Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников
проект

Алексеева Лариса Николаевна

Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников. 

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому,  задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_alekseeva_l.n._-_semeynye_gerby_i_simvoly.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение            «Прогимназия «Созвездие»

(МАОУ «прогимназия «Созвездие»)

Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников

                                                                                                            Подготовил воспитатель:

                                                                                                            Алексеева Л. Н.

г. Пыть-Ях,

2021г.

                                                     Паспорт проекта

Проект может быть использован, при работе дошкольного образовательного учреждения по программе «От рождения до школы»   (под редакцией  Н.Е.Веркасы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2013). Соответствует ФГОСТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вид проекта: творческий, информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области: Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы:

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому,  задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

Цель проекта: внедрение метода детских проектов с целью вовлечения родителей в педагогический процесс; воспитывать любовь у детей к Родине, к своей семье – как ячейке общества, приобщать воспитанников к истокам семейной культуры.

Задачи проекта:

-формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу;

-формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме, символе единства, духовной общности членов семьи;

-объединить  участников проекта – родителей и детей в рамках создания коллективной творческой работы – семейного герба;

-способствовать проявлению фантазии и творчества участников проекта

 Совместная деятельность детей и родителей:

-изучение  «теории» (поиск информации и ответы на вопросы: что такое семейный герб, каковы особенности его составления);

-разработка семейного герба;

-представление творческих работ: презентация, выставка в детском саду.

Содержание проекта:

  1. Цикл мероприятий по теме «Главные символы родного города».
  2. Цикл мероприятий по теме «Моя дружная семья».
  3. Цикл мероприятий по теме «Символика нашей Родины».
  4. Цикл мероприятий по теме «Мир семейных увлечений».
  5. Цикл мероприятий по теме «Герб моей семьи».
  6. Цикл мероприятий по теме «Моя мама самая лучшая».
  7. Цикл мероприятий по теме «День семьи».

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети активные, любознательные, интересуются новым в истории возникновения  семейных гербов детей своей группы, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к педагогу.

Продукт проектной деятельности:

-Выставка «Семейные гербы» нашей группы

-Рисунки детей «Символы моей семьи», «Моя семья».

-Презентация на тему « Семейные гербы»

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М., 2013).

- Система работы по нравственному воспитанию. Сост. Н.В. Алешина (М., 2008)

- «Что может герб нам рассказать…» под ред. Л.В. Логиновой (М., 2006).

- Методическое пособие «Российская символика» сост. Е.К. Ривина (М., 2005).

Финансовое:

Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований ДОУ (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ (изготовление наглядных и дидактических пособий и др.)

Материально-техническое:

Реализация проекта требует оформления в групповой комнате зон по нравственно-патриотическому воспитанию, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, для фиксирования занятий необходимо фото и видеооборудование.

Кадровое:     Воспитатели.

Системная паутинка проекта

Структура проекта

Номер цикла

Образовательные области

Тема цикла

Сроки реализации

Содержание цикла

1. Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«Главные символы родного города»

Сентябрь

Родительское собрание «Пыть-Ях – город наших детей»;

Аппликация на тему «Герб Пыть-Яха»

3. Речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«Моя дружная семья»

Октябрь

Беседа «Моя семья»;

Составление альбома «Моя дружная семья»;

Составление генеалогического дерева.

3. Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«Символика нашей Родины»

Ноябрь

Консультация для родителей

«Знакомим дошкольников

с государственной символикой  страны и округа»; НОД «Наша Родина – Россия»;

Разучивание стихотворения  

В.Степанова «Герб России»

4. Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«Мир семейных увлечений».

Декабрь

Беседа «Как я помогаю дома»; сюжетно-ролевые игры -  “Семья”, “Дочки-матери”. «Дом»,

5. Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«Герб моей семьи»

Февраль

Консультация для родителей "Как создать герб  своей семьи"; Продуктивная деятельность  «Семейный герб».

6. Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«Моя мама самая лучшая»

Март

Рисование «Моя милая мама»; Стенгазета «Наши мамы»;

Разучивание стихотворения Н.Майданика «Мамочке»

7. Речевое развитие,  социально- коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

«День семьи»

Май

Дидактические игры - «Играем в профессии», «Кем быть»;

Выставка рисунков «Моя семья»

Этапы работы над проектом

Этапы, задачи

Деятельность педагогов

Деятельность семьи

1 этап

Пробудить у родителей желание трудиться над развитием своей семьи, также как над развитием своего ребенка. Для этого создавать индивидуальный имидж семьи: ее родословную, герб, традиции, историю, архив и т.д.

Формулируют проблему (цель), (при постановке цели определяется и продукт деятельности: герб семьи). Мотивирование семьи на осмысление и развитие семьи,  ее ценностей (особенно связанных с укреплением физического и духовного здоровья семьи).

Формулируют задачи проекта.

Вхождение в проблему (осознание и личностное ее восприятие)

Принятие задач проекта

Осмысление традиций, ценностей  семьи, тех правил здорового образа жизни, которых придерживается семья.

Дополнение задач проекта

2 этап

Помочь родителям осмыслить индивидуальность семьи, отобрать то, что будет воплощаться в гербе.

Оказание помощи в решении задач, в планировании деятельности.

Индивидуальное консультирование по проблеме.

Углубление представлений о семье.

Демонстрация промежуточных результатов.

Вовлечение большинства родителей в проектную деятельность.

Советы по оформлению творческой работы.

Поиск информации  о гербах, их символике, об истории семьи, традициях.

Планирование совместной деятельности.

Распределение ролей в выполнении проекта.

Осознание родителями индивидуальности, значимости своей семьи.

 Приобретение необходимых материалов для изготовления альбома, плаката: краски,  фломастеры и др.

3 этап

Изготовление герба. Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности над проектом.

Поощряют  осуществление проекта.

Дают необходимые рекомендации.

Организация совместной деятельности с детьми, бесед на заданную тему: «Кем работают мои родители», «Наше хобби» и др. для углубления представлений детей о семье, ее традициях.

Совместное выполнение продукта проекта (согласование действий, обмен мнениями, внесение дополнений, собственно художественно-продуктивная деятельность).

Придумывание девиза, символов,  надписи на гербе.

Вовлечение детей в оформление  герба.

4 этап

Раскрыть индивидуальность семьи в готовом продукте.

Подготовка родительского собрания, на котором будет представление семейных гербов.

Подведение итогов конкурса. Определение победителей (совместно с родителями).

Выявление  и распространение опыта.

Подготовка продукта проекта к представлению гербов (составляют краткий рассказ о  гербе).

Представляют продукт деятельности другим родителям: демонстрация герба, краткий рассказ о семье, ее традициях, о том, что нашло отражение на гербе.

Вывод: В результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» при формировании у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям как основы патриотизма. Основы патриотического воспитания закладываются именно в семье.  Приоритет семьи определяется отношениями, которые начали складываться у ребенка с близкими ему людьми, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах,  поступках, продолжать семейные традиции. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, экспонатов для семейного музея).

Работа с родителями по данному направлению способствовала осознанию необходимости ознакомления детей с историей своей семьи. Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к семейным традициям и обычаям.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ патриотизма и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.

                                                                                                            Приложение №1

Родительское собрание
«Пыть-Ях – город наших детей!»

      Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.

      Предварительная работа:
1.Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.
Вопросы анкеты:
- Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
-Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края (принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает за животными, за цветами...)?
-Беседуете ли Вы о родном городе Пыть-Ях?
-Бываете ли на праздниках, посвященных Дню города?
-Как часто Вы вместе с детьми слушаете (поете, рассказываете) песни, стихи о нашей стране , округе.
-совершаете выезды на природу;
-знает ли ваш ребенок герб нашего города, нашей страны?;
-смотрите телевизор?
-На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о родной стране, городе, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
-Нужна ли Вам помощь педагогов в получении информации о родной стране, городе; в чем-то еще.
- В каких мероприятиях Вы согласились бы принять участие?
1.Вопросы к викторине  "Знаете ли Вы свой город?"
3.Выставка газеты «Я гуляю по Пыть-Яху".
4.Реклама статей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.


   

   Ход собрания
1.Вступление.
Воспитатель знакомит родителей с выставкой детских рисунков, благодарит за полные искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.
2. Дискуссия на тему "Какого человека мы называем гражданином?"
Тезисы к обсуждению проблемы:
Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям, любовь к семье.
Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина".
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
3.Викторина для родителей на тему "Знаете ли Вы свой город?"
1)Назовите дату образования Пыть-Яха.
2)Какие музеи и памятники вы знаете в нашем городе?
3) Что изображено на гербе города?
4)Сколько микрорайонов в нашем городе?
6) Какие улицы города названы в честь жителей Пыть-Яха?
4. Знакомство родителей с народными пословицами в соответствии с темой собрания:
-Человек без Родины - соловей без песни.
-Береги землю родимую, как мать любимую.
-Посеянное вовремя жемчугом взойдет.
-Дома стены помогают.
5. Подведение итогов. Определение темы следующего собрания, сроков его проведения и участия родителей в его подготовке.

                                                                                                                       Приложение№2

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

- воспитание любви к Родине;     

- воспитание уважения к старшему поколению;     

- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;    

 -знание истории своей страны;     

- другое;     

- затрудняюсь ответить.     

  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

- да;     

- нет;     

- затрудняюсь ответить.     

  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

- прививать детям уважение  к людям своей страны;       

- познакомить с обычаями и традициями своего народа;       

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;       

- расширять представления о родной земле, её столице, городах;       

- ознакомление с историческим прошлым России;       

- ознакомление с государственной символикой страны и округа.

  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей -педагоги;

-родители.

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

- да;       

 -нет;    

- затрудняюсь ответить.        

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  2. Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

                                                                                        Приложение №3

Конспект игровой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мы дети России!»

 Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной.

Дать представление о своем городе:  жилых домах, достопримечательностях города, улицах,  площадях, общественных зданиях.  

   Задачи:  Закрепить представление детей о семье, о родственных отношениях. Воспитывать у детей любовь к близким, отзывчивость и понимание к чужим заботам, чувство сопереживания, умение слушать друг друга. Воспитывать у детей интерес у детей к своей Родине, округу, городу.

Расширять представление о гербах, познакомить с понятием семейный герб. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре и родному языку других народностей. Воспитывать у детей патриотизм, формировать интерес к познанию своего края, своей Родины. Продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

   Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие,  художественно-эстетическое развитие

        Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная
      Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей

      Форма проведения: игра

     Оборудование: Письмо, оформление группы «Зимний лес», конус «Огонь»,  коллективная работа «Наши гербы», стенд «Моя семья». Выставка фотографий города  Пыть-Ях,  шары, национальная одежда, рушник, каравай

      Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций о городе Пыть-Ях: иллюстрации на тему  «Национальная одежда народов России»;

экскурсии по близлежащим улицам; коллективная работа детей и родителей «Герб моей семьи»; изготовление альбома «Моя семья»

рассматривание семейных фотографий, проведение тематических занятий.

     Методические приемы: беседа, дидактические игры, вопросы-ответы, показ, объяснения

                            Ход игровой образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад очень рано. Вы все помните нашу березку, за которой мы наблюдаем каждый день. И вы знаете, что я увидела на ее ветвях?

-Вот этот конверт, и на нем написан адрес: Пыть-Ях, д/с «Улыбка», детям подготовительных групп. Без вас я нестала открывать конверт.

-Хотите,  мы прочитаем его вместе?

Чтение письма: «Здравствуйте дорогие дети! Пишет вам лесник дядя Миша. Помните, мы встречались с вами в осеннем лесу. А сейчас в лес пришла зима, очень многое изменилось. Я жду вас в гости, мне одному очень грустно и тоскливо, и очень хочется узнать, что же изменилось в нашем городе?»

Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда давайте с вами вспомним, кто такой лесник, и какие у него обязанности? (Ответы детей)

- Скажите ребята, а что мы расскажем дяде Мише о нашем городе?

Воспитатель с детьми подходит к выставке фотографий с видами Пыть-Яха.

   - посмотрите, ребята,  какой прекрасный город!

- ребята, скажите в каком городе мы живем? ( в Пыть-Яхе)

- А в каком округе находится город Пыть-Ях? ( округ Югра)

- Посмотрите внимательно на виды города, вы узнали его ?

- что можно сказать про наш город, какой он по возрасту (молодой)

- А что еще можно добавить? (красивый, уютный, чистый).

- А в нашем городе есть главная площадь? Как она называется? (площадь Мира)

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень много вы знаете о нашем городе. Но вы не забывайте, что мы идем в зимний лес к дяде Мише, там мы и расскажем ему о нашем городе. А теперь в путь!

 Заходим с детьми в зимний лес, у костра сидит дядя Миша.

- Давайте ребята поздороваемся, и  вежливо попросимся посидеть около костра, погреется и посмотреть на огонь. Все садятся около дяди Миши.

- Дядя Миша расскажите нам, что у вас случилось?

Дядя Миша: Ребята, я живу всегда в лесу, и очень редко оставляю его без присмотра, и я совсем забыл, как выглядит наш город, какие народы в нем живут,  что это за интересные знаки вы принесли?

Воспитатель: Это, гербы, но не обыкновенные, это дядя Миша – семейные гербы, и сейчас ребята тебе расскажут о них.

-А кто мне может показать, где находится герб России?  А что он обозначает нам, сейчас расскажет Славик

- У России величавой на гербе орел двуглавый,

  Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог

  Сильный, мудрый он и гордый, он -России дух  свободный!

- Какие прекрасные слова, действительно ребята орел сильная и гордая птица. И она символ нашей России.

 - А покажите мне герб Пыть-Яха? Кто может рассказать о нем?

- А еще я вижу здесь, какие-то новые гербы. Чьи они? (Семейные гербы) .

-Кто может рассказать о своем семейном гербе?  (Дети рассказывают о своих семейных гербах и что они обозначают)

Воспитатель: вот мы сейчас говорили о семейных гербах, а кто может сказать, что обозначает слово – семья? ( ответы детей)

- Значит семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

- Ребята, а Оля нам хочет рассказать о своей семье.

Ребенок показывает детям цветок «Родная семья»

- Посмотрите ребята цветок красивый – это я!

Папа и мама – мои стебельки,

Дедуля с бабулей в семье – корешки

Цветок наш красуется в зелени луга,

Все мы в семье своей любим друг друга!

- Ребята Оля свою семью сравнивает красивым цветком

- А с чем еще можно сравнить свою семью (солнце, большое дерево, букет цветов)

- Посмотрите на эти семейные фотографии. Кто хочет рассказать о своей семье?

- Ребята я очень рада, что у вас такие замечательные и дружные семьи!

Воспитатель: Дядя Миша, вы наверное заметили. Что некоторые ребята одеты в необычные костюмы. Это национальная одежда, она помогает показать нам , национальность к которой принадлежат дети.

- А вы знаете, что в России живет много людей разных национальностей?

- Какие вы знаете национальности? (русские, украинцы, татары, чуваши, азербайджанцы, белорусы)

- Вот даже в нашей группе много ребятишек разных национальностей

  -Посмотрите, ребята, вот красивая девчушка в веночке с разноцветными лентами. Расскажи нам о себе!

Оксана: Я украинка, и хочу вам рассказать стихотворение на украинском языке!

-  Вот Аделинау нас в роскошном наряде. Расскажи нам о себе и о своей одежде,  в которой ты одета

- Я татарочка красавица, на мне национальный татарский костюм. Мои родители с детства учат меня родному языку. И я хочу вам рассказать стишок про зайку на татарском языке. (рассказывает стихотворение)

- Как интересно правда ребята? Мы очень рады Аделина, что ты умеешь разговаривать не только на русском, но и на татарском языках.

-Рядом смуглая девчушка! А откуда? Она, нам сейчас расскажет!

Амина:  Я из солнечного Азербайджана . У меня там  живет много братьев и сестер. А сейчас я хочу рассказать вам стихотворение на азербайджанском языке. (Сабина рассказывает стихотворение).

 - А вот Виктория нам споет песню на чувашском языке  (поет песню)

- Ребята, эта песенка про дождик. Мои родители  учат меня чувашскому языку. Летом мы ездим отдыхать в Чувашию, особенно мне нравится город Чебоксары

    - Это очень хорошо, что твои родители не забывают родной язык, и знакомят тебя с ним

- А вот парень удалой и девушка красавица

Рассказать они хотят нам, чем Россия славиться?

-Катюша и  Дима расскажите нам о себе

Катя:     Россия как из песни слово

                     Березок юная листва.

                     Кругом леса поля и реки,

                     Раздолье русская душа!

Дима: Я русский человек, и русская природа,

Любезна мне и ею я горжусь!

Я русский человек, сын своего народа

И с гордостью смотрю на родину свою!

-  Очень хорошие слова о нашей России! Ребята на вас такие красивые  костюмы

- А это русская национальная одежда!

Дядя Миша: молодцы ребята, мне очень понравилось все что вы сейчас мне рассказали. Но как раз в это время мне поступил сигнал. Срочно нужно потушить костер и идти в другую часть леса. Ведь мне нужно беречь лес! вы мне поможете ребята?  Дети садятся вокруг костра и все вместе помогают потушить огонь.

Дядя Миша: Ребята, я надеюсь, что вы всегда будете ценить и уважать свои обычаи  и других национальностей. Мне с вами было очень интересно и весело. Я очень много у знал от вас. И еще ребята, я хочу вам сказать ребята, что  русский народ очень щедрый и гостеприимный. И по русской традиции я приготовил для вас каравай (хлеб-соль)

Дети благодарят дядю Мишу, и с караваем возвращаются в детский сад

Дима и Катя вместе: С караваем соль подносим

                                     Поклоняясь, отведать просим

                                     Дорогой наш гость и друг,

                                     Принимай хлеб-соль из рук!

Рефлексия

-Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Ребята скажите, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Хочется сказать ребята, что  я очень рада, что в нашей группе много ребят разных национальностей и все мы  весело и дружно живем в нашем детском саду.  Главное, чтобы всегда были - мир, дружба, уважение, любовь друг к другу!

Приложение №4

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим  

«Родословная моей семьи»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме «Семья»; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход образовательной деятельности

«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- А что написано о семье в словаре ? ( Чтение определения семьи в словаре).

- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра «Подбери признаки»

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья)

- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

«Детский сад - моя вторая семья»

- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

Рефлексия

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Приложение №5

Консультация для родителей

«Знакомим дошкольников

с государственной символикой  страны и округа»

                                                     

       Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое и для дошкольника и даже для младшего школьника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.

       Наиболее целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.  Во-первых, с триколором  нашей Родины  дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах и т.д. Во-вторых, при знакомстве с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение,  понять значение флага для страны.  Рассказ воспитателя о значении каждого цвета на флаге усиливает уважительное отношение к нему, любовь к Родине.

        Дети узнают, что верхняя, белая полоса – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

        Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны.

       Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь  Родины от врагов.

      Затем знакомим детей с  Государственным гимном России, который имеет две составляющие – текст и музыку. Объясняем правила его использования.  Рассказываем о его происхождении, назначении, содержании.

       Гимн – это торжественная песня страны.     Ее граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя.

   Затем желательно познакомить детей с гербом Москвы. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных  на гербе Москвы.  С символическими значениями белого и синего цвета дети уже знакомы,  а  черный,   как правило, не вызывает затруднений.

       Только после этого целесообразно  познакомить детей с гербом России. К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Детям предлагается рассмотреть крылья птицы,  подумать  о том, на что они похожи, что символизируют. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, о скипетре и державе  сообщаем детям в ознакомительном порядке.

        Далее знакомим детей с гербом Пыть-Яха.  Герб города Пыть-Яха представляет собой стилизованное изображение глухаря, царя птиц сибирской тайги, в сочетании с символом нефтяного месторождения и орнаментом обских угров. Геральдическое описание герба гласит: "Лазоревое (синее, голубое) и зеленое поле пониженно пересечено серебряным узким поясом, нижний край которого ограничен малыми сторонами. Поверх всего – золотой глухарь, сидящий на серебряно-черном источнике (многократно волнисто пересеченном диске)".  

       Флаг города Пыть-Яха представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос синего (вверху) и зелёного (внизу) цветов, по стыку которых проведена полоса орнамента из герба г. Пыть-Яха; в центре полотнища -  главная фигура герба г. Пыть-Яха (— золотой глухарь, держащий в лапах серебряно-чёрный „нефтяной источник“).            

     Герб Ханты-Мансийского автономного округа - Югра представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненным в орнаментальном стиле обских угров, и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз "Югра" начертан серебряными литерами на лазоревой ленте, расположенной под щитом.

      Флаг Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя - сине-голубая, нижняя - зеленая, завершенное но вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа.

Приложение №6

Консультация для родителей "Как создать герб  своей семьи".

Немного истории...

Существует целая наука – гербоведение. Она изучает гербы, их историю, происхождение, значение различных изображений, цвета.

Если бы учёные не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника. Гербоведение – это ещё и наука о составлении гербов. Учёные и художники работают над эскизами гербов, знамён, различных эмблем для армии, для лётчиков, пограничников.

Форма герба может быть разной: круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, в форме старинного воинского щита. На гербе воина изображали священный знак: крест, фигуру животного, какой-либо предмет. Это символическое изображение, священный знак должен был помогать воину в бою, оберегать от стрел и сабельных ударов.

Поле герба можно разделить на две или несколько частей. Необходимо выбрать цвета для герба. Цвет очень важен для человека. Окружающий нас мир многокрасочен. Небо – голубое, трава – зеленная, солнце – золотое, луна – серебряная. В старину каждый цвет связывали с явлениями природы: чёрный – земля; синий – вода; красный – огонь; голубой – небо; зелёный – растительность.

Значения цвета

Красный цвет называется червлёным и служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

  • синий именуется лазурным и символизирует красоту;
  • голубой символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперёд, надежду, мечту;
  • зелёный символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира;
  • чёрный говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности;
  • жёлтый и белый сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный – чистоты;
  • фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости её могли использовать лишь при царских или королевских дворах. Впоследствии фиолетовый цвет символизировал царское или королевское происхождение.

Значения животных и предметов

  • бык - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства;
  • волк - символ жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над жадным, злым противником;
  • олень - символ воина, перед которым бежит неприятель;
  • медведь - символ предусмотрительности и силы;
  • лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия;
  • кошка - символ независимости;
  • кабан - символ неустрашимости и могущества;
  • овца - символ кротости, доброты и сельской жизни;
  • пчела - символ трудолюбия и неутомимости;
  • сова - символ мудрости, смекалки и расторопности;
  • змея - символ мудрости, добра и предосторожности;
  • голубь - символ смирения и чистоты, святого духа;
  • орёл - зоркость;
  • книга - любовь к чтению;
  • мяч - спортивные игры;
  • карандаши - умение рисовать;
  • кукла - любовь к играм.

Как создать герб своей семьи

Попытайтесь вместе с ребёнком нарисовать герб семьи – схематический рисунок с геометрическими фигурами, изображениями птиц и зверей, - глядя на который, любой человек быстро сможет понять, кто вы и чем занимаетесь. Подумайте с ребёнком, чем ваша семья отличается от других и чем она может гордиться. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции.

Иногда на гербе помещают красиво написанную начальную букву фамилии его владельцев. Рядом с ней рисуются предметы, которые рассказывают о семье. Попробуйте отразить в гербе вашу фамилию, если ей соответствует какой-то предмет или существо (журавль – для Журавлёвых, молот – для Кузнецовых), род деятельности членов семьи (книгу – для учителей, компьютер – для программистов) и дальше всё, что подскажет вам и ребёнку фантазия, изобретательность и знания. Подумайте, почему ваша семья носит именно эту фамилию? От чего или кого она произошла? Кстати, представлять, какими были ваши предки и как жили – тоже очень интересно, это наша история!

Приложение №7

Художественная литература, стихотворения:

«Герб России»  В. Степанов
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный


«
Мамочке» Н. Майданик
В День восьмого марта
Мамочке любимой
Подарю я солнца
Лучик златогривый!
Пусть коснется лучик
Маминой головки,
Поцелует в щечку
Нежно и неловко!
Через тучки прямо
Лучик мой игривый
Обогреет маму
Золотистой гривой,
Глазки защекочет,
Весело играясь,
И проснется мама,
Солнцу улыбаясь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Игра - основной вид деятельности дошкольников. Именно через игру легче всего приобщать детей к народной культуре, творчеству, обычаям....

Проект « Город Алейск – малая Родина», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников Средняя «Б» группа

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому,  задача обр...

Проект «Предметно - развивающая среда как средство познавательно – речевого развития детей дошкольников»

Презентация предметно - развивающей и коррекционной среды:  "Говорим правильно". Среда проектируется с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных потребностей  детей с ОВЗ (ОНР)...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...

ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников.

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших ...

«ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »

laquo;ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» »...