проект "Этикет для малышей"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ощепкова Надежда Алексеевна
проект рассчитан на средний дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etiket_dlya_malyshey_15g.docx107.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД  «ЖЕМЧУЖИНКА»  с. БАГДАРИН

ПРОЕКТ

«ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Средняя группа

Выполнил:

Воспитатель

Ощепкова Н.А.

с.Багдарин, 2015г

 Так важно воспитать в ребенке личность, 
суметь посеять знание, добро. 
Заставить думать, размышлять и верить,
ведь воспитателю другого не дано.


Актуальность.

Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета в дружбе и товариществе. На занятиях, в играх и праздниках, за столом и на участке всегда следует бережно относиться к детским взаимоотношениям, к росткам дружбы и товарищества.

Не менее важно обращать внимание на полоролевое воспитание дошкольников с позиций этикета. Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки — женщинами, мамами. Необходимо формировать у детей представление о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», т. е. о людях, способных выполнять свои социальные роли, строить отношения с представителями своего и другого пола, способствовать развитию общества.

     В последние годы в дошкольной педагогике поднимаются вопросы гендерного воспитания, которое нередко понимается как отказ от обязанностей и свойств своего, в основном женского, пола. На наш взгляд, гендерный подход заключается в следующем. В воспитании человека происходит отказ от ориентации на половые различия, данные человеку от природы и приводящие в силу исторического развития, в котором определялось преимущество мужского пола, к ограничениям в возможностях личности.

Устанавливается ориентация на личностные качества, на умение проявить в себе в зависимости от ситуации те черты и качества, которые традиционно приписывались мужчине или женщине. Иными словами, современная ситуация требует от нас воспитания в мальчиках кроме традиционно определяемых мужских качеств еще и доброту, чуткость, мягкость, заботливое отношение к близким, умение уступить, а в девочках, помимо качеств, традиционно рассматривае мых как женские, решительность, активность, стойкость, умение отстаивать свои интересы. Таким образом, мы воспитываем креативную личность, способную проявлять себя в различных жизненных ситуациях, непрерывно совершенствоваться, выбирать свой жизненный путь, не ставя в центр выбора свое женское или мужское начало, а руководствуясь личностным интересом.

На основе изученных проблем мною составлен план работы по подготовке к проекту:

  1. Постановка цели и задач проекта.
  2. Разработка плана движения к цели.
  3. Привлечение родителей средней группы к осуществлению разделов проекта.
  4. Составление плана - схемы проекта.
  5. Сбор и накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта непосредственно-образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности.
  7. Задания для самостоятельного выполнения или совместно с родителями.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Цель проекта: воспитать у детей гуманистическую направленность поведения. Создать в группе обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка. Способствовать формированию активности при вступлении ребенка в общение с педагогом, достичь открытости ребенка во взаимоотношениях со взрослым и сверстниками.

Задачи проекта:

  • Формировать первоначальный опыт активного поведения у детей среднего возраста в ситуации ссоры сверстников, умения согласовывать свои дей ствия с партнером по деятельности, не прибегая к негативным формам выражения своего несогласия.
  • Побуждать детей к совместным действиям, направленным на поддержку сверстника.
  • Развивать у детей способы проявления гуманного отношения к сверстнику: воспитывать отзывчивое отношение, сочувствие, сопереживание в ситуациях дискомфорта, сорадость в ситуациях успеха сверстника.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Тип проекта: Ролево – игровой с элементами творческих и сюжетных игр.

Вид проекта: Творческий.

Продолжительность: сентябрь  2015 – май 2016 г.

Направление: коррекция поведения.

Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игровая деятельность, активизирующее общение, проблемные ситуации, чтение художественной литературы.

Основополагающий вопрос - Что такое дружба?

Проблемные вопросы - Сможем ли мы жить в группе дружно, не ссорится? 

Учебные вопросы – Как можно договорится и не ссорится? К кому обратиться за помощью? Кто первый уступит во время ссоры? Как слушать собеседника и вести себя во время разговора?

Механизм отслеживания

- собеседование с родителями;

- наблюдение;

- продукты деятельности родителей и детей.

Ожидаемый результат

У детей младшего возраста постепенно появляется чувственность к состоянию сверстников и умение самостоятельно проявлять гуманное отношение к ним. Каждый из детей, в свою очередь, ощущает доброжелательное отношение сверстников к его переживаниям. В группе устанавливается положительная эмоциональная обстановка, что оказывает благоприятное влияние и на весь процесс нравственного воспитания детей.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата:

Этапы

Содержание

1 этап Организацион-ный

  1. Изучение литературы о межличностных отношениях детей дошкольников.
  2. Мониторинг «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам».
  3. Составление перспективно- тематического плана работы с детьми среднего возраста в детском саду.
  4. Сотрудничество с семьями воспитанников по подготовке к образовательной деятельности:
  • изготовление буклета приглашения к проекту. Приложение 9
  • проведение консультаций и бесед по теме.
  1. Консультации для педагогов:
  • Воспитание гуманных чувств и отношений между детьми в группе детского сада.
  • Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников. Приложение 4
  • Формирование коллективных взаимоотношений.
  • Рекомендация учителя логопеда «Воспитание культуры речи у дошкольников».
  • Культура общения со взрослыми и сверстниками.
  1. Изготовление дидактического материала: настольные  игры, презентации по темам, дидактические игры по теме «Правила этикета межличностных отношений». Упражнения на создание положительного, эмоционального настроя ребенка в группе. Картотека игр на развитие эмоционального благополучия ребёнка в группе.

2 этап Основной

  1. Организация развивающей среды в группе.
  2. Проведение работы с детьми в соответствии с перспективно-тематическим планом по теме «Давайте жить дружно». Приложение 1
  3. Проведение встречи с родителями по теме: «Воспитание нравственных навыков»; «Детская дружба». Приложение 2
  4. Составление для родителей брошюр. Приложение 3
  5. Памятки для работы педагогов с детьми  по развитию у детей дружеских взаимоотношений.
  6. Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности,  презентации по темам.  Приложение 5
  7. Настольные  игры, дидактические игры по теме «Правила этикета межличностных отношений». Упражнения на создание положительного, эмоционального настроя ребенка в группе. Приложения 6,7
  8. Чтение художественных произведений. Приложение 8

3 этап Заключитель-ный

  1. Презентация по темам непосредственно- образовательной деятельности.
  2. Корректировка перспективного тематического плана.
  3. Итоговый мониторинг «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам».
  4. Проведение викторины «Если с другом вышел в путь».
  5. Выставки работ детей (рисунки, совместные поделки, альбомы).

Дружеские взаимоотношения детей друг с другом

Особое значение в социализации младших дошкольников занимает совместная деятельность воспитателя и детей. Умелое использование приемов, средств, методов обучения, способов организации деятельности позволяет педагогу создать развивающую педагогическую среду, организовать педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Социально-нравственное воспитание детей четвертого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Важное место в этом процессе принадлежит расширению общих представлений детей об окружающем мире, углублению представлений о людях – взрослых и детях, формированию ориентации в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.

В средней группе, основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным фор мам гуманного культурного поведения. Необходимо организовать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.

Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, «новенький» не может сам справиться), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым по ступкам детей.

Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, кото рому они подражают.

Практические умения, поведение, общение.

В привычной обстановке ребенок должен самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого.

Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям и близким. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе пытаться проявить заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи). Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.

Представления и познавательные умения детей.

Ребенок должен иметь представления о детях разного возраста, мальчиках и девочках. Выделять особенности совсем маленьких (грудных) детей, малышей-дошкольников и детей школьного возраста. Различать и сравнивать одежду совсем маленьких и старших детей, их игрушки, предметы пользования, типичные занятия. Знать имена мальчиков и девочек, уменьшительно-ласкательные имена и формы обращения к маленьким детям. Рассматривать картинки, фотографии, скульптурные композиции, отражающие общение, совместные дела, любовь и нежность детей и взрослых (мать и дитя, отец и сын, бабушка и внуки), дружеского общения детей разного возраста. На картинах, в литературных произведениях, в группе с помощью старших выделять добрые поступки детей по отношению друг к другу, выражать к ним свое положительное отношение. Видеть негативные действия детей, рассуждать о них вместе с воспитателем, называть их последствия для других людей, высказывать к ним свое отношение.

Эмоциональные состояния.

Ребенок должен различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния детей, вслушиваться в интонацию их речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах других детей. Представлять, как можно помочь другому, чем порадовать в случае огорчения.

Правила культуры общения и взаимодействия.

Ребенок должен знать элементарные правила культурного поведения в среде детей: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. Знать, что в детском саду все игрушки общие, у всех равные права на них; игрушки надо беречь, тогда они дольше служат детям; если игрушка сломалась, надо попросить воспитателя ее починить.

Понимать, что детям бывает грустно и одиноко, если сверстники не приглашают их в игру, в общие дела, поэтому надо быть внимательным к своим товарищам по группе (по дойти, поговорить, предложить игрушку). Если ты будешь внимательным к товарищам, они станут внимательными к тебе, и всем будет хорошо и весело.

Пользоваться в оценках поступков элементарными представлениями (добрая девочка, дружные ребята и т. Д.). Устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответным отношением других детей. Пытаться самостоятельно с позиции своего опыта разрешать проблемную ситуацию. 

Проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми. Задавать вопросы о детях, событиях их жизни, поступках.

Практические умения, поведение, общение.

В привычной обстановке самостоятельно, а в незнакомой обстановке – при поддержке взрослых ребенок должен следовать в отношениях со сверстниками требованиям культуры поведения. Уметь в небольшой подгруппе объединиться для общей игры, развернуть общий сюжет, проявлять внимание к желаниям других детей, стремиться к согласованным действиям. Уметь по побуждению воспитателя или самостоятельно замечать затруднения сверстника, его огорчение и оказывать помощь. По собственной инициативе доставить радость товарищам по группе: принести интересную книжку, новую игрушку, рассказать о посещении зоопарка и т. П. С удовольствием принимать участие в общих делах: украшать группу к празднику, готовить сюрпризы для именинников. Проявлять интерес к событиям в жизни других детей. Спрашивать у воспитателя о причинах долгого отсутствия своих друзей, радоваться возвращению сверстников после болезни. Обращаться к сверстникам по имени, избегать грубого тона. Уметь выражать в общении с товарищами свои замыслы понятно, повторить, если другие не поняли; задать вопрос, если сам не понял другого. Уметь рассказать о своих друзьях, сверстниках в группе, об их любимых занятиях, некоторых чертах характера (весе лый, добрый, умный). Ласково обращаться к малышам, уметь проявлять терпение, нежность

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми

Область «Социализация»

Тема №1: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: Снятие психомоционального напряжения, развитие творческого воображения, развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии, развитие моторики, развитие коммуникативных навыков (умение работать в команде), умение управлять своим настроением (элементы аутотренинга), умению воспринимать слуховую информацию и действовать в соответствии с инструкцией, формирование психологического здоровья.

Оборудование: проектор, экран, магнитофон с записями песен о дружбе.

Словарная работа: съедобные и не съедобные грибы, осенний лес, осенние лучики.

Организация взаимодействия.

Дети слушают песню «Дружба начинается с улыбки» (Слайд № 1)

Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с вами отравимся на прогулку в осенний лес. (Звучит приятная мелодичная музыка). (Слайд № 2)

     Закройте глазки, представьте, что вы грибочки. Вот грибочки

В траву спрятались, вставать им не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли  голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивые шляпки, порадовались солнышку!

     Показали друг другу ручки, подняли их вверх, погрели на солнышке. Но вот туча побежала, дождик закапал: кап-кап-кап. Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил.

     Но вот кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел.

Воспитатель:  Ой, а что у нас за кустиком шевелится? Ребята, давайте посмотрим! (Слайд № 3)

Ежик:  Пых, пых, пых! Я к вам спешил!

            Даже ноги промочил,

            У меня для вас письмо,

            Почитайте, вот оно.

- Ежик, ты сейчас должен быть в детском саду. Что случилось?

Ежик:  Мы в садике проходили съедобные и несъедобные грибочки. А я запутался, и не знаю, как отличить, съедобный гриб, от не съедобного!? Вы мне не поможете?

Дети: Поможем! Поможем, тебе Ежик!

- Ребята, давайте Ежик сейчас посидит, а мы ему покажем увлекательную игру.

Этюд «Съедобный - не съедобный» (Слайды 4-11)

В нашем волшебном лесу есть много разных грибов, представьте, что вы грибочки, среди вас есть съедобные и не съедобные грибы. Кто-то из вас будет съедобный гриб, а кто-то не съедобный. Давайте выберем водящего, который поможет разобраться нам, где какой гриб?  А вы, оставшиеся ребята, будете только жестами, мимикой и позой, без всяких слов, изображать грибочки. (Звучит музыка либо песня о грибах, либо веселая музыка).

Ежик: Спасибо, ребята, что вы мне помогли! Теперь и я научился разбираться в грибах! Пойду в группу, а то меня уже заждались мои друзья.

Воспитатель:  Давайте, скажем Ежику, до свидания! Приходи к нам еще! Мы рады будем помочь!

Задание «Волшебные листочки» (слайд № 12) под песню Ю.Антонова «Живет повсюду красота»

- Ежик ушел. А вы, ребята, молодцы, что помогли ежику. Вы самые настоящие друзья.

     Давайте вспомним нашу прогулку в осеннем лесу. Сейчас мы с вами возьмем листы бумаги и вырежем разноцветные листочки. А затем мы их наклеим на волшебное дерево, а каждый листочек подпишем своим именем. Ребята, посмотрите, какое у нас получилось  красивое дерево. Как вы думаете, от чего оно такое красивое?  (дети предлагают свои ответы).

Воспитатель: Красивым это дерево может быть потому, что в него так много вложено тепла, доброты и детских улыбок.

Итог: Ребята, посмотрите, появились солнечные лучики. (Слайд № 13 под музыку Джеймса Ласта)

Давайте встанем в круг, вытянем руки вперед, соединим их в центре круга, тихо постоим, и почувствуем себя большим, единым, и все окутывающим солнечным лучом. Почувствуем тепло этого лучика, и постараемся, это тепло передать своим близким людям, и всем людям которые встретятся на вашем пути.

- Спасибо вам! Оставайтесь всегда таким дружными!

Вопросы:

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие?

- А что больше всего понравилось?

- Что вы чувствовали, когда помогали ежику?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а это дерево вы оставите у себя в группе, чтобы холодной и морозной зимой, оно напоминало вам, о нашем осеннем путешествии.

Наше занятие подошло к концу. До новых встреч (Слайд № 14)

Под песню «Дружба начинается с улыбки…»

Описание процедуры оценивания

Методика изучения поведения детей 4 — 5 лет в ситуациях эмоционального неблагополучия «Коробка без дна».

Цель. Выявить умения ребенка справляться с собственным эмоциональным неблагополучием; выявить особенности отношения ребенка в ситуации дискомфорта сверстника.

Место проведения: Специально созданные условия.

Испытуемые приглашаются в комнату экспериментатора, у которого на столе стоит красивая коробка с кубиками (из картона, пласт массы или другого легкого материала). Дно коробки неплотно при креплено к боковым краям (детям это незаметно), создается видимость целого предмета. Сверху коробка закрыта «глубокой» крышкой. В нее при необходимости можно сложить выпавшие кубики и Экспериментатор предлагает детям показать, как они умеют строить (мотив может быть другим, но он должен вызвать у детей желание принять предложение). Получив согласие, экспериментатор предлагает:

- Здесь на столе вам будет неудобно строить. Возьмите коробку и располагайтесь за тем столом (показывает на стоящий неподалеку детский стол).  Когда один из детей берет коробку, дно у нее падает, куби ки рассыпаются.

Возникает ситуация, в которой ярко проявляются особенно сти поведения:

а)        ребенка, рассыпавшего кубики,— отношение к своей оп лошности (испуг, удивление, отсутствие беспокойства и др.);

б)        ребенка, ставшего свидетелем оплошности сверстника,— оказание помощи, обращение ко взрослому, обвинение сверст ника в поломке коробки и т. Д.).

         Наблюдения фиксируются в протоколах:

  • эмоциональная реакция каждого ребенка: мимика, поза, жесты;
  • практические действия: а) самостоятельные; б) с побуждения педагога.

Полученные данные могут служить основанием для распределения детей на условные группы:

1 группа — дети, активно включающиеся в изменение ситуации, проявляющие отзывчивость;

2 группа — дети, замечающие эмоциональное неблагополучие сверстника, но не включающиеся в активную помощь;

  1. группа — дети, проявляющие равнодушие к эмоциональному состоянию сверстника.

     Результаты могут быть использованы при подборе дифференцированных методов формирования у детей отзывчивого отношения к сверстникам.

Мониторинг «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам»

При проведении диагностического исследования является выбор методики. Анализируя психолого-педагогические источники, мы выявили, что к данной проблеме обращались следующие исследователи: М.В. Воробьёва, С.А. Улитко, Р.С. Буре.

Представим данные методики.

Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка материал (коробка с цветными кубиками). Предложить построить постройку.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 4-5 лет в паре.

Протокол содержит: с помощью наблюдения педагог фиксирует: эмоциональную реакцию каждого ребенка: мимика, поза, жесты; практические действия: а) самостоятельные; б) с побуждения педагога.

Характеристика уровней:

Высокий уровень — дети, активно включающиеся в изменение ситуации, проявляющие отзывчивость;

Средний уровень — дети, замечающие эмоциональное неблагополучие сверстника, но не включающиеся в активную помощь;

Низкий уровень — дети, проявляющие равнодушие к эмоциональному состоянию сверстника.

Исследование осуществлялось в МБДОУ д\с «Жемчужинка» группа «Солнышко»

Количество детей 8.

Сроки исследования с 20.01.2014 по 25.01.2014 и с 20.04.2014 по 25.04.2014

Стимульный материал. Цветные кубики в коробке, схемы постройки.

Таблица 1

Мониторинг «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам» сентябрь 2015  год

Эмоциональная реакция

Практические действия с помощью взрослого

Практические действия –самостоятельно

Итог

1

Удивление

+

с

2

Рассердился

+

с

3

Удивление

+

в

4

Спокойствие

+

в

5

Огорчился

+

н

6

Рассердился

+

н

7

Рассмеялся

+

с

8

Рассердился

+

с

Итого:

Высокий -2

Средний - 4

Низкий - 2

Мониторинг «Формирование у детей отзывчивого отношения к сверстникам» март 2014 год

Эмоциональная реакция каждого ребенка

Практические действия с помощью взрослого

Практические действия –самостоятельно

Итог

1

Спокойствие

+

в

2

Удивление

+

в

3

Удивление

+

в

4

Спокойствие

+

в

5

Рассмеялся

+

с

6

Рассмеялся

+

с

7

Огорчился

+

с

8

Спокойствие

+

в

Итого:

Высокий - 5

Средний - 3

Низкий - 0

Характеристика уровней:

Высокий уровень — дети, активно включающиеся в изменение ситуации, проявляющие отзывчивость;

Средний уровень — дети, замечающие эмоциональное неблагополучие сверстника, но не включающиеся в активную помощь;

Низкий уровень — дети, проявляющие равнодушие к эмоциональному состоянию сверстника.

Диаграмма.

Вывод: таким образом, были разработаны критерии оценивания уровня формирования у детей младшего возраста отзывчивого отношения к сверстникам. Провели исследование в ходе, которого было опрошено 8 детей. На начало работы над проектом результатами явились: 2 ребёнка с высоким уровнем восприятия и 4 ребёнка со средним уровнем, 2 – с низким. После работы в течение пяти месяцев учебного года уровень формирования у детей отзывчивого отношения к сверстникам показал: 5 детей с высоким уровнем восприятия и 3 ребёнка со средним уровнем. Данные нашего исследования говорят о том, что дети четвертого года жизни активно включаются в изменение ситуации, проявляют отзывчивость и замечают эмоциональное неблагополучие сверстника.(приложение №6)

Следственно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения.

Диаграмма

Таким образом, были разработаны критерии оценивания уровня формирования у детей среднего возраста отзывчивого отношения к сверстникам. Провели исследование уровня формирования у детей среднего возраста отзывчивого отношения к сверстникам в ходе, которого было опрошено 8 детей. На начало работы над проектом результатами явились: 2 ребёнка с высоким уровнем восприятия и 4 ребёнка со средним уровнем, 2 – с низким. После работы в течение пяти месяцев учебного года уровень формирования у детей среднего возраста отзывчивого отношения к сверстникам показал: 5 детей с высоким уровнем восприятия и 3 ребёнка со средним уровнем. Данные нашего исследования говорят о том, что дети пятого года жизни активно включаются в изменение ситуации, проявляют отзывчивость и замечают эмоциональное неблагополучие сверстника.

Заключение

Таким образом, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, включает в себя:
а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;
б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;
в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.

Под влиянием растущего осознания значимости правил, и необходимости их выполнения поведение детей становится более организованным, повышается степень активности и самостоятельности, накапливается опыт эмоционально нравственных отношений между ними за счет растущего эмпатийного отклика на переживания сверстника, повышается уровень нравственных мотивов, побуждающих к положительным поступкам.

Список литературы

  1. Р.С. Буре Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дружные ребята. Москва «Просвещение» 2004.
  2. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение 1986.
  3. «Воспитывать тактичного собеседника» Д/в №8-85.
  4. «Беседы на этические темы» Д/в №4-88.
  5. «Ребенок и сверстники» Д/в №9-88.
  6. «Речевой этикет и вежливость» Д/в №4-90.
  7. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения» Д/в №3-89 г.
  8. Шипицина Л.М. «Азбука общения» С-П. Детство Пресс, 1998 год
  9. Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки» Москва, 2005.
  10. См.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И, Логинова, Т. И. Бабаева, Н, А. Ноткина, под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайлочой, Л. М. Гурович. Изд. 3-е, перераб. СПб.: Детство-пресс, 2007.

Приложение 1

Перспективно-тематический план работы с детьми по формированию
межличностных отношений  дошкольников младшего возраста.

Ме-сяц

Тема месяца

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

январь

Этикет

Тема №1: «Дружба начинается с улыбки»

Цель: развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии.

Активизирующее общение «Каким я хочу быть»;

«Мои достоинства и недостатки».

Дид. игра «Телефонный разговор»

Творческая игра «Алло, алло!»

Беседа на тему «Наши хорошие поступки».

Цель: Формировать элементарное умение анализировать  поступки людей по отношению друг к другу. Побуждать детей к совершению хороших поступков.

Дид.игра «Рисуем вместе»

Словесная игра «Напиши мне письмо»

Составление письма больному другу. Цель: формирование умения рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками.

Обсуждение ситуаций «Хорошие поступки». Цель: выявить знания детей о хороших поступках.

Приглашение в совместный проект

Буклет

февраль

Моя семья

Тема №2 «Секрет волшебных слов»

Цель: Раскрыть значение волшебных слов, формировать представление в доброжелательном общении с окружающими.

Игровая беседа «Волшебные слова»

Игра-упражнение «Пожалуйста»

Дид. игра «Как Буратино стал вежливым»

Игровая ситуация «Наши добрые дела»

Дидактическая игра «Волшебная труба»  с участием персонажа. Цель: формирование способности находить достоинства в каждом члене группы.

Дид.игра «У нас в гостях кукла Таня»

Словесная игра «Камешки»,

«Какая девочка».

Сюжетно – ролевая игра «Гостям всегда рады».

Рисование «С кем я дружу». Цель: изучение взаимоотношений между детьми.

Консультация «Воспитание нравственных навыков»

Составление альбома «Моя семья»

март

Миром правит доброта

Тема №3 «Дружба»

Цель: Формировать понятие «друг», «дружба». Умение видеть понимать оценивать чувства и поступки других.

Беседа «Что такое дружба»

Игра-драматизация рассказа «Три товарища»

Рисование на тему: «Мой лучший друг»

Беседа «Умеешь ли ты дружить?»

Беседа по рассказу Фоминой А.Н. «Подруги»

Игра-инсценировка «Катание кукол с горки»

Дид.игра «Построим вдвоём»

Словесная игра «Облака»

Сюжетно-ролевая игра «Играем, как ты хочешь». Цель: формирование доброжелательных отношений в сюжетно-ролевых играх.

Консультация «Детская дружба»

Выставка рисунков детей группы «Мой лучший друг»

апрель

Театр

Тема№4: «Урок вежливости в Школе игрушек»

Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным с негативным поступкам сверстников.

Дид.игра «Закончи высказывание»

Беседа на тему «Учимся общаться друг с другом». Цель: Способствовать зарождению добрых чувств

Игровая ситуация с участием персонажа «Я поступил плохо, когда…». Цель: формирование критической нравственной самооценки.

Словесная игра «Узнай по описанию». Цель: формирование представлений об уникальности других детей

Музыкальная игра «Танцуем вдвоём»

Рисование «Воображаемый друг». Цель: формирование представлений о дружбе.

Викторина «Если с другом вышел в путь».

Май

Праздник весны и труда

Тема №5: «В мире вежливых слов»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; закреплять знания правил доброжелательного общения; развивать умение детей избегать обиды.

Решение проблемных ситуаций «Этичные и неэтичные поступки».

Активизирующее общение «Не хочу быть неряхой».

Дид.игра «Опиши товарища». Цель:  дать понятие об индивидуальных особенностях других детей.

Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир»

Рисование на тему «Добрые  и злые». Цель: формировать представление о добре и зле

Презентация итогового игрового занятия

«В мире вежливых слов»

Приложение 2

Консультация для родителей

Воспитание нравственных навыков

Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте – с развитием и пониманием речи окружающих – вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.

И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка – мама предлагает ей присесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми – не унижают перед другими, не задевают самолюбия...

Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.

Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней.

Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, Уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.

И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию.

Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки – это значит: машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в нее; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил обращения с игрушками помогает усвоению обобщенного правила – беречь игрушки.

Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети.

Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

Предложите ребенку помочь товарищу убрать игрушки, позаботиться о малыше, выполнить просьбу старших. Помните, что только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важнейшим механизмом поведения. Все это свидетельствует о том, как важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках, используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.

Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным.

Вот сын, рассматривая иллюстрации в «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.

Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.

Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Детям 4 - 5 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.

Не забывайте о художественном слове – рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения.

С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.

И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых.

Приложение 3

Брошюра для родителей

Рекомендации для родителей с целью совершенствования собственного общения с детьми

«Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

А.Н. Острогорский

I. Развитие умений устанавливать контакт (обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент).

Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к нему закладывается в первые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собе седнику, улыбка, комплимент, приветливый взгляд.

Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться. Не забывайте:

— искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;

— очаровательная улыбка женщины лучше французской косметики;

— улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает.

Устанавливая контакт с партнером, помните о комплименте. Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник.

Для того чтобы сделать комплимент комплиментом, придерживайтесь следующих правил: — комплимент должен отражать только позитивные качества человека;

— отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение;

— комплимент должен констатировать наличие данной характеристики у человека, а не содержать рекомендации по ее улучшению («Тебе следует быть внимательнее»); — хвалите у человека то, что дорого ему (новая машина, любимая собака).

Устанавливая контакт, старайтесь смотреть в глаза партнеру.

Понаблюдайте за собой, раздражает ли вас следующее: если в процессе разговора партнер касается вашей руки; когда у собеседника на лице темные очки; когда партнер постоянно отводит взгляд.

II. Развитие умения слушать

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.

В общении постарайтесь использовать следующие приемы эффективного слушания (И. Атватер):

— дайте собеседнику время высказаться;

— слушайте собеседника очень внимательно, впитывайте все, как губка, при этом поддерживайте его высказывания словами «да» или «нет»;

— старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника;

— обращайтесь к собеседнику за уточнением;

— старайтесь повторить мысль собеседника, но при этом вы скажите ее своими словами;

— избегайте поспешных выводов;

— не отвлекайтесь, следите за главной мыслью разговора;

— стремитесь отразить своей речью чувства собеседника.

III. Развитие невербальных умений.

Успех любого контакта в значительной мере зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Поэтому особое внимание следует обращать на ма неру, позы, жесты и мимику собеседника.

В позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком, а также состояние организма и эмоциональные ре акции.

Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которую контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова. Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнера по общению, лучше смотреть именно на них.

IV. Развитие умения вести себя при общении в соответствии с нормами этикета (размещение собеседников лицом друг к другу, соблюдение дистанции).

Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говоря щему.

       Каждый человек выбирает определенную дистанцию в общении с собеседником. Выбор ее зависит от взаимоотношений между людьми и от индивидуальных особенностей чело века. Выделяют 4 зоны личной пространственной территории: интимная (от 0 до 45 см) характерна для близких людей — родителей и детей, влюбленных и т.д.; личная (от 46 до 120 см) характерна для людей, которые хорошо знакомы, доверяют друг другу; социальная (от 120 до 200 см) соответству ет неформальному, товарищескому общению; формальная (от 200 до 360 см) характерна для деловых, официальных отно шений; публичная (более 360 см) позволяет воздержаться от общения или обменяться несколькими словами.

Эти расстояния могут несколько меняться в зависимости от возраста и пола собеседников:

— ближе к партнеру стремятся находиться дети, старики, женщины (независимо от пола-собеседников), а также урав новешенные и уверенные в себе люди;

— отдаленное расстояние предпочитают подростки, люди сред них лет; беспокойные, нервные люди.

V. Развитие речевых умений (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребле ние неэтичных выражений)

Стремитесь, чтобы в вашей семье это стало привычкой:

— утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребенка;

— благодарите друг друга за оказанную услугу;

— при расставании друг с другом помимо слов прощания говорите пожелания;

— старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.

VI. Развитие умения воспринимать и понимать партнера (пер вое впечатление о собеседнике и «подстройка» к нему в про цессе общения,). Немаловажную роль в общении играет сложившееся пер вое впечатление. При формировании его многие люди допус кают ошибки следующего плана:

— если они имеют дело с человеком, который их в чем-то превосходит, то оценивают его более положительно, чем это следовало бы, а если они по каким-то параметрам пре восходят собеседника, то его уже недооценивают (фактор превосходства);

— если человек внешне привлекателен, то он кажется лучше и в других отношениях; если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются;

— те люди, которые относятся к другим хорошо, кажутся значительно лучше, чем те, которые относятся к партне рам плохо.

      Для достижения успеха в общении вам необходимо осу ществлять главный его принцип — «подстройка» к собе седнику. Для его реализации важно учитывать особенности восприятия мира собеседником. Так, одни люди воспринима ют окружающий мир в большей мере через зрительные об разы (по визуальному каналу), другие — через ощущения своего тела: удобство позы, мягкость или жесткость, тепло-холод и т.п. (по кинестетическому каналу), третьи — через звуковые и слуховые образы (по аудиальному каналу). Движе ние глаз собеседника поможет вам определить, какой канал восприятия мира для него характерен и, соответственно, «подстроиться» к нему.

VII. Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации.

Конфликт — это становление противоположных интересов, взглядов; спор, грозящий усложнениями. Жизнь без конф ликтов невозможна, поэтому необходимо научиться предви деть их или извлекать из них опыт. Существуют следующие факторы, которые способствуют возникновению конфликтов: неверная, избыточная информация; отсутствие самоконтро ля у собеседников; низкая культура.

Приложение 4

Организация непосредственно образовательной деятельности

с детьми младшего дошкольного возраста

Тема №2: «Секрет волшебных слов»

Цель. Раскрытие значения вежливых слов, формирование у детей представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

Задачи: Учить детей правилам этикета, формами и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми, правилам употребления слов приветствий и благодарности способствует преодолению застенчивости и скованности детей. Воспитывать у детей доброжелательность к род ным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками.

Оборудование — кукла Таня, картинки с изо бражением ситуаций общения, хороших поступков детей.

Организация  взаимодействия.

  1. Дидактическая игра «У нас в гостях кукла Таня».

Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают ей сесть. После этого педагог говорит:

  • Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане? (Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промол чать).
  • У нас есть о чем рассказать тебе, Таня. Вот, например, сегодня утром Андрюша увидел, что к нам в группу пришла Галина Петровна, заведующая, посмотреть, как мы тут живем. Андрюша сразу же принес стул и сказал: «Садитесь, пожалуйс та». Галина Петровна поблагодарила Андрюшу, мы с ней очень обрадовались, что он такой внимательный и вежливый.

Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она по просила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости.

(предполагаемые ответы: Сказать: «Здравствуйте!» — Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста!»).

  • Ребята, а как нужно поступить, если надо пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в комнате для раз девания? — спрашивает кукла Таня.

(Дети отвечают)

  • Правильно, — поддерживает верные ответы педагог. — В такой ситуации нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста».

Задача усложняется педагогом: А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.

- Можно ли заменить слово «здравствуйте» другими словами, выражающие приветствия? Приветствия, сказанные в разное время суток? (доброе утро, добрый день, добрый вечер)

Педагог предлагает детям поздороваться с Куклой. (дети здороваются)

После всех приветствий педагог спрашивает:

— Как вы думаете, как чувствует себя кукла Таня? Почему ей хорошо? Она радуется и улыбается всем, потому чтоона увидела, как мы внимательны к ней, любим её.  Давайте и мы все улыбнемся кукле Тане и друг другу.

(Дети встают в два круга, лицом друг к другу.)

- Что вы чувствуете сейчас? А почему? Потому что мы все сейчас с вами стали маленькими волшебниками и сказали свои волшебные слова. Какие это слова? (Здравствуйте, доброе утро...)

Педагог. А сейчас мы их еще поищем.

Разыгрываются две сценки:

  • Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: «Здравствуй».
  • К девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Таня».

- Какое приветствие вам больше понравилось? Улучшает настроение?

Оказывается, наши имена — тоже настоящие волшебные слова. А почему? (Обращаются именно к тебе, называя по имени.)

Игра. Все встают в круг. В центр круга просят выйти ребенка (застенчивого, с заниженной самооценкой).

  • Давайте все поздороваемся с ним, улыбнемся ему, назовем его по имени.
  • Что ты чувствуешь сейчас?
  • Но здороваются не только люди. А как же здороваются животные?

Педагог разбивает детей на пары, дает маски-шапочки животных. Дети изображают перед всеми, как здороваются животные. Обращается внимание на интонацию, мимику, жесты.

  • При приветствии можно сказать не только «здравствуй те» и назвать человека по имени. Вы шли в детский сад утром и увидели тетю Машу, которая вам расчистила дорожку от снега.

Разыгрывается сценка «Тетя Маша» (кто-то из детей по желанию имитирует чистку снега).

  • Что можно сказать? (Подвести детей к варианту приветствия «Здравствуйте, тетя Маша! Как хорошо Вы расчистили дорожку. Спасибо, Вам!»)
  • Что чувствует тетя Маша? (ответы детей)

Итог. Все встают в круг. По очереди каждый встает в центр, и дети говорят друг другу приветствия типа: «Здравствуй, Илья! Как аккуратно ты сегодня причесан». Необходимо найти у каждого ребенка что-нибудь хорошее.

Область «Социализация»

Тема №3: «Дружба»

Цель. Занятия по данной теме призваны формировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Предварительная работа. Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения, коммуникабельности; выяснение места каждого ребенка в группе.

Оборудование: иллюстрации «дети играют»; краски, карандаши, бумага, магнитофон с записями песен о дружбе.

Словарная работа: дружба, дружить, друг.

Организация взаимодействия.

  1. Беседа «Что такое дружба»

Воспитатель. Дети, взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте хорошень ко, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит «дру жить». Вспомните, кто, как дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошая.

(Педагог выслушивает и поощряет правильные ответы детей. Если кто-нибудь ошибается, просит подумать еще или обраща ется к другому ребенку: «А как ты думаешь?»)

- Многие дети правильно рассказывают, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, ста рается сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. (Для примера педагог напоминает высказывания некоторых детей, до полняет их сам.)

- Тот, кто хорошо дружит, — не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не жалуется воспитателю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, Что-то сделать, покажи ему, научи. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, Придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

- Я расскажу вам один случай, а вы подумайте, так ли по дступают настоящие друзья:

«Три девочки — Ира, Зина и Лена — дружили. Они вместе играли, смотрели книжки, пели песни. Однажды Ира нечаянно ломала коробку с кормом для птиц. Корм высыпался. Она испугалась и стала быстро убирать его, Лена ей помогала и го ворила: «Как же ты так неосторожно? У нас нет другой коробки! Пойдем, скажем, Вере Ивановне и попросим бумагу, чтобы Вечером починить коробку». Зина стояла в стороне и говорила: «Всегда ты, Ирочка, все ломаешь. Я вот скажу Вере Ивановне, чем теперь корм хранить?»

- Дети, как вы думаете, кто из девочек настоящий друг?

- По чему?

- Как поступают настоящие друзья? (Выслушать ответы детей)

Физминутка. Дети встают полу кругом. Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Моднина «Да вайте дружить», а дети сопровождают его чтение жестами и движениями:

Давайте, люди, Дружить друг с другом,

Как птица — с небом,

Как травы — с лугом,

Как ветер — с морем,

Поля — с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами...

2. Рисование на тему «Мой лучший друг»

Педагог читает детям стихотворение:

Жить на свете

Очень туго

Без подруги

Или друга,

Без тебя

И твой щенок

Нестерпимо одинок.

(Показывает рисунки друзей и предлагает детям нарисовать их лучшего друга, сказать, как его зову).

В конце дети рассматривают рисунки и рассказывают о своих лучших друзьях.

3. Беседа по рассказу Фоминой А.Н. «Подруги»

Давайте вспомним, какие рассказы, и стихи вы знаете о друзьях и дружбе.

Послушайте один рассказ:

Зоя, Лиза и Аза — подруги. Собрались подруги у Зои. Вмес те играют. Зоя, Лиза, Аза куклу Машу укладывают спать; забавного зайца укладывают спать, идут с ним гулять. Позвала мама Зою домой, позвали и Азу. Осталась Лиза одна. Заболели у Лизы зубы. Завязала она зубы и сидит. Узнала об этом Зоя, принесла Лизе мозаику. Узнала об этом же Аза, принесла незабудку и поставила Лизе в вазу. Стали Лиза, Зоя и Аза играть мозаикой. Красивый сделали узор из нее. Потом загадывали загадки, забыла Лиза о больном зубе.

- Как можно назвать рассказ: Больной зуб?, Как Зоя и Аза помогли Лизе, Подруги.

4. Игра-драматизация рассказа «Три товарища»

Ход игры. Педагог, обращаясь ко всем детям группы, гово рит:

- Сейчас мы с ребятами Сашей, Вовой и Алешей покажем вам отрывок из рассказа Осеевой «Три товарища». А вы потом скажете с кем из этих мальчиков вы хотели бы дружить и по чему.

После окончания игры дети называют имена мальчиков, с которыми хотели бы дружить, и обосновывают свои ответы.

Кто помнит четверостишие из песни о дружбе, которое подходит к этому рассказу:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не опросит.

Вот что значит

Настоящий, верный друг!

Педагог предлагает детям поиграть в «живые картинки».

- Придумайте, как можно показать, чтобы все догадались, что на картинке двое друзей. (Ответы детей.)

-  Педагог предлагает детям объединиться и показать свои картинки, а те, кто не придумал свои картинки, будут догадываться, что придумали другие, и оценивать, получилось или нет.

Итог.

- Мы играли в друзей, слушали рассказы о друзьях. Но у многих из вас уже есть друзья. Кто хочет рассказать о своем друге? Надо рассказать, как его зовут. IIoчему вы считаете его другом? Когда он вел себя как настоящий друг (чем помог, защитил, поделился, порадовал тебя). Думайте и слушайте песню «О дружбе» композитора И. Шаинского.

Область «Социализация»

Тема№4: «Урок вежливости в Школе игрушек».

Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным с негативным поступкам сверстников. Развивать связную, интонационную выразительную речь.

Оборудование. Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанная в коробке (за ширмой); шапочка петушка и птички (для инсценировки).

Организация взаимодействия:

Приветствие «Поздороваемся»

Воспитатель: - Наше сегодняшнее занятие мы начнем с очень интересной игры, во время которой все нужно делать очень быстро и не разговаривать. Сейчас выберите себе друга и быстро-быстро пожмите ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет поздороваться друг с другом:

- правая рука к правой руке;

- нос к носу;

- спина к спине;

- пятка к пятке.

А теперь все друг к дружке! (дети возвращаются в круг). Вот мы и поздоровались! Располагайтесь поудобнее. (дети рассаживаются).

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т.д.)

- Что значит быть вежливым? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова)

- Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете.

Игра “Волшебный клубочек” Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем клубок передается следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Воспитатель. 

- Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.

Педагог, подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!»

Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, ответить на вопросы:

- Зайчик, что нужно сказать, если обращаться к кому-нибудь с просьбой?

- Белочка, какие слова благодарности ты знаешь? (ответы детей)

Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики.

- Сейчас я познакомлю вас с Медвежонком, которому учение в Школе игрушек дается нелегко.

Медведь.

Я все могу – могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу… но не хочу!

Воспитатель. Вам понравился рассказ Медвежонка? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей.) Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!»

Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.

Мишка «отворачивается», «закрывает» мордочку книгой.

- Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.

Мишка. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!

Воспитатель. Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и каждый медвежонок, чтобы быть вежливым.

(Рассуждения детей.)

- Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.

Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, Мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.

Принесла сегодня Маша
Длинношеего жирафа.
Целый день с жирафом этим
Поиграть хотели дети:
Он бы был подъемным краном,
Угостился бы бананом.
Чтоб жирафчик мог поспать,
Приготовили кровать.
Но взяла в охапку Маша
Длинношеего жирафа,
Утащила в уголок,
Чтоб никто отнять не мог.

Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее месте предложил детям поиграть всем вместе, даже поделился бы своими игрушками. А как бы вы поступили, ребята? (Ответы детей.)

Воспитатель. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей.

Читает стихотворение Э.Мошковской «Жадных нет».

Жадные!

Поднимите руки,
Жадные,
Жадины
И жадюги.
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало!
Две-три штуки!..
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных? Смотри тщательно.
Жадных нет?!
Замечательно!

Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. (Дети желают ему быть вежливым, добрым, скромным.)

Педагог предлагает детям решить проблемные ситуации.

  • Воспитатель попросил Катю отнести в соседнюю группу книгу. Катя вошла в комнату и сказала…
  • Дима принес в детский сад новую настольную игру и положил на стол, чтобы показать детям. Все окружили Диму. Оля, девочка маленького роста, встала на цыпочки, чтобы посмотреть на игру? Но ничего не увидела. Огорчившись, хотела отойти, но Олег попросил ребят…
  • Папа попросил Вову сходить к соседу за кассетой. Сосед отдыхал – лежал на диване с журналом в руках. Прежде чем обратиться к нему с просьбой, Вова сказал…
  • Миша строит из кубиков мост. К нему подходит Дима и говорит, что он тоже хочет строить: ломает мост и забирает себе кубики. Как бы вы поступили?
  • Однажды только Наташа пришла в детский сад с санками. На прогулке дети окружили девочку, всем очень понравились санки с удобной спинкой и захотелось на них покататься. Как, вы считаете, должна поступить Наташа?
  • После дневного сна воспитатель сказал детям:»Застилайте побыстрее постели, мы сейчас пойдем смотреть спектакль в музыкальном зале». Настя аккуратно застилала свою постель и уже хотела бежать в зал, но тут увидела, что Кирилл не может справиться с одеялом. Как вы думаете, что сделает Настя?

Подведение итога.

Область «Социализация»

Тема №5: «В мире вежливых слов»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; закреплять знания правил доброжелательного общения; развивать умение детей избегать обиды.

Оборудование: Клубочек ниток, персонажи кукольного театра, грамзапись “Гадкий утенок”, маски птиц на каждого ребенка, копилка-коробочка, фишки.

Словарная работа: словарь вежливых слов, волшебные, комплимент.

Организация взаимодействия.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы понравиться своим близким и друзьям? (трудолюбивым, добрым, заботливым, послушным, вежливым и т.д.)

- Что значит быть вежливым? (не разговаривать грубо, не оскорблять, говорить вежливые слова)

- Давайте вспомним, какие вежливые слова вы помните и знаете.

Игра “Волшебный клубочек”

Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем клубок передается следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

Воспитатель: - Как еще можно назвать слова, которые вы говорили? (волшебные)

- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость - то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха.

Слышится плач.

Воспитатель:- Кто это? Знаю это девочка Маша (появляется из-за ширмы персонаж кукольного театра). Она шла через лес и заблудилась, попала к нам в детский сад. Давайте поможем ей найти дорогу домой.

Разыгрывается сцена из кукольного театра.

Маша: - Ребята, помогите мне домой попасть!

Воспитатель: - Маша, ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Маше, как надо попросить.

(Предположительный ответ: Маша должна сначала поздороваться, потом сказать волшебное слово “Пожалуйста”)

Маша повторяет свою просьбу вежливо.

Воспитатель: - Пошла Маша по тропинке, которую ей указали, и встретила на тропинке медвежонка.

Маша:- Уходи, медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти!

Воспитатель:- А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, как вы думаете, почему?

(Предположительный ответ детей: Помогают Маше вежливо попросить медвежонка).

- Медвежонок, здравствуй, дай мне, пожалуйста, пройти!

Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель: - Пошла Маша дальше по тропинке. А вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг в верхушках деревьев увидела белочек.

Маша:- Попрошу-ка я их помочь моей беде. Как же мне попросить, чтобы они не отказали? Вспомню-ка я слова, которые мне подсказали ребята. Здравствуйте, белочки! Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.

Белочка: - Здравствуй, Маша! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

Воспитатель:- Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и дом.

Маша: - Спасибо ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова!

Маша исполняет “Вежливую песенку”, дети  хлопают в ладоши.

Песня:

“Чтоб никого не обижать, друг друга надо уважать.

И не дразнить, и не грубить, и “здравствуй” говорить.

А если спросишь что-нибудь, то очень, очень вежлив будь.

И говори волшебное “пожалуйста”, и не забудь волшебное “пожалуйста”.

Воспитатель:- Вот и Маша поняла, что такое вежливость. Недаром народная мудрость гласит: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Но, к сожалению, есть и другие слова.

Дети слушают грамзапись эпизода сказки Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”, где его прогоняют со двора.

Игровое упражнение “Гадкий утенок”

     Воспитатель:- Сейчас каждый из вас превратится в какую-либо птицу с птичьего двора (дети надевают маски, один ребенок – утенок)

     Дети получают роль и озвучивают ее. Далее каждая из птиц по очереди, а затем и вместе хором прогоняют “Гадкого утенка” со двора. Затем птицам дается знак уснуть. Остается утенок, который меняет свою походку, выражение лица и превращается в лебедя. После слов: “Я лебедь” все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: “Какой красивый и сильный лебедь!” В роли гадкого утенка может побывать любой желающий.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие чувства испытывал утенок в начале игры и потом, когда стал лебедем? (высказывания детей)

- А у вас были случаи, когда вам было обидно и хотелось плакать?

- Какие слова слышать приятнее вежливые или обидные? Почему? (ответы)

- Чтобы в вашей жизни как можно реже встречались обидные слова, поиграем в игру.

Игра “Комплименты”

      Дети берутся за руки и, глядя в глаза соседу, говорят ему добрые, ласковые слова. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: “Мне очень приятно!” Затем он произносит комплимент своему соседу.

Воспитатель: - И мне очень приятно было сегодня общаться с вами. Я хочу вам подарить копилку для добрых вежливых слов и фишки каждому своего цвета. За каждое сказанное в течение дня волшебное слово – опускайте в копилку свою фишку. (В конце дня фишки считаются, выявляется самый вежливый ребенок дня.) Под веселую музыку дети получают фишки, занятие заканчивается.

Приложение 6

Дидактические игры

по теме «Правила этикета межличностных отношений»

«Мне нравится с тобой дружить»

Дети говорят друг другу слова о достоинствах своих друзей, отвечая на вопрос, почему с этим человеком хоро шо дружить.

«Закончи высказывание»

Детям предлагается закончить предложения: «Настоя щий рыцарь — это...»;      «Прекрасная дама — это...».

«Танцуем вдвоем»

Дети разбиваются на пары и танцуют под быструю или медленную музыку. Когда музыка заканчивается, каждая пара замирает. Воспитатель выбирает лучшую парную фи гуру. Музыка звучит снова, когда она заканчивается, вы бранная ранее пара выбирает следующую.

«Рисуем вместе»

Дети разбиваются на пары, каждой паре предлагается бумага и карандаши. За короткое время каждая пара должна создать свой рисунок. Затем дети рассматривают рисунки и выбирают лучшие. В этой игре дети учатся осо знанию того, как важно при совместной работе уметь дого вариваться и достигать общей цели.

«Построим вдвоем»

Эта игра похожа на предыдущую, только дети, разбив шись на пары, выполняют задание по конструированию. Его надо выполнить как можно быстрее. В конце игры де ти рассматривают поделки и выбирают лучшие.

Приложение 7

Упражнения на создание положительного, эмоционального настроя

ребенка в группе.

1. «Назови себя». Цель. Учить пред ставлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или   как   он   хотел   бы,   чтобы   его называли в группе.

2. «Позови ласково». Цель. Воспи тывать доброжелательное  отношение детей   друг   к   другу.   Ход.   Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по же ланию), ласково назвав его по имени.

3. «Передача чувств».    Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосно вений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

4. «Перевоплощение».   Цель.  Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определен ный «образ» и изображают его. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

5. «Моя любимая игрушка».  Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жиз ни. Ход. Дети выбирают, какую иг рушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

6. «Скульптор». Цель. Учить догова риваться и взаимодействовать в груп пе сверстников. Ход. Один ребенок — скульптор,    трое—пятеро   детей    — глина.  Скульптор «лепит»  компози цию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают назва ние «композиции».

7. «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать    свою    индивидуальность, представлять  себя  другим  детям   в группе. Ход. Детям предлагают пред ставить  себя   маленькими  ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок рас пускается. Затем каждый ребенок рас сказывает о себе:  где  и с  кем он растет,   как  себя  чувствует,   о  чем мечтает.

8. «Свеча». Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным со стоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5—8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, расска зывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

9. «Солнечный зайчик». Цель. Про должать воспитывать дружелюбное от ношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». За тем воспитатель говорит, что он тоже поймал  «зайчика»,   предлагает  пере дать его по кругу чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к вос питателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», облас канный   детьми,   вырос   и   уже   не умещается в ладонях. «Зайчика» вы пускают, но каждый ловит частички его   тепла,   нежные   лучики   своим сердцем.

10. «Волшебники»,   Цель  Продол жать воспитывать дружелюбное отно шение друг к другу; умение проявлять внимание и заботу.  Детям пред лагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои жела ния и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше — ловкости и т. п.

Приложение 8

Круг детского чтения: А. Барто. «Я с ней дружу», «О премии, о Димке и о весеннем снимке», «Подружки», «Сонечка»; А. Кузнецов. «Поссорились»; А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»; С. Михалков. «Мы с приятелем...», «Песенка друзей»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»; Г. Остер. «Как хорошо дарить подарки»; Д. Рода- ри. «Чиполлино»; А. Толстой. «Золотой ключик, или При ключения Буратино»; русские сказки «Теремок», «Кот и петух», «Лиса и заяц», «Петушок — золотой гребешок», «Пузырь, соломинка и лапоть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....