Моторная основа в творческой деятельности детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме
В данной консультации воспитателям предлагаются игры и упражнения на развитие у детей мелкой мотрики рук. Предложенные игры и упражнения, проводимые систиматически на занятиях по изобразительной деятельности, помогают детям уверенно держать карандаш, кисть, развивают речь и мышление ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motornaya_osnova_v_tvorcheskoy_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozras.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТОРНАЯ ОСНОВА
В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Моторика, или техника выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления. Здесь внимание обращается на работу крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса (крупная моторика) и работу мелкой, тонкой мускулатуры кистей, пальцев (мелкая моторика). Если моторика развита хорошо, то это дает основание предполагать, что ребенок физически и психически развит нормально.
Закономерно, что в изобразительной деятельности мы отводим важное место в организации специфических форм двигательно-оздоровительной деятельности детей и развитию осмысленной и выразительной моторики ребенка. Без внимания к этой стороне психофизиологического развития детей невозможно научить их элементарным навыкам изображения. В процессе изображения широкий размах кистью комбинируется со скрупулезно-тонкими, ограниченными и крайне разнообразными движениями. В рисунке нет, как в письме, «подпорок» в виде линеек или клеточек разграфленной бумаги, помогающих правильно располагать элементы письма. Вертикаль, горизонталь и другие направления на листе ребенок в рисунке берет на глаз.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности мы развиваем движения руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники и психологи – исследователи детского рисунка. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает»
На начальных этапах развивающего обучения рисованию, особое внимание мы уделяем развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся «слушать» свои руки, все тело в моменты творения и претворения образа. Для этого используются специальные методики «вхождения» в целостное психосоматическое состояние. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда «пританцовывают», живой характер носит мимика.
Далее в своей деятельности мы предлагаем детям упражнение «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук». Это может быть рисование отдельных предметов, образов. Но поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать образ на бумаге, перед ним могут ставиться более сложные, чем в обычных условиях, «изобразительные» задачи. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины. В любом варианте это будет способствовать расширению их творческих изобразительных возможностей. Целесообразно выполнение такого задания под музыкальное сопровождение, предыдущих характер искомого образа (образов).
Наряду с этим детям можно предложить порисовать в воздухе носом, головой, плечом, локтем, ногами т.п.
Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущих органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом (им предлагается голосом, в том числе и музыкально, «озвучивать» рисунок).
Неразрывно связаны со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий упражнения на развитие воображения у детей. Это способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает их общий физиологический тонус. Среди форм работы по организации двигательно - оздоровительных моментов на занятиях по изобразительной деятельности мы проводим с детьми такие упражнения, как «Радужные брызги». Это упражнение развивает воображение детей. Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды. При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга. Далее им предлагается представить, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги.
Ребятам задаются вопросы: «Куда летят брызги?», «Какого они цвета?», затем предлагается «построить» радугу из водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.
Особое место среди упражнений, которые связаны с развитием мелкой моторики руки, мы отводим заданию «Лепим умелую руку».
Данное упражнение также способствует развитию воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, при обучении игре на музыкальных инструментах, а также в процессе овладения элементарными навыками письма – преимущественно в тех случаях, когда детям для усвоения предлагается новый материал.
Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка (правая или левая – соответственно для правшей и левшей). Другая рука выполняет «ваятельские» функции.
Ваятель разминает глину, добиваясь пластичности материала (руки). Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый характер. Большой палец должен быть сильным, добрым, выступающим основой и опорой для всех остальных (это – папа). Указательный палец –строгий, следящий за порядком, контролирующий (это – мама). Средний палец – кроткая, немногословная, но очень трудолюбивая сестра. Мизинец – маленький помощник всех остальных членов семьи, хотя иногда довольно непослушный (это - младший братик).
Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать возникающие при этом трудности. После того как скульптор поработал с пальчиками, он оценивает свое творение в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки и пр.).
Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движение рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразным орудиями детского воображения. Активно участвуя в зарождении и передаче образов воображения, движущие руки способны очень многому научить его голову. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.
В старшем дошкольном возрасте мы используем упражнение «Рисуем двумя руками», которое направлено на развитие у детей амбидекстрии (умение пользоваться и левой и правой рукой), пространственного воображения и мелкой моторики руки.
Начнем с самого простого. Проведем вертикальную линию через середину альбомного листа и возьмем в каждую руку по карандашу. Далее поставим их в одну точку. Например, нарисуем березовый лист. Карандаши как будто отталкиваются друг от друга и начинают описывать две окружности, но, опомнившись, встречаются на той же вертикальной линии. Вот березовый лист и готов.
Чтобы рисунок получился более четким и живописным, можно сначала потрогать живой или засушенный лист, обвести его форму двумя указательными пальцами, почувствовав его форму, повторить контур в воздухе, уже потом рисовать. При выполнении этого упражнения можно также использовать краски и кисть.
«Штриховка» - данное задание дает возможность ребенку старшего дошкольного возраста подготовить руку к напряженной и серьезной работе в школе. Перед началом упражнения детям рассказываются правила работы: штриховать только в заданном направлении (оно указано стрелочкой); соблюдать только одинаковые расстояния между линиями; не заходить за контуры предлагаемого для штриховки рисунка. Затем рассматривается конкретный рисунок, оговаривается направление линий. Сначала дети повторяют движение в воздухе и лишь после этого начинают самостоятельно штриховать. Важно при этом следить за положением тела ребенка во время работы, за тем, правильно ли он держит карандаш. Во время занятия штриховкой мы рекомендуем проводить упражнения на релаксацию, физкультминутки.
Особое внимание, во время выполнения упражнений по развитию мелкой моторики у детей на занятиях по изобразительной деятельности, мы уделяем индивидуальным особенностям каждого ребенка, учитываем его возраст, настроение, желание и возможности. Игры и упражнения, проводимые систематически, на занятиях по изобразительной деятельности помогают детям уверенно держать карандаш, кисть, развивают речь и мышление ребенка.
Таким образом, создавая рисунок, ребенку необходимо с одной стороны, иметь представление об изображаемых предметах и их качествах, с другой – уметь выразить эти представления через движение руки. Поэтому в организации изобразительной деятельности требуется не только развитие эстетического восприятия представлений, но и развитие зрительно – моторной координации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду. ...
Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...
«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительная деятельность)»
творческая деятельность детей старшего возраста....
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
Конспект занятия: «Потешный фольклор как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель занятия: демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству.Задачи:Предметные: продемонстрировать знания и навыки, полученные в ...