Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.
материал

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvenn.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.

Воспитатель МДОУ детский сад №6 «Белоснежка» Гуляева Г.В.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение  к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. 
Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству. Создание мини – музеев в детском саду – новая форма работы, которая решает следующие задачи:

1.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2.Формирование у дошкольников представления о музее.

3.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

4.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

5.Развитие речи и расширения словарного запаса.

6.Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

7.Воспитание культуры поведения.

В нашем  детском саду  создан   мини-музей: «Русская изба».

В «Русскую избу» были помещены предметы, имитирующие натуральный быт. Например, печь, сундук, ткацкий станок, кукла в народном костюме. Её одежда, головной убор, украшения – копия женского русского народного костюма. Так как в нашей коллекции элементы одежды, украшений и головных уборов представлены мало, кукла является необходимым экспонатом для ознакомления дошкольников с русским народным костюмом.

Для эффективной работы музея разработана «Программа деятельности», основные задачи которой – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям), воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.

При воспитании детей используются различные формы работы:

– интегрированные занятия;

– экскурсии;

– занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история прялки, самовара, утюга, сундука);

– занятия на основе нетрадиционной организации и представления программного материала – урок мудрости, урок мужества, урок любви, занятие-презентация;

– занятия с использованием фантазии (занятие-сказка, занятие-сюрприз);

– беседы, соревнования, игры, конкурсы, турниры, викторины.

Целый ряд занятий построен в форме инсценировок. Это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей.

Эффективными методами, используемым в нашей работе, являются экспериментирование и проектирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют. Метод проектов даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и формирование духовно-нравственных качеств, и уважение к народной культуре. В детском саду традиционно проводятся Осенины, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица; День семьи, любви и верности.

Использование средств музейной педагогики позволило адаптировать детей к современной жизни, расширить духовно нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности. Таким образом, мы убедились в том, что в результате активного использования средств музейной педагогики наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Список литературы.
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.:Аркти, 2005.
3.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
4.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
5. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002. 
6. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дошкольника средствами музейной педагогики

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »

В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля  организации работы в ДОУ по музейной педагогике...

"Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"

Сообщение на районном семинаре для воспитателей ДОУ "Развитие дошкольников средствами музейной педагогики"...

семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"

laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников средствами музейной педагогики »

Одним из направлений в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является ознакомление с родным краем: его культурой, историей, традициями.Однако, в ходе работы с детьми, мы пришли...

Презентация «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»

Содержание презентации раскрывает задачи интеллектуального развития детей средствами  музейной педагогики и предназначена для педагогов дошкольных учреждений....