Проект « Город Алейск – малая Родина», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников Средняя «Б» группа
проект (старшая группа) на тему

Александрова Марина Михайловна

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому,  задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_0.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида города Алейска Алтайского края

Проект « Город Алейск – малая Родина»,

как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников

Средняя «Б» группа

                                                               Подготовили:                                                    

Воспитатели: Александрова М.М.

                                                                                                                   Тексакалиди Н.В.

                                                                                                                                                                                                             

                                                            г. Алейск 2015

                                                   

Вид проекта: творческий, информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».

                                             Актуальность темы

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому,  задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; воспитывать любовь у детей к Родине, к своей семье – как ячейке общества, приобщать воспитанников к истокам семейной культуры.

Задачи проекта:

-формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;

-формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;

-объединить  участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети активные, любознательные, интересуются новым в истории возникновения  семейных гербов детей своей группы, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к педагогу.

Продукт проектной деятельности:

-Выставка «Семейные гербы» нашей группы

-Рисунки детей «Символы моей семьи», «Моя семья».

Направления проектной деятельности:

- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.

- Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи,  изобразительная  деятельность, игровая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М., 2011).

- Система работы по нравственному воспитанию. Сост. Н.В. Алешина (М., 2008)

- «Что может герб нам рассказать…» под ред. Л.В. Логиновой (М., 2006).

- Методическое пособие «Российская символика» сост. Е.К. Ривина (М., 2005).

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный:

- Изучение интереса детей для определения целей проекта

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

- Обращение к специалистам.

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зон по нравственно-патриотическому воспитанию, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.

  1. Организационно- практический

Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края»

«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я  - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделай наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы Алтайского края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.

Методы проекта:

  1. Наблюдение
  2. Совместные игры
  3. Анкетирование
  4. Познавательные игры
  5. Беседы

Стратегия осуществления проектной деятельности.

В результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» при формировании у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям как основы патриотизма. Основы патриотического воспитания закладываются именно в семье.  Приоритет семьи определяется отношениями, которые начали складываться у ребенка с близкими ему людьми, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах,  поступках, продолжать семейные традиции. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, экспонатов для семейного музея).

Работа с родителями по данному направлению способствовала осознанию необходимости ознакомления детей с историей своей семьи. Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к семейным традициям и обычаям.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Е.С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4.
  3. Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ» Управление ДОУ 2006 №8.
  4. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006  №8.
  5. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2006 №8.
  6. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина» Управление ДОУ 2005  №1.
  7. И.В. Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4. 
  8. З.А. Ершова, Н.А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы
  2. подбор произведений русского народного творчества
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
  4. подготовка разного вида бросового материала
  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
  6. дидактические игры
  7. выставки книг, рисунков, поделок
  8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Формы проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты свой город»

Беседа

 «Угадай, где я нахожусь»

Дидактическая игра

 «Где я отдыхал летом?»

Рисование

Октябрь

«Моя дружная семья»

Беседа

 «Составление генеалогического дерева»

Рисование

 Составление альбома                «Моя дружная семья»

Конструирование

Ноябрь

Достопримечательности нашего города

Занятие

Родительское собрание «Алейск – наших детей»

Декабрь

«Кем работают мои родители»

Беседа

«Играем в профессии.                    Кем быть?»

Дидактическая игра

Январь

«Поможем птицам зимой»

Занятие

«Воробушку на кормушку»

Рисование

Февраль

«Главные символы родного города»

Родительское собрание

«Герб города Алейска»

Аппликация

Март

«Моя мама самая лучшая»

Стенгазета «наши мамы»

Разучивание стихотворения «Мамочке»  А. Майданика

Стихотворение

«Моя милая мама»

Рисование

Апрель

Демонстрация герба                        г. Алейска рассказ о семье, ее традициях

Выявление и распространение опыта среди родителей

Май

«Откуда хлеб пришел?»

Оформление альбома

«Алтай - хлеборобный»

Занятие

Булочная

Сюжетно – ролевая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «С чего начинается Родина?» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...

Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников

Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников. Приоритетной для формирования основ патриотизма, на ...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию в средней разновозрастной группе «Жить – Родине служить!»

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях.  Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с...

«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

Конспект основной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 2 младшей группы «Моя малая Родина»

Конспект основной образовательной деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 2 младшей группы  «Моя малая Родина»...

ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников.

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших ...