Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада для развития социального интеллекта дошкольников.
методическая разработка на тему

        Проблема развития социального  интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей ДОУ предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnogo_intellekta_doshkolnikov.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей  предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта дошкольников.

Ст. воспитатель

Сидорова Татьяна Владимировна

        Проблема развития социального  интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей ДОУ предполагает воспитание людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Одним из механизмов, способных обеспечить эффективность данного процесса, является развитие эмоционального и социального интеллекта детей и взрослых.

      В настоящее время работы российских исследователей затрагивают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности, описывают функции и структуру социального интеллекта (М.И. Бобнева, Ю.И. Емельянов, О.Б. Чеснокова).

      Понятие «социальный интеллект» в отечественную психологию было введено Ю.Н. Емельяновым, который под социальным интеллектом понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. 

        В дошкольном возрасте происходит поуровневое развитие социального интеллекта, происходящее наряду с процессом социализации  дошкольника. Социализация в данном случае рассматривается не только как процесс, но и как результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, то есть преобразование (под влиянием обучения и воспитания) психологических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, мотивационно -ценностных ориентаций, норм и правил поведения.

         И в этой связи отметим важность двухаспектности социализации:

- с одной стороны, это усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду,

- с другой стороны - это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной деятельности, активного включения в социальную среду.

        Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.

      Одним из важных направлений развития социального интеллекта дошкольников является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды группы.

     Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

       Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

- семья («Дом, семья») ;

- образование («Детский сад») ;

- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ;

- торговля («Магазин») ;

- производство («Швейное ателье») ;

- строительство («Строительство», «Строим дом») ;

- развлечения, общественные места («В кафе») ;

- путешественники («Кругосветное путешествие») ;

- транспорт («На дорогах города») ;

- военная тематика («Пограничники», «Мы – военные разведчики») ;

- спорт («Мы – спортсмены»)

   В каждой группе детского сада имеется дидактический комплект игр по социально-коммуникативному развитию детей:  «С кем дружить?», «Кому и что подарить», «Моя семья», «Маскарад», «Мое настроение», «Хороший или плохой поступок».

   Оборудованы уголки: «Уголок общения», «Уголок дружбы», «Уголок настроения».  Педагогами детского сада и родителями  изготовлены:

- альбомы – «Моя семья», «С днем рождения», «Правила доброты и вежливости», «Мое настроение», «Хорошо или плохо»;

- «Коврик злости» (ребенок вытирает ноги, пока не улыбнется и не пройдет вся злость у него) , «Стаканчик для гнева» (ребенок весь свой гнев и злость спускает в стаканчик и закрывает его);

- альбомы для цифровых рассказов по темам: «Оцени поступок», «Это я», «Как мы умеем дружить»;

   Педагогами детского сада создана картотека проблемных ситуаций: фото кейсы, печатные и видео-кейсы. Воспитатель предлагает детям пример какой-либо ситуации, совместно определяют проблему и способы ее решения.

    Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада вызывает у детей чувство радости, эмоционально - положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной  деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в детском саду.

Одним из условий полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Для развития речи дошкольников необходима организация центра реч...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....