Семинар для воспитателей дошкольных групп «Театрализованная деятельность дошкольников»
консультация на тему

Бобровникова Елена Павловна

Материал содержит в себе план проведения семинара и  материалы для выступлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Методическая разработка.

Семинар для воспитателей дошкольных групп

 «Театрализованная деятельность дошкольников»

Методист

Бобровникова Е.П.

Москва 2017

План проведения семинара

Занятие 1.

Значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребёнка дошкольника.

  • Воспитательные возможности театрализованной деятельности. Задачи развития детей в театрализованной деятельности. (Бобровникова Е.П.)
  • Театрализованная деятельность – как средство развития эмпатии и детской эмоциональности (Долгорукова И.В. психолог).

Занятие 2.

Содержание, формы и методы театрализованной деятельности в детском саду.

  • Условия для организации театрализованной деятельности в детском саду. Принципы проектирования предметно-пространственной среды.
  • Содержание, формы и методы театрализованной деятельности.
  • Этапы подготовки театрализованной деятельности.
  • Строение занятия по театрализованной деятельности.

(методист Бобровникова Е.П., муз. руководитель Якухина В.П., логопед Фролкина С.А.)

Воспитательные возможности театрализованной деятельности. Задачи развития детей в театрализованной деятельности.

(В материале содержатся фрагменты издания Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»)

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытии ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается; основа эмпатии в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя в его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В, А. Петровский. Л. П. Стрелкова и др.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому торю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место (Б. М. Теплов). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан: создавать   условия   для   развития творческой активности детей в театрализованной   деятельности  (поощрять исполнительское    творчество,    развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средства мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.),"

приобщать   детей   к   театральной культуре (знакомить   с   устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); обеспечивать взаимосвязь театрализованной   с другими   видами деятельности   в   едином   педагогическом процессе. Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. Почему прежде всего организация, а не содержание? - По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т. д.). а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы, но всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формиро-ваться по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изодеятельности. музыкальному воспитанию, театрал изо ванной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» — концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного обшей целью.

В работе студии по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуши зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно

и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к шести маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности    его   эмоционально-личностного развития;

индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский   интерес   и   творческие   способности;

возрастные   и   поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или утолок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности — специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям — в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения. В «Школе развития». В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к. художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Учет возрастных особенностей ребенка как ["рани его индивидуальных

особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2—4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5—7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.

В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:

  • обеспечение   баланса   между совместной и индивидуальной деятельностью детей:
  • организация зон приватности;
  • предоставление права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • поли функциональность использования помещений и оборудования;
  • возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения    по   формированию выразительности     исполнения  (вербальной и невербальной);
  • отдельные упражнения по этике;
  • упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую- функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное   развитие детей.

Содержание, формы и методы театрализованной деятельности в детском саду.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д. т. е, со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому * превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений, именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являюшихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированиее должно быть чтение. Однако переигрывать — для создания звукоподражательных эффектов — не рекомендуется: дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом? А после чтения произведения А. Толстого «Приключения Буратино» предложить следующие вопросы: каких героев этого произведения можно назвать злыми? Почему?

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтения необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В. А. Сухомлинский).

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

•        понять, разобраться   в   том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

•        помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Как же должен реагировать воспитатель на эмоциональную активность детей во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать им замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помещать в полной мере пережить события сказки и «замаскировать эмоциональные оценки детей, что затруднит дальнейшую работу педагога.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?" Например, воспитатель читает отрывок: из сказки и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят?? Почему вы так думаете? Или, показывая иллюстрацию с лисой, спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При- необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность н выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

во второй младшей группе, формировать    простейшие    образно-выразительные   умения (уметь   имитировать характерные движения сказочных животных);

в средней группе обучать элементам художественно-образных    вырази тельных  средств   (интонации,   мимике   и пантомиме);

•        в   старшей   группе   совершенствовать   художественно-образные   исполнительские умения;

•        в подготовительной к школе группе развивать   творческую   самостоятельность в передаче образа, выразительность   речевых    и    пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии  «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого Петушка из скачки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении.

После этою можно предложить детям загадать друг другу загадки путем имитации движений различных животных, причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ перелают разные «актеры» («Чем отличается Лиса-Таня от Лисы-Аленки'?» и т. д.).

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые   сконцентрировали   всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок можно использовать как упражнения. Например, детям предлагают «попроситься" в теремок так, как. просились Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто был более похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др. Или привлечь внимание к. тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу». «Мама пришла за мной» и т. д. При этом не забывайте, что интонации воспитателя — образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными    состояниями   (радость. печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.

Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка». «Птичка»; Е. Чарушин «Страшный рассказ»: Н. Носов «Живая шляпа» и др.); дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещение выставки картин; прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла» и др.). упражнения типа «Я радуюсь, когда...», «Я грушу, когда...» и т. д.

Воспитатель должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, как ребенок испугался медведя и т. д. Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось похоже и почему.

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» — рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:

введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное заключение, обеспечивающее   успешность   театрализованной деятельности.

Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков повеления способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

•        что делать, если ролей не хватает на всех детей:

•        кто   будет   играть   отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10—12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети — в большинстве случаев — хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все; и дети, и взрослые — артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так", стремление активно участвовать в театрализованной деятельности и привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы «прилипает» к нему, и в конце концов к этому ребенку начинает складываться определенное отношение. Поэтому целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Во время занятий необходимо:

выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем;

при    встрече   детей    с    героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

в заключение различными способами вызывать у детей радость.  

Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков. Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться, в работах по изодеятельности, ручному труду.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками («Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д.); домашнее сочинение скаток и различных историй, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов и т. л

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнения следующих условий:

•        единство   социально-эмоционального и когнитивного развития:

•        насыщение этой деятельности интересным  и   эмоционально-значимым для детей содержанием;

•        постепенность   и   последовательность ознакомления с разнообразными    вербальными    и    невербальными средствами выразительности:

•        наличие интересных и эффективных   методов   и   приемов   работы   с детьми;

•        совместное    участие    в    данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Русские народные сказки знакомы и любимы с детства каждому ребенку. В своей разработке я предлагаю педагогам организовать театрализованную деятельность на основе этих сказок....

Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

А.В.Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Можно смело утверждать, что театрализованная деятел...

Консультация для воспитателей ДОУ по театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная игра является одним из эффективных средств не только самовыражения и самореализации ребёнка, но и возможностью для интеграции содержания дошкольного образования....