными формами, формирование у дошкольников представлений о музее, воспитание любви к родному краю и людям заботящимся о его процветании, развитие речи и расширения словарного запаса, развитие творческих и организаторских способностей воспитанников. В рамках этого проекта были определены направления мини-музеев, место их расположения, педагоги объединились в творческие группы, осуществляющие руководство работой мини-музеев. В процессе создания мини-музеев мы опирались на следующие принципы:
В рамках данного проекта на базе нашего детского сада созданы:
Мини - музей «Русская изба» знакомит детей с историей и бытом русского народа, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, способствует формированию представлений о формах традиционного уклада, развитию интереса к традициям и промыслам, развитию эстетического вкуса. Мы старались воссоздать основные детали и обстановку русской избы. Все предметы собранные в мини-музее вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого. Руководителями мини-музея реализован познавательно-игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим о старине далекой». По данному проекту при планировании работы со старшими дошкольниками один раз в неделю проводился «День русской народной культуры». В этот день дети погружались в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав. В мини - музее «Город на Волге» - происходит знакомство с историей родного города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками и т.д. Мини - музей «Картинная галерея» направлен на художественно-эстетическое воспитание дошкольников, приобщение детей к искусству, знакомство с экспозициями художественного музея, формирование интереса к произведениям изобразительного искусства. Репродукции картин подобраны в соответствии с образовательной программой МДОУ благодаря тесному сотрудничеству с культурно-выставочным центром «Радуга» и реализации программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Внесём с свой мир красоту». Мини-музей включает в себя зал «Пейзажной живописи» и зал «Портретной живописи» по сказкам. Планируется создание зала «Натюрморты». Целью мини - музея «Аллея боевой славы» является реализация интеллектуального, патриотического, нравственного развития дошкольников посредством формирования интереса и воспитания уважения к историческому прошлому своей страны и своего города, формирование представлений о героизме русского народа во время ВОВ, воспитание уважения к «старшему поколению». Руководителями всех мини-музеев созданы паспорта, в которых представлены цели и задачи работы данных мини-музеев, описание атрибутов, содержание работы, перспективные планы и формы деятельности. Подобран методический материал по организации работы в мини-музее: конспекты экскурсий, бесед, досугов, посиделок, развлечений, разработаны и адаптированы для использования в мини-музеях дидактические игры. Музыкальным руководителем создана аудиобиблиотека, в которой подобраны музыкальные произведения в соответствии с тематикой мини-музея. Работа в мини-музеях включена в различные виды деятельности детей проводимую в игровой форме: НОД, совместную со взрослыми и самостоятельную. Используются разные формы организованной совместной деятельности с детьми: экскурсии в музей, беседы, рассматривание, чтение художественной литературы, тематические досуги, фольклорные посиделки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, хороводные игры, изготовление экспонатов Особое внимание уделяем специфичным для музейной педагогики приемам и методам, таким как игры-экскурсии, рассказы детей-экскурсоводов, путешествие в историю предметов, выставки, где приоритетная роль и действия отводятся детям, где именно ребенок выступает главным лицом и персонажем, которые способствуют развитию речевого творчества, формируют духовно-нравственные ценности и социальные компетенции дошкольников. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка - дошкольника. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Развитие креативности у дошкольников средствами музейной педагогики
консультация для воспитателей ДОУ...
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики
На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...
Развитие дошкольника средствами музейной педагогики
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....
« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »
В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля организации работы в ДОУ по музейной педагогике...
Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...
Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»
Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"
Ольга Викторовна, замечательный материал для педагогов, которые хотят всесторонне развивать своих воспитанников. Многие люди прожив в городе ни разу не побывали в музее, а чувство прекрасного надо прививать,а историю своего города изучать с детства!