методические рекомендации воспитателям
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Потехина Людмила Владимировна

Даны рекомендации для  проведения народных праздников в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации с детьми 5-7 лет по использованию народных праздников в дошкольных учреждениях.

Приобщение к миру родной культуры поможет ребёнку почувствовать гармонию жизни предков славян, понять их обычаи и традиции.

                                                                                                                                      Н.Г.Пантелеева.

Яркая культура русского народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники- это отражение взглядов предков на быт, труд и природу; это нить связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиции, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества.

Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Сказки, песни, танцы, ремёсла, праздники, традиции, обрядовая поэзия, изобретательное искусство-всё это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.

Педагогическую работу по данному направлению можно представить как интеграцию всех образовательных областей на календарно-тематической основе построения образовательного процесса с включением региональных особенностей, так как народные традиции соединяют в себе слово, музыку, движения, труд, изучение природы и т.д. Этим обусловлено широкое включение материала, связанного с освещением традиции и проведением праздников, не только в образовательную деятельность, но и в режимные моменты, в совместную деятельность детей и взрослых-педагогов и родителей(участие родителей в выставках, фольклорных праздниках, вечерах и др.), а также создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его может происходить в режимных моментах(на прогулках, в утренние и вечерние отрезки времени, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики после дневного сна), в игровой(народные и хороводные игры, драматизация обрядовой поэзии, развивающие игры и др.), музыкальной(слушание народных мелодий и русских песен, их инсценировка) и трудовой деятельности(кружковая работа по обучению рукоделию и ремеслу) и т.д.

Итак, большая часть работы проводится вне занятий, в ходе режимных моментов. Системы работы по изучению народны традиций и праздников строится на основе народного календаря. Год в детском саду традиционно начинается с сентября- значит, и знакомство с народным календарём начинается с осенних обрядов и праздников Руси.

Организация педагогической работы с детьми может включать:

Создание центра или комнаты народных традиций, фольклорной комнаты, национального уголка(жилище, одежда, народное искусство, утварь и т.д.)

Повседневное общение с детьми- эмоциональные рассказы педагога о жизни предков, их культуре в сочетании со слушанием народной музыки, рассматриванием народных игрушек, изделий промыслов.

Самостоятельные занятия, а также интегрированные, комплексные, вариативные занятия, объединённые близкой по содержанию темой и разнообразной детской деятельностью.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей –сбор информации о жизни славян, их укладе, посещение музеев, выставок народного творчества своего региона, создание видеоматериалов, ситуаций для общения и формирования отношений, домашние и творческие задания.

Культурно- досуговая деятельность, познавательные развлечения.

Весь материал охватить трудно, поэтому мы выделяем основные направления работы с детьми по приобщению их к народной культуре, а именно:

Бытовая культура и традиции русского народа;

Народные календарные праздники;

Православные календарные праздники;

Семейные традиции и праздники.

Это не значит, что сначала надо знакомить с бытом и укладом жизни людей, потом с праздниками и т.д., всё тесно взаимосвязано и выделено для отбора материала, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей. Каждое направление можно сократить или расширить в зависимости от желания педагога и условий учреждения. Важно использовать многократное повторение материала с усложнением и установлением связи с предыдущей образовательной работой.                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации воспитателя логопеда родителям

У родителей нередко создается впечатление, что речевое недоразвитие ребенка со временем исчезнет, без специального вмешательства. С первых встреч с родителями я обращаю внимание на важность систематич...

Методические рекомендации воспитателям по формированию у дошкольника навыка соблюдения ПДД.

В материале рассмотрены причины ДДП, указаны факторы, влияющие на детей, а так же задачи по формированию навыка безопасного поведения на дороге....

Методические рекомендации воспитателю

Методические рекомендации воспитателю при организации двигательного режима в детском саду....

методические рекомендации воспитателям по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду

методические рекомендации по адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду...

Методические рекомендации воспитателю при работе с гиперактивными детьми

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все де...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Методическая рекомендация воспитателям МБДОУ д/с № 13 «Что должен знать воспитатель о ПДД»

Методическая рекомендация воспитателям МБДОУ д/с № 13 «Что должен знать воспитатель о ПДД»...