« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »
методическая разработка на тему

Шумилина Надежда Николаевна

В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля  организации работы в ДОУ по музейной педагогике

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

Тематический контроль

« Развитие личности дошкольника

средствами музейной педагогики »

2015г

План-задание к тематической проверке

« Развитие личности дошкольника в детском саду

средствами музейной педагогики »

Актуальность  

заключается в том, что в настоящее время продолжают расти потребности родителей в получении качественной образовательной услуги для детей дошкольного возраста, позволяющей  сформировать у воспитанников потребность  быть успешными в дальнейшем самоопределении.  Важнейшей составляющей Федеральных Государственных  стандартов к   дошкольному образованию  является введение детей дошкольного возраста в мир культуры. Именно  поэтому коллектив дошкольного образовательного учреждения поставил перед собой задачу внедрить в систему образования детей дошкольного возраста предмет «Музейная педагогика».  А также, в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, а важнейшим компонентом современного образования становится субъектная позиция ребенка, что позволит   сформировать  у воспитанников дошкольного образовательного учреждения нравственно-волевые и коммуникативные качества личности во  взаимодействии   непосредственно в пространстве интерактивного мини- музея.

Цель:

Повышение эффективности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении  за счет интеграции содержания образовательных областей  средствами музейной педагогики

Задачи:

1.Создать педагогические условия в ДОУ для повышения профессиональной компетентности педагогов в проектно-исследовательской  деятельности по созданию и организации  мини-музея.

2.Согласовать образовательную программу и календарные планы по работе в  зоне мини-музея, синхронизировать изучение вопросов, общих для разных возрастных групп детей.

3.Привлекать  родителей  к совместным мероприятиям художественно-эстетической и проектно-исследовательской деятельности, в рамках которых они (родители) от наблюдателей педагогического процесса постепенно перейдут к позиции инициаторов и активных участников.

Сроки проведения: 2015г.

Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Для эффективности проведения тематического контроля используются следующие формы и методы (оценочный инструментарий):

  • анкета для педагогов
  • карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской деятельности средствами музейной педагогики
  • карта анализа занятия с использованием материалов мини-музея
  • критерии оценки смотра-конкурса по организации мини-музея
  • график проведения тематического контроля

План-график к тематической проверке

« Развитие личности дошкольника в детском саду

средствами музейной педагогики »

№ группы

Дата

Время

Режимный момент

Содержание контроля

Кто проводит

1-я младшая

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Васильева Е.О

2-я младшая

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Карпичева А.Л

средняя

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Конюхова О.В

разновозрастная

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Баранова Н.С

старшая

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Бородастова Ю.Г

подготовитель

ная

НОД

Наблюдение и анализ образовательного процесса

Карсакова М.Г

все педагоги

Анкетирование педагогов

старший воспитатель

все группы

Обзорный просмотр

Анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

старший воспитатель

все группы

Смотр-конкурс

Организация мини-музея

старший воспитатель

все педагоги

Обзорный просмотр

 Планирование.

 Система работы. Документация.

старший воспитатель

Обработка материалов проверки.

.

старший воспитатель

Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев

Воспитатель___________________________

Группа______________________

Дата__________________

Параметры

проверки

Наличие творческих заданий,

загадок, стихов, сказок.

Наличие материала из истории

предметов.

Какую функцию выполняет

музей

(поисковая, научно-

исследовательская, культурно-

образовательная,

экспозиционная)

Результаты творческой

деятельности детей:

детские рисунки,

поделки

Формы работы с детьми в

музейном пространстве:

сценарии занятий, элементы

театрализации, костюмирование,

проекты, фольклорные

праздники.

Насыщенность мини-музея:

наличие предметов.

Среднее по группе:

Наличие условий в группах для формирования представлений детей о тематике музеев (сводная таблица)

1-я младшая

2-я младшая

средняя

разновозрастная

старшая

подготовительная

Параметры

проверки

Наличие творческих заданий,

загадок, стихов, сказок.

Наличие материала из истории

предметов.

Какую функцию выполняет

музей

(поисковая, научно-

исследовательская, культурно-

образовательная,

экспозиционная)

Результаты творческой

деятельности детей:

детские рисунки,

поделки

Формы работы с детьми в

музейном пространстве:

сценарии занятий, элементы

театрализации, костюмирование,

проекты, фольклорные

праздники.

Насыщенность мини-музея:

наличие предметов.

Среднее по группе:

Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ

Воспитатель_____________________________

Группа__________________________

Дата_________________

Показатель

Оценка в баллах

1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея

2. Сезонность экспозиции:

- круглогодичный

- сезонный

3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности,

- новизна, уникальность экспозиции,  

- соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

- соответствие экспозиции интеграции образовательных областей;

- взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции;

 

4. Доступность экспозиции для посещения:

5. Наличие презентационных  материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса,  презентационных материалов на бумажных и электронных носителях,  участие в выставочных мероприятиях и др.)

6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея

Таблица критериев оценки мини-музеев ДОУ (сводная таблица)

Показатель

1-я младшая

2-я младшая

средняя

рзновозрастная

старшая

подготовительная

1. Соответствие представленных материалов тематике мини-музея

2. Сезонность экспозиции:

- круглогодичный

- сезонный

3. Оценка эстетического вида представленной экспозиции мини-музе с учетом привлекательности,

- новизна, уникальность экспозиции,  

- соответствие экспозиции задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

- соответствие экспозиции интеграции образовательных областей;

- взаимодействие педагогов с детьми и родителями при формировании экспозиции;

4. Доступность экспозиции для посещения:

5. Наличие презентационных  материалов мини-музея (использование Интернет-ресурса,  презентационных материалов на бумажных и электронных носителях,  участие в выставочных мероприятиях и др.)

6. Соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья воспитанников и мер безопасности в помещении мини-музея

Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.

воспитатель_____________________

группа________________________

дата_________________

Показатели смотра-конкурса

Как мини-музей вписывается в интерьер группы

-  место расположения;

-  эстетичность;

-  креативность

Учёт возрастных особенностей детей

Паспорт мини-музея

Цель создания.

Описание использования музея в работе с детьми

Разделы и экспонаты

- качество,

- разнообразие,

- история экспонатов: как появился предмет;  может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

- соответствие возрасту

Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки)

Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею

Связь с другими видами деятельности

Умение педагога провести экскурсию по музею

Критерии оценки смотра-конкурса «Музейная педагогика» в ДОУ.

(сводная таблица)

Показатели смотра-конкурса

1-я младшая

2-я младшая

средняя

рзновозрастная

старшая

подготовительная

Как мини-музей вписывается в интерьер группы

-  место расположения;

-  эстетичность;

-  креативность

Учёт возрастных особенностей детей

Паспорт мини-музея

Цель создания.

Описание использования музея в работе с детьми

Разделы и экспонаты

- качество,

- разнообразие,

- история экспонатов: как появился предмет;  может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

- соответствие возрасту

Уголок самостоятельной деятельности (схемы, рисунки, поделки)

Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею

Связь с другими видами деятельности

Умение педагога провести экскурсию по музею

При определении содержания необходимо:

 1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

 2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

 3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

 4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дошкольника средствами музейной педагогики

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Понятие ...

Нравственное развитие дошкольников через музейную педагогику"

В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь отвлеченными понятиями.Именно в детском саду дети получают пер...

"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"

Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики

Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию у дошкольников нравственно - патриотических качеств личности средствами музейной педагогики...