проект "Машины на нашей улице"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Титова Елена Сергеевна

краткосрочный проект для младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность: 
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Для повышения познавательного интереса ребенка важно показать, что окружающий его мир не всегда был таким, он все время меняется. Включая ребенка в познавательную деятельность, мы развиваем и его речь, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать ее можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, т. е. развивает познавательные способности. 
Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнут много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. 
Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т.к. чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке. 
От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным, образовательным процессом, требующим применение целого ряда психолого-педагогических методик. 

Участники проекта: дети 2 младшей (1) группы, воспитатели, родители.

Срок реализации:2-30 апреля
Цель проекта: познакомить детей с улицей, разными видами, марками транспорта и его назначением; совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей, родителей. 
Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах. 
Задачи: 
Образовательные: 
- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути и т.д.), односторонним и двусторонним движением, домашним адресом; 
- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода; 
- продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт); 
- учить называть и различать виды общественного городского транспорта, знакомить с дорожными знаками, обозначающими его остановки. 
Развивающие: 
- развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес; 
- обогащать словарный запас детей; 
- расширять кругозор детей. 
Воспитательные: 
- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам; 
- прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте. 
Предполагаемый результат: 
- У детей сформируются знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах города, в общественном транспорте. 
- Будет привито желание выполнять данные правила самими и привлекать к этому родителей. 
- Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках. 
- Сформируются умения ориентироваться на улицах города. Повысится познавательный интерес к жизни улицы. 
- Пополнение развивающей среды различными пособиями. 
Формы реализации проекта: 
• НОД; 
• Беседы; 
• Чтение художественной литературы; 
• Дидактические, подвижные и пальчиковые игры; 
• Рассматривание иллюстраций; 
• Оснащение пространственно-развивающей среды; 
• Работа с родителями; 
• Совместная игровая деятельность; 
• Самостоятельные игры детей. 
Реализация проекта:

1.Предварительная работа:

- рассматривание картин;

- чтение стихов, рассказов;

- игры с машинками;

2.Основной этап:

- составление картотеки стихов и загадок о транспорте;

- наблюдение за транспортом (обмен впечатлениями о знакомых видах транспорта, знакомство с новыми видами транспорта);

- тематический цикл занятий «Транспорт»;

-работа с родителями.

-Беседы: об автомобилях (какие бывают по размеру, цвету и пр., зачем нужны разные машины, марки автомобилей и т.д.); «Знакомство с улицей»; «Посмотри налево, посмотри направо»; «Безопасность на дорогах» и др. 
- Просмотр презентации.
-Сюжетно – ролевые игры: «Улица», «Едем на автобусе» 
Речевое развитие. Чтение художественной литературы.

-А. Тюняев «Машины». 
-А. Барто «Жил на свете самосвал». 
«Умный транспорт», «Быстрые тачки», «Крутые тачки». 
-. Сутеев «Разноцветные колеса». 
-Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» 
-Л. Новогрудский «Движется – не движется» 
-В. Суслов «Его сигнал для всех закон» 
- А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо» 
-С. Михалков «Одна рифма» 
- Н. Мигунов «Друг светофор» 
-Р. Фархади «Светофор» 
- С. Михалков «Велосипед» и т.д. 
Познавательно развитие.

Рассматривание иллюстрации машин в книгах, энциклопедиях, журналах, альбоме. 
-Рассматривание эмблемы машин. 
-Загадки про машины. 
Художественно- эстетическое развитие.

Раскрашивание машин (при раскрашивании не выходят за контуры рисунка);

 -выполнение аппликации из цветной бумаги «Светофор»;

 -рисование с элементами аппликации «Машины в городе»;

 -рисование «Грузовик» 
Физическое развитие

Подвижные игры («Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили») и пальчиковые игры на автомобильную тематику «Транспорт», «Правила дорожного движения»; физкультминутки; комплекс утренней гимнастики «Машины» 
Другие формы работы с детьми: 
- Просмотр мультипликационных фильмов о машинах: «Финли – пожарная машина», «Сказки о машинах», «Дорожная сказка», «Автомобиль кота Леопольда» и др. 
-Целевые прогулки и наблюдения: «Наблюдение за трудом шофера», «Наблюдение за пожарной машиной», «Наблюдение за автомобилем».
Работа с родителями:
- создание памятки « Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения» 
-Создание родителями альбома « Дорожные знаки»
-Чтение рекомендуемой литературы с детьми.

Результат проекта:

• Фотоотчет проекта. 
• занятие-развлечение «Едем к бабушке в деревню»

Дети: расширят кругозор, пополнят словарный запас; научатся различать легковой и грузовой транспорт, их назначение; научатся избегать опасные ситуации на дороге.

 Список используемой литературы:

-Книга вопросов и ответов «Что? Где? Почему?» Москва: ЭКСМО 2002 г.

-Энциклопедия для детей т.4 М., Аванта, 1995 г.

-Полынова В.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
-Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2007.
-Михайлова З.С. «Математика от 3 до 7» С.-П. «детство – ПРЕСС», 1999.

-Интернет. https://nsportal.ru

Занятие-развлечение «Едем к бабушке в деревню».

Цель: Дать детям представление о транспорте; активизировать слова машина: (легковая и грузовая), автобус; привлечь к обмену впечатлениями о знакомых видах транспорта; учить выделять и называть яркие признаки отдельных транспортных средств, их назначение, внятно произносить звук «б» - «бь», обогащать словарный запас, учить рассказывать распространенными предложениями об увиденном, воспитывать уважение к старшим.

Оборудование: Игрушечные машины (легковая и грузовая), автобус; дед и баба – персонажи кукольного театра, подарки – платок и поясок, бутафорские оладушки, руль.

Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке и дедушке в деревню.

В: Отвезем им подарки – платок и поясок – говорит она и показывает подарки. Сначала нам нужно решить, на чем мы поедем в деревню.

Показывает грузовую машину.

В: Что это? Какая это машина: легковая или грузовая?

Дети: Грузовая.

В: Правильно, это грузовая машина. А как вы узнали, что это грузовая машина?

Воспитатель с детьми рассматривает грузовую машину: обсуждают её назначение, основные части: кузов, кабина, колеса, руль.

В: Правильно, машина, которая возит разные грузы, называется грузовой.

(Читает стихотворение)

К нам приехала машина,

Вот колеса, вот кабина,

Вот руль, вот кузов,

Кузов нужен ей для грузов.

В: Ребята, а можем ли мы с вами поехать на грузовой машине в деревню?

Дети: Нет не можем. На этой машине перевозят грузы, а людям на них ездить нельзя.

В: А на чем могут ездить люди?

Дети: На разных машинах.

Воспитатель показывает детям игрушку – легковую машину.

В: Какая это машина?

Дети: Легковая.

Воспитатель с детьми рассматривают игрушку, отвечают на вопросы воспитателя.

В: Правильно, как и у грузовой машины, у нее есть колеса, руль, кабина. А чем отличается грузовая машина от легковой?

Дети: У грузовой машины есть кузов, а у легковой нет. Легковая машина возит людей.

В: Правильно.

(Читает стихотворение)

Легковой автомобиль

По дороге мчится

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

В: Ребята, а можем ли мы поехать на легковой машине в деревню?

Дети: Можем, потому что на ней ездят люди.

В: Поехать мы сможем, но давайте посчитаем сколько мест в легковой машине и поместимся ли мы все в этой машине? (Считают)

Дети: Нет. Нам нужен автобус.

В: Показывает игрушку – автобус.

-Давайте посчитаем, сколько здесь мест (считают с воспитателем)

Дети: Много

В: На автобусе мы все вместе можем поехать к бабушке и дедушке.

(читает стихотворение)

Автобус, словно жук большой,

С утра мотор заводит свой,

И нас везет по мостовой

Он на работу и домой.

В: Этот автобус – игрушка, он маленький, а мы с вами сделаем большой автобус из стульчиков.

Воспитатель вместе с детьми делает автобус, выбирают шофера, рассаживаются на места.

Воспитатель спрашивает, знают ли дети, как едет автобус, как он сигналит?

Дети: Автобус едет «в-в-в», а сигналит «би-и-и-п, би-и-и-п» (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает и предлагает повторить вместе с ним).

В: Тогда отправляемся в путь.

Воспитатель и дети едут на «автобусе», дети рассказывают, что они видят из окна автобуса.

В: Приехали. Вот здесь живут дедушка и бабушка.

(Детей встречают игрушки – дедушка и бабушка).

Дети здороваются с ними, дарят им подарки. Дедушка и бабушка благодарят их.

Бабушка: К вашему приезду я пекла оладушки да не совсем успела. Ребята, помогите мне, спойте песню «Ладушки, ладушки пекла бабка оладушки», а я пока допеку.

Песня «Ладушки».                                                     Дети поют, показывают движения.

1. Ладушки, ладушки!

Где были? У бабушки.   / Хлопают в ладоши

Испекла нам бабушка

Сладкие оладушки.       / Имитация

2. Маслом поливала,

Деткам давала -             /   Имитация

Коле два, Оле два,

Ване два, Тане два,  / Показывают по два пальчика поочередно на той и другой руке

Всем дала!                  / Раскрывают ладошки

Имитация чаепития.

Дети благодарят бабушку и дедушку за оладушки. Едут на автобусе обратно в детский сад.

Стихи о транспорте.

1.Грузовик

Мощный транспорт – грузовик

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили ГРУЗЫ.

2.Автобус

Дом по улице идет

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках

3.Скорая помощь

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, -

Набери скорей 03…

И приедет скорая помощь.

4. Дождевой автомобиль.

Где же туча дождевая?

Почему прибита пыль?

Мостовую поливает

Дождевой автомобиль.

5.Троллейбус

В городе троллейбус ездит.

Открывает двери нам,

Привязав два уха вместе

К длинным тонким проводам.

6. Трамвай

Идет по рельсам он всегда

И держится за провода.

И всякий раз звонок дает,

Что отправляется вперед.

7. Электричка

У трамвая есть сестричка –

В семь вагонов электричка.

И приходится ей днями

Мчаться между городами.

8. Маршрутка

А у маленькой «маршрутки»

Все расписаны минутки

И в ее салон садятся,

Чтоб домой скорей добраться.

9Легковой автомобиль

По дороге я качу,

И урчу и рычу.

На дороге не стой.

Автомобиль я легковой.

10.Трактор

Этот трактор сильный очень,

Не боится ям и кочек.

Он сегодня нам помог

Домой доехать без дорог.

11.Самосвал

Экскаватор чем хорош?

У него огромный ковш.

Он усталости не знает,

Целый день себе копает.

12.Пожарная машина

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар!

13.Почтовая машина

Синяя машина с белой полосой,

Она развозит почту летом и зимой.

Много в ней журналов, писем и газет,

И везет она тебе пламенный «привет»!

14. Поливальная машина

С оранжевым боком, с оранжевым светом

Машина проедет по улицам летом.

Она подметает и чистит, и моет,

И снег убирает, но только зимою

15. Шофер

Целый день шофер трудился,

Он устал, он запылился,

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку

Свой огромный самосвал.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ                                                                                                                                                                                                                                                           «Что должны знать взрослые о правилах безопасного движения»

При выходе из дома:

- Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

- Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару:

- Придерживайтесь правой стороны тротуара.

- Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

- Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку.

- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия.

- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу:

- Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть.

- Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.

- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

- Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства.

- Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами.

- Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

- Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется.

- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни.

- Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом.

- Не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идите строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами.

- Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же.

- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно.

- Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.

- При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учит ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть, при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.

При посадке и высадке из общественного транспорта:

- Выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть.

- Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса.

При ожидании общественного транспорта:

- Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.

При движении автомобиля:

- Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем.  Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен.

- Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку и удариться о переднее стекло или панель.

- Ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка.

- Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

- Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.

При поездке в общественном транспорте:

- Приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара.

- Объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно тогда, когда он стоит.

- Следует выработать условный рефлекс на «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы».

- Научите ребенка всматриваться в даль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает едущий вдалеке автомобиль или мотоцикл.

- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать «секунды», ребенок сможет правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.

Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....

Экскурсия по городу - Рассматривание растений на нашей улице.

Закрепление и уточнение знаний у детей о разновидности деревьев, кустарников, цветов....

Конспект занятия " Наша улица " аппликация во второй младшей группе.

Решение проблемной ситуации-помощь  заблудившемуся  зайчику....

проэт "Наша улица родная"

Презентация проэкта для детей старшего дошкольного возраста "Наша улица родная"....

конспект НОД в средней группе "Наша улица"

Программное содержание:Учить детей создавать сюжетные композиции, рисовать красками, дома, цветы. Закреплять умение закрашивать предметы, рисовать вертикальные и горизонтальные линии, использов...

Проект "Машины на нашей улице"

Данный проект разработан в силу особой актуальной проблемы обеспчения безопасности дошкольников на дорогах улицы и поселка....

Аппликация «Наша улица, наша станица» 2 младшая

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3398550","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"59"}}]]Аппликация во второй младшей группе...